Универсальный трактор Т-330 – характеристика и сфера применения

Бульдозер Т-330 – отечественный агрегат для промышленных работ

Модель Т-330 разработана «Заводом промышленных тракторов» (Чебоксары) и является единственной моделью в своей категории, выпускаемой серийно с 1975 г. Активная эксплуатация агрегата стартовала с начала 80-х годов – ей предшествовала серия доработок, после которых трактор рекомендовали для промышленного применения.

Бульдозер Т-330

Бульдозер Т-330 может использоваться в качестве альтернативы дорогостоящим зарубежным моделям. Он обладает не только повышенной мощностью и запасом надежности, но и меньшей стоимостью текущих ремонтных работ.

Основным недостатком конструкции является недостаточная живучесть моторов, начального ресурса которых едва хватало на 3 года. Капитальный ремонт не всегда восстанавливает исходную работоспособность, поэтому ряд образцов оснащен адаптированными двигателями сторонних производителей.

Модернизация трактора, проведенная на основе четырех десятилетий практики, была направлена на повышение живучести его узлов. Итогом является разработка более мощного двигателя с возможностью выбора жидкостного или воздушного охлаждения, который более работоспособен в жару или мороз.
Фото гусеничного бульдозера Т-330

Назначение

Предназначение Т-330 заключается в проведении строительных, ремонтных и мелиоративных работ в широком диапазоне температур (от -50?С до +50?С). Наиболее эффективным представляется привлечение бульдозера для реализации крупных проектов, позволяющих достичь оптимального соотношения выполненной работы к затратам на обслуживание.

Переднее расположение кабины позволяет снизить нагрузку на оператора, открывая больший обзор при работе с передним отвалом. Чтобы снизить вероятность повреждения кабины грунтом, отходящим с передней части ковша, ее сдвинули немного назад (под защиту капота).

Увеличение практической эффективности гусеничного бульдозера для работы на мерзлой поверхности достигается за счет возможности отведения выхлопных газов под отвал. Это препятствует намерзанию конгломерата грунта, который снижает подвижность ковша и массу двигаемого материала.

Благодаря эффективно реализованной системе воздушного охлаждения, двигатели рассчитаны на холодный пуск при низких температурах. В жаркую погоду охлаждения достаточно для исключения перегрева, возникающего при интенсивной работе. Наиболее эффективны при высоких температурах воздуха модели, оснащенные жидкостным охлаждением.

В качестве конкретных примеров промышленного использования тракторов можно отметить:

  • подготовку грунта под фундамент крупных зданий;
  • участие в разрушении и демонтаже железобетонных покрытий;
  • расчистка котлованов;
  • ликвидация и предупреждение последствий стихийных бедствий (расчистка рвов, производство насыпей, удаление обломков строительного мусора).

Устройство

Изначально на машине установлен 8-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. V-образная схема расположения цилиндров повышает компактность и позволяет максимально эффективно использовать возможности дизеля.

Современные версии бульдозера (модернизированные) оснащены 12-цилиндровыми двигателями, выпускаемыми Ярославским моторным заводом. Основное преимущество таких усиленных версий – повышенная мощность, увеличивающая производительность.

Основные узлы трактора и их параметры следующие:

  1. Кабина – двухместная, оснащена принудительной вентиляцией и обогревом, а также кондиционером в современном исполнении. Двухслойное остекление кабины повышает ее термозащиту в любых температурных условиях и препятствует обмерзанию. Кабина имеет дополнительную амортизацию, эргономичные сиденья и продуманные элементы управления.
  2. Гидромеханическая трансмиссия – оснащена трехскоростной, полностью реверсивной коробкой передач, раздельно передающей крутящий момент на оба борта. По отдельности действует и тормозная система, которая совместно с реверсом обеспечивает маневренность бульдозера в стесненном пространстве (позволяет разворачиваться на месте).
  3. Гидротрансформатор, включающий рабочие колеса диаметром 480 мм, имеет высокий для подобного типа конструкций КПД – 0,906. Максимальный коэффициент трансформации не отличается от стандартного (не более трех).
  4. Ходовая система – полужесткая, состоящая из двух гусеничных тележек.

Схема бульдозера Т-330

1 — передний капот бронированный; 2 — коробка передач; 3 — лента гусеничная; 4 — натяжное колесо гусеницы; 5 — гусеничная тележка; 6 — катки опорные; 7 и 8 — карданные передачи; 9 — гидротрансформатор; 10 — воздушный фильтр; 11 — катки поддерживающие; 12 — ведущая звездочка; 13 — обогреватель кабины; 14 — главная передача; 15 — дизель; 16 — предпусковой подогреватель; 17 — выпускная система дизеля; 18 — ящик для инструмента; 19 — топливный бак; 20 — бак гидросистемы; 21 — аккумуляторы; 22 — воздушный вентилятор — увлажнитель кабины; 23 — кабина; 24 — гидроцилиндр.

Технические характеристики

На большинстве современных моделей Т-330 установлен современный 12-цилиндровый двигатель, поскольку рабочий ресурс старых 8-цилиндровых агрегатов практически везде исчерпан. Приведем характеристики бульдозера в комплектации, наиболее часто встречающейся в продаже или составе механизированных подразделений.

Двигатель бульдозера Т-330 (версия ЯМЗ-240НМ2, Ярославль):

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
Цилиндрі:12шт.
— число130мм
— диаметр22,3л
— рабочий обїем140мм
— ход поршня
Мощность368/500кВт/л.с.
Частота вращения вала2100об./мин.
Крутящий момент (максимальный)1815/185Н?м/кгс?м
Расход топлива (минимальный)208/153г/ч на единицу мощности (кВт/л. с.)
Габариты1,760 ? 1,100 ? 1,190м
Вес1,790т

Габариты и характеристика гусениц:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
Башмаки:
— число42шт.
— ширина650мм
Звено:
— шаг250мм
— высота зацепления с грунтом90мм
Площадь контакта7,86м2

Параметры гидравлической системы:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
НасосыШестеренные
Производительности при 1700 об./мин.430л/мин.
Давление предохранительных клапанов:
— рыхлителя160кг/см2
— перекоса отвала160кг/чс2
— отвала160кг/см2
Параметры поршня (диаметр, ход):
— гидроцилиндра подъема и опускания отвала160х1250мм
— перекоса отвала220х300мм
— подъема рыхлителя220х560мм

Ходовые характеристики:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
Длина9330мм
Высота4762мм
Ширина4230мм
Удельное давление1,127кгс/см
Объем бака (дизельное топливо)670л
Диапазон скоростей:
— вперед0-17км/ч
— назад0-14км/ч
Масса54800кг
Дорожный просвет0,57м

Бульдозерное и рыхлительное оборудование:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
— типполусферический
— ширина4860мм
— высота1820кг
— высота подъема1530кг
— заглубление650кг
— масса7030кг
Призма волочения13м3
Заглубление отвалане более 0,65м
Перекос отвала±12град.
Рыхлитель:
— типпараллелограмм
— число зубьев1шт.
— высота подъема950мм
— заглубление1380мм
— диапазон углов рыхления±14град.
— масса6489кг
Усилие:
— заглубляющее15300кг
— выглубляющее56400кг

Стоимость современных версий бульдозера достигает 5 млн. руб. Более старые и изношенные образцы обходятся дешевле, однако расходы на их обслуживание повышают цену практически до уровня современных моделей. Существенным плюсом при использовании бульдозера являются меньшие, чем для зарубежных аналогов, затраты на запчасти.

На видео бульдозер Т-330 в работе:

Бульдозер Т-330: обзор, особенности конструкции, сферы использования

В 1975 году ОАО «Промтрактор», в те времена «Чебоксарский завод промышленных тракторов», начал выпуск тяжелой промышленной тракторной платформы Т-330.

Агрегат создавался специалистами «Челябинского тракторного завода» как головной образец семейства промышленных тракторных платформ, включающего машины различного тягового класса с единой компоновкой и унифицированные по узлам и механизмам.

По замыслу разработчиков, линейка моделей на основе Т-330 выступала базой для создания агрегатов – носителей навесного оборудования: бульдозерного, рыхлительного, кранового, трубоукладочного.

Машина рассматривалась заменой импортным агрегатам с высокой ценой в конвертируемой валюте. В стране выполнялись масштабные проекты по прокладке железнодорожных магистралей, нефте- и газопроводов, в строительстве крупных объектов промышленности.

Широко применялась тяжелая техника, созданная на платформах DRESSTA, CATERPILLAR, LIEBHERR, KOMATSU, других концернов. Приобретение и обслуживание не имеющего в стране аналогов оборудования требовало значительных затрат валюты.

Сборку Т-330 передали на новое машиностроительное предприятие в г. Чебоксары. В производстве применялись узлы и агрегаты от отечественных заводов.

Машина с тяговым классом 25 получилась достаточно производительной, с уровнем энергонасыщения несколько меньшим, чем у зарубежных конкурентов, но по цене давала выигрыш в 2 раза.

Эксплуатация трактора продолжается более 30 лет, отдельные экземпляры до сих пор работают на строительных площадках.

Конструкторы и специалисты ОАО «Промтрактор» на основе Т-330 создали и предлагают на рынке серию машин «Четра Т» – современные трактора как с бульдозерным, так и рыхлительным навесным оборудованием.

Область применения

Используется Т-330 на вскрыше пород в открытых горных разработках, в строительстве промышленных объектов, в дорожных работах.

Назначение агрегата:

  • снятие грунта с поверхности участка слоями и передвижение грунтовой массы, гравийного, щебеночного и другого материала по рабочей зоне;
  • засыпка выемки, котлована, траншеи и т. п.;
  • выравнивание поверхности рабочей площадки в соответствии с проектными отметками;
  • возведение насыпных дамб, сооружение плотин, твердой основы под дорожное полотно и т. п.;
  • складирование в штабели и смешивание нерудных строительных материалов;
  • устройство котлованов под элементы фундаментов;
  • очистка территории строительных площадок, раскорчевка кустарников и мелколесья;
  • уборка снега, ликвидация последствий гололедных явлений.

Технические характеристики

Моторная установка

Завод-производитель

ОАО «ВгМЗ» г. Волгоград

ОбозначениеОписание мотора

Дизельный, на 8 цилиндров в V-образном блоке, 4 рабочих такта, с наддувом. Система охлаждения воздушная

Мощности при оборотах коленвала 1 700 в минуту, кВтЦилиндровая группа

2 ряда по 4 на сторону V-образного блока

Использование горючего, г/кВт. часЛитраж цилиндровой группы общий, лВес изделия, кгУзлы гидравлической системыНасосные агрегатыПараметр производительности, дц 3 /мин

430 на оборотах коленвала 1 700 в минуту

Срабатывание клапанов защиты при перекосе отвального устройства, отвальное устройство и рыхлитель, кг/кв. смЦилиндры отвального устройства, шт.Цилиндры рыхлителя, шт.Цилиндры регулирования угла резания для рыхлительного устройстваОборудование бульдозерноеОтвал ножевойШирина ножевого отвала, мВысота отвала, мПризма срезанного грунта по объему при перемещении, м 3Подъем отвала, ммПогружение в грунт ножа отвала, ммУгол смещения отвального устройства по сторонам, град.Вес изделия, т

Оборудование для рыхления

Конструкция рыхлителя

Регулируемый угол рыхления, навес параллелограммного типа

Подъем рыхлителя, ммЗаглубление в грунт, ммИзменение установок рыхления, град.Приложение силы, кг

при извлечении

Вес изделия, т

Общие параметры агрегата

Размеры по габаритам (ДхШхВ), мСкорость вперед/реверсивный, км/ч

III режим КПП

Вес готового к работе трактора, тВесовой параметр с отвальным устройством и рыхлителем, тУсилие воздействия гусеничных лент на почву, кГс/см 2

Устройство основных узлов и агрегатов

Бульдозер собран по узловой (модульной) компоновке, что существенно облегчает техническое обслуживание и замену запчастей. Для доступа к агрегатам предусмотрены многочисленные лючки и монтажные окна.

А в этой статье мы расскажем о гусеничном тракторе ТДТ-75.

Рама и моторная установка

Сварная рама собиралась из пары стальных лонжеронов коробчатых в сечении, которые соединялись поперечинами в передней, средней и задней частях. Спереди крепилась балансирная балка, опирающаяся на гусеничные тележки.

Трактор оснащался 8-цилиндровым V-образным на 4 рабочих такта дизельным турбонаддувным мотором с системой воздушного охлаждения.

Энергоустановка легко запускалась при температуре ниже -30° С. Наработка двигателя до капитального ремонта обозначалась документацией в 6 000 моточасов, в реальной эксплуатации этот параметр снижался вдвое.

Кабина и силовая передача

Расположение кабины в передней части платформы, степень ее остекления обеспечивает машинисту бульдозера полный контроль за работой отвального устройства.

Подрессоренная, защищенная от вибрации платформа гасит воздействия от силовой установки и трансмиссионных узлов, создавая нормируемые условия работы машиниста.

Исполнение гидромеханической трансмиссии модульное с отдельным приводом на каждый борт. Энергия крутящего момента дизельного мотора поступает на звездочные ведущие колеса гусеничных лент и насосный узел гидросистемы через: гидротрансформатор, КПП, редуктор согласования, карданные передачи.

Гидротрансформатор бесступенчато меняет режимы передачи силового момента от дизельного мотора в соответствии с величиной нагрузки.

КПП одна на два борта реверсивного исполнения. В коробке поток мощности раздваивается, что позволяет менять направление вращения приводных ведущих колес, регулируя движения машины и ее развороты на месте.

Управляется КПП дисковыми гидромуфтами, остановочными и реверсивными ленточного исполнения тормозами.

Бортовые передачи и ходовая система

Передачи бортов двухступенчатого исполнения: шестерни с внешним зацеплением взаимодействуют с планетарным узлом, водило которого заторможено. Узел звездочного зацепления ведущих колес закреплен болтами, что делает возможной его замену.

Ходовая система полужесткого исполнения, собирается из двух гусеничных тележек. Оси бортовых передач, на которые опираются тележки, допускают их качание.

В узлах подшипников всех катков и колес помещается смазочный материал, обеспечивающий работу механизмов на весь срок эксплуатации. Катков опорного типа 14.

Управление

В органах управления трактором и навесным оборудованием не предусмотрены приводы механического типа. Управление исполнительными устройствами осуществляется через электро- и гидросистемы.

Навесное оборудование

  • с бульдозерным отвальным устройством полусферического типа, формирующим призму перемещения объемом 13 м 3 , меняет положение в пределах 12 градусов в стороны от продольной оси трактора;
  • с рыхлительным оборудованием в однозубом исполнении, меняет положение в пределах 12 градусов в стороны от продольной оси трактора.

Производительность трактора, его российских и зарубежных аналогов

Производительность машин с бульдозерным оборудованием зависит от 4-х параметров:

  1. Объема грунтовой массы в призме волочения, сдвигаемого отвальным устройством.
  2. Мощности энергоустановки бульдозера, обеспечивающей скорость движения и маневры машины.
  3. Длины рабочей полосы, определяющей время цикла и потери грунтовой массы из призмы перемещения.
  4. Свойств породы грунта участка.

Следующий обзор посвящен мини-трактору «Беларус» 132Н, его истории создания, основным техническим характеристикам.

Для конкретной машины объем переработанного грунта за единицу времени (производительность) формируется вторым и третьим параметром, в большей степени энергонасыщенностью машины. Параметры отвала также определяются мощностью двигателя.

Фото: модификация бульдозера Т-330 ГР1

Отдельные параметры российских и зарубежных машин

Изготовитель

Обозначение моделиМасса, тМощностной параметр,

л. с.

Объем отвального устройства, м 3

Бульдозер Т 330. Советский опыт импортозамещения

В 1975 году «Чебаксарский завод промышленных тракторов» (ныне ОАО «Промтрактор») начал выпуск тяжелого промышленного трактора Т 330. Агрегат создавался с целью предложить потребителям альтернативу импортным дорогостоящим машинам. Применение и обслуживание созданных на платформах CATERPILLER, KOMATSU, других концернов рыхлителей, трубоукладчиков, бульдозеров вело к значительным валютным затратам.

Машина, собранная из отечественных узлов и деталей, получилась достаточно производительной и эффективной со стоимостью в 2-3 раза ниже, чем у западных конкурентов. Используя опыт ее производства и эксплуатации машиностроители «Промтрактора» разработали и до сих пор предлагают на рынке модель ЧЕТРА Т25 – современный тяжелый агрегат с бульдозерным и рыхлительным оборудованием.

Рисунок 1 Тяжелый бульдозер Т 330

Назначение и сфера применения

Заводское обозначение машины бульдозер Т 330 Р1-01. Тяжелый трактор предназначен для резания и перемещения слоев грунта с I по IV категорий плотности, планировки обрабатываемой поверхности рабочей площадки. Применяется Т 330 на открытых горных разработках, в мелиорации, для общестроительных и дорожных работ.

Назначение агрегата:

  • разработка поверхности участка слоями и перемещение снятой грунтовой массы, гравийных, щебеночных и других материалов в пределах рабочей зоны;
  • заполнение выемок, котлованов, траншей и т.п.;
  • планировочные работы и выравнивание рабочих площадок по проектным отметкам;
  • формирование насыпных сооружений — дамб, плотин, земляного полотна дорог и т.п.;
  • складирование и перемешивание нерудных стройматериалов;
  • оборудование котлована для возведения фундаментов;
  • расчистка участков и корчевание кустарника и мелколесья;
  • снегоуборочные работы, борьба с гололедными явлениями.

Технические характеристики

Силовая установка
Производитель

Обозначение изделияОАО «ВгМЗ» г. Волгоград

8ДВТ-330АОписаниеДизельный, на 4 рабочих такта, с наддувом и воздушным охлаждениемПараметр мощности при 1700 оборотах коленвала в минуту, кВт250Цилиндры и их расположение8 по 4 на сторону в V-образном блокеПотребление горючего, г/кВт. час230Литраж цилиндров общий, л22,6Весовой параметр, кг2600Узлы гидравлической системыНасосные установкиНШ-250, НШ-50У3-ЛПоказательпроизводительности установки в целом, дц 3 /мин430 на 1700 оборотах коленвала в минутуОтсечное давление клапанов защиты кг/кв.см —при перекосе отвального устройства 160,

на отвальное устройство и рыхлитель 160Гидравлические цилиндры отвала, шт2Гидравлические цилиндры рыхлителя, шт2Гидравлические цилиндры для смены установки угла резания для рыхлительного устройства2Оборудование бульдозерноеОтвальное устройствополусферического типаШирина ножа отвала, м4,86Высота отвального устройства, м1,82Срезаная призма при перемещении, объем м 313Подъем отвального устройства, мм1530Погружение в грунт отвального устройства, мм650Перекос отвального устройства по сторанам, град.12Вес, т7,030Оборудование для рыхленияИсполнение рыхлителя —параллелограммного типа, угол рыхления регулируетсяКоличество рабочих зубьев1Подъем на высоту, мм950Погружение в грунт, мм1380Изменения установки рыхления, угловое, град+ 14Усилие при заглублении, кг

при извлечении рыхлителя15300

56400Весовой параметр, т6,489Общие параметры агрегатаРазмеры по габаритам (Д х Ш х В), м9,33 х 4,762 х 4,23Темп движения, вперед / реверсивный, км/час
I режим3,5 / 2,9II режим6,4 / 5,4III режим13,0 / 10,8Весовой параметр трактора, т41,8Весовой параметр агрегата с отвалом и рыхлителем, т54,8Воздействие гусениц на почву- удельное,кГс/см 21,127

Рисунок 2 Основной исполнительный орган — отвал

Рисунок 3 Рыхлительное оборудование

Особенности устройства основных узлов и агрегатов

  1. Переднее расположение цельнометаллической двухместной кабины позволило машинисту бульдозера улучшить визуальный контроль за работой отвала.
  2. Гидромеханическая трансмиссия через: узел гидротрансформатора, коробку передач, редукторы согласования, валы карданной передачи направляет энергию вращения дизеля на ведущие звездочки гусеничных лент и насосную установку гидросистемы.
  3. Гидротрансформатор беступенчато регулирует параметры крутящего момента мотора в соответствии с нагрузкой на бульдозерном отвале.
  4. Коробка передач реверсивная, двухбортового исполнения. Раздваивает поток мощности к ведущим звездочкам, что позволяет менять направление движения машины и разворачивать ее на месте. Управляется гидроподжимными дисковыми муфтами, ленточными остановочными и реверсными тормозами.
  5. Бортовые передачи выполнены двухступенчатыми: первая ступень шестерни с внешним зацепленем, вторая планетарный узел с заторможенным водилом. Велущая звездочка закреплена болтами и допускает замену.
  6. Система хода полужесткого типа собрана из двух тележек для гусениц, качающихся на оси передач бортов. В узлах катков, опорных и поддерживающих, колес направления заложена одноразовая на весь срок службы смазка. Опорных катков 14, поддерживающих 4. Для натяжения цепи установлено гидравлическое устройство.
  7. Гусеничная лента с разъемным звеном собрана из 42 башмаков с шагом звена 250 мм. Ширина башмака 650 мм, контакт с почвой по площади 4,86 м2.

В органах управления механизмами и агрегатами Т 330 не используются механические приводы к исполнительным устройствам, применяются дистанционные электрические и гидравлические системы с элементами автоматики.

Тяжелые тракторы российского производства

Выпуск бульдозера Т 330 прекращен. Технические характеристики машины значительно улучшены в серии чебоксарских агрегатов ЧЕТРА Т с индексами моделей 25, 35, 40:

  • увеличена мощность и экономичность силовых установок;
  • стало производительней и надежней напорное гидрооборудование;
  • возросли тяговые нагрузки и маневренность;
  • проще и удобней стало управление.

За счет установки на трактора ЧЕТРА агрегатов и деталей, изготовленных зарубежными компаниями, реко возросли затраты на приобретение и обслуживание бульдозеров.

Обзор тяжелого промышленного бульдозера ЧЗПТ Т-330

Агрегат Т-330 — тяжелый промышленный гусеничный трактор, широко применяющийся на землеройных работах в нефтегазовом, гидротехническом строительстве, горнодобывающей промышленности. Данная модель разработана в 1972-75 годах на Чебоксарском заводе промышленных тракторов (ЧЗПТ) — крупнейшем предприятии СССР по производству тяжелой промышленной техники для топливно-энергетической, строительной индустрии, дорожного хозяйства.

Конструкционные особенности трактора

Трактор выпустили для замены зарубежных аналогов лидирующей в то время бульдозерной техники Caterpillar, Komatsu и Liebherr. Производительность машин Т-330 уступала импортным, но стоимость изготовления, сборки и последующего технического обслуживания (ТО) была намного ниже.

Бульдозер сразу же привлек внимание отечественных и зарубежных представителей прессы, общественности, вызвал много споров среди специалистов. Ведь конструкция модели нетипичная. В первых машинах кабина выходила вперед и создавала навес над отвалом.

Во время испытаний было выявлено, что земля скапливается на отвале и падает через козырек на переднюю часть кабины. При работе с каменной или скальной почвой это могло навредить устройству. Поэтому при дальнейшей разработке агрегата инженеры ЧЗПТ кабину сдвинули на метр назад, а спереди установили бронированный капот.

Идея выноса кабины вперед данной модели и особенности ее конструкции были смелым и оправданным решением. Благодаря этому снижалась нагрузка на оператора, улучшалась обзорность работы с передним отвалом, увеличивалась безопасность.

Изначально бульдозер был укомплектован 4-тактным 8-цилиндровым дизельным двигателем 8ДВТ-330 с воздушной системой охлаждения, газотурбинным наддувом и неразделенной камерой сгорания. Дизель производился на моторном заводе в Волгограде. Компоновка узлов и механизмов выполнена с учетом V-образного расположения цилиндров и особенностей установки.

Агрегат устанавливался в средней части рамы машины на 4 опорах.

Моторесурс двигателя трактора Т-330 достигал 3-4 тыс. моточасов. Этого хватало на 3 года интенсивной эксплуатации, после чего проводился капитальный ремонт. Поэтому его решили заменить 12-цилиндровым V-образным дизелем ЯМЗ-240НМ2 мощностью 500 л. с. производства Ярославского моторного завода. Такая улучшенная установка предназначена для карьерных самосвалов БелАЗ большой грузоподъемности.

Трансмиссия Т-330 — гидромеханическая с разделением крутящего момента на бортовые передачи. Ее особенность заключается в раздельно-агрегатном исполнении узлов, которые размещены на раме трактора. Она оборудована механической ступенчатой 2-вальной коробкой передач (КПП), обеспечивающей по 3 скорости переднего и заднего хода, соосным планетарным реверсивным механизмом и независимым валом отбора мощности.

Агрегат имеет ленточные тормоза плавающего типа с гидравлическим управлением и механическим приводом на стоянке.

Ходовая система — полужесткая, включающая 2 гусеничные тележки.

Натяжение гусеничной ленты облегчается гидравлическим приводом, гусеничная лента — разъемная.

Управление трактором — гидравлическое, полностью дистанционное, управление навесными механизмами — электрогидравлическое.

Технические характеристики

Для бульдозера Т-330 технические характеристики и параметры выглядят следующим образом:

  • Тяговый класс — 35.
  • Максимальная тяга — 683 кН.
  • Ширина трактора — 3170 мм.
  • Длина трактора — 6075 мм.
  • Высота по крыше кабины — 3820 мм.
  • База — 3560 мм.
  • Ширина колеи — 3250 мм.
  • Глубина преодолеваемого брода — 1000 мм.
  • Давление на грунт — 0,081 МПа.
  • Температура эксплуатации — -50…+50°С.
  • Вес конструктивный — 38260 кг.

Дизель 8ДВТ-330 имеет такие технические показатели:

  • Эксплуатационная мощность двигателя — 340 л. с.
  • Рабочий объем — 22,6 л.
  • Удельный расход топлива — 250 г/(кВт*ч).
  • Диаметр цилиндра — 150 мм.
  • Угол развала — 90°.
  • Ход поршня — 160 мм.
  • Максимальная частота вращения коленчатого вала — 1850 об/мин.
  • Объем топливного бака — 700 л.

Характеристики гусениц представлены так:

  • ширина — 650 мм;
  • шаг звена — 250 мм;
  • число звеньев — 43.

Навесное оборудование

Тракторы с рыхлительным и бульдозерным оборудованием образуют бульдозерно-рыхлительные агрегаты.

Рыхлители применяются для механического разрушения мерзлых почвенных слоев, трещиноватых пород, рыхления плотных, талых грунтов в любых климатических условиях, бульдозеры — для послойного срезания и перемещения земли, щебня, гравия после рыхления.

При агрегатировании с навесным орудием агрегаты 330 могут выполнять и такие задачи, как:

  • планировка и выравнивание строительных участков;
  • образование насыпей, плотин, дамб;
  • заполнение грунтовыми массами траншей, котлованов;
  • образование котлованов для оснований промышленных объектов;
  • расчистка площадок с выкорчевыванием мелколесья;
  • разрушение старых построек и фундаментов железобетонных строений.

Трактор также служит базой для многих прицепных механизмов:

  • скреперов;
  • виброкатков;
  • корчевателей;
  • кавальероразравнивателей.

Часто некоторые владельцы используют бульдозеры как экскаваторы-погрузчики или в качестве техники для садоводства.

К машинам могут агрегатироваться такие отвалы:

  • неповоротные прямые;
  • неповоротные полусферические;
  • неповоротные сферические.

Ширина 2 первых механизмов составляет 4730 мм, высота — 1750 мм. Ширина сферических отвалов — 4920 мм. Основной угол резания — 55°.

Техническое обслуживание

Для того чтобы трактор Т-330 работал без сбоев и обеспечивал нормальное рабочее состояние в течение заданного ресурса, необходимо проводить периодическое ТО, заключающееся в выполнении профилактических и регламентированных операций по уходу, осмотру и ремонту транспортного средства.

Периодичность ТО следующая:

  • нулевое — при обкатке;
  • ежесменное — каждые 10 моточасов;
  • ТО-1 — через 100 моточасов;
  • ТО-2 — через 500;
  • ТО-3 — 1000;
  • сезонное — при переходе к весенне-летним и осенне-зимним условиям эксплуатации;
  • особое — при изменении типичных условий работы на крайне тяжелые.

При ТО выполняют такие операции:

  1. Очистка деталей и узлов.
  2. Проверка комплектности и состояния наружных креплений сборочных единиц машины.
  3. Осмотр на герметичность и подтекание масла, топлива, электролита. При обнаружении неполадок их устраняют.
  4. Проверка уровня масла в системах.
  5. Смазка узлов и деталей.

Перечень проводимых работ по ТО приведен в «Карте технического обслуживания». Все осмотры, кроме ежесменного, обязательно должны заноситься в журнал.

Достоинства и недостатки

Трактор имеет такие достоинства:

  • оригинальный внешний вид;
  • возможность эксплуатации в суровых климатических условиях и при низких температурах;
  • комфорт рабочего места оператора;
  • простое управление;
  • отличная тепло-, шумоизоляция и вентиляция кабины;
  • максимальная обзорность при работе;
  • высокая проходимость и маневренность;
  • возможность работы в темноте;
  • доступность комплектующих и запасных частей;
  • низкие расходы на ТО;
  • доступная цена.

Главными недостатками бульдозера являются наличие двигателя 8ДВТ с малым моторесурсом и низкое качество сборки конструкции.

Гусеницы часто приходят в негодность, начинают рваться через короткое время эксплуатации, при этом срываются крылья, ящики и аккумуляторы.

Цена и отзывы владельцев

На вторичном рынке тракторы Т-330 90-х годов выпуска в удовлетворительном состоянии после капремонта составляют 1,2-2,5 млн рублей. Машины, изготовленные в 2000-х годах, в зависимости от мощности и выполняемых функций варьируются в пределах 2-4,5 млн рублей.

Владельцы бульдозеров называют их «бульдогами» и считают лучшими отечественными машинами данного класса, о чем свидетельствуют отзывы.

Василий Геннадиевич, 52 года, Новосибирск

На предприятии до сих пор пользуемся тракторами 35 класса со старыми дизелями. Отличные «бульдоги». Мотор работает на пределе, но мощности хватает при эксплуатации на полных оборотах. Выполняет любые поставленные задачи.

Петр, 48 лет, Хабаровск

В нашем крае климат суровый, поэтому для тяжелых бульдозерных работ приобретали на вторичном рынке бульдозер «Чебоксарец» с дизелем от Ярославского завода. Тяжелые машины, мощные. Скалы, мерзлые слои режут без затруднений. Расход топлива невысокий для такого класса. Постоянно производим осмотр трактора, сборочных деталей, гусеничных лент, проверяем, чтобы не было утечек масла и топлива, вследствие чего техника работает долго и без сложных, затратных ремонтов.

Основные модификации и аналоги

Аналогом гусеничного трактора является созданный на его базе, усовершенствованный бульдозер Т-330Р1-01. Он оснащен 1- или 3-зубым рыхлителем, с поперечными отвалами способен обрабатывать сложные мерзлые грунты и работать в специфических условиях.

Другие модификации — бульдозеры Т-25.01, ДЗ-94С и ДЗ-94С1, использующиеся в крайне тяжелых условиях.

Бульдозер Т-330

Бульдозер Т-330 создан на Чебоксарском заводе промышленных тракторов. Выпущенный еще в СССР, трактор стал первым на советском пространстве представителем машин с передним расположением кабины. Первый бульдозер сошел с конвейера завода в 1975 году. Сегодня техника используется повсеместно для производства земляных работ.

Бульдозер (трактор) Т-330: технические характеристики

Трактор Т-330 был разработан для самых тяжелых условий эксплуатации. Машина производилась по последним стандартам безопасности и комфорта. В свое время Т-330 даже превосходил аналогичные машины по показателям. Производитель предусмотрел возможность применения бульдозера в северных и южных регионах.

Описание бульдозера Т-330 на базе аналогичного трактора следует начать с кабины. Переднее расположение места оператора применяется на тяжелой технике редко. Однако такое решение позволяет увеличить обзорность, а, значит, улучшит показатели точности работы и безопасности.

Двигатель

Гусеничный бульдозер Т-330 использует для работы оригинальный четырехтактный дизельный мотор. Восемь цилиндров воспламеняют топливо под давлением. Для повышения мощности используется система турбонаддува. Силовой агрегат охлаждается воздухом. Это позволяет с легкостью запускать его при пониженных до -40 градусов температурах.

Первоначально на машинах Т-330 устанавливался двигатель модели 8ДВТ-330А. Система охлаждения галерейного типа обеспечивала бесперебойную работу мотора. Основание поршней было устроено таким образом, чтобы интенсивно отводить тепло. Конструкция двигателя продлевала межремонтный интервал. На клапанах устанавливался механизм поворота, способствующих их равномерному износу. Очистка воздуха производилась в две ступени.

Заводской мотор 8ДВТ-330А выдавал мощность 352 л.с./259 кВт. Промышленный трактор с таким силовым агрегатом мог предложить пользователю максимальное усилие тяги 670 кН. Максимальная скорость движения вперед составляла 16,4 км/ч. Назад бульдозер мог перемещаться со скоростью 13,7 км/ч.

Сегодня на бульдозерах Т-330 используется двигатель Ярославского моторного завода ЯМЗ-240НМ2. Мотор выдает 500 л.с./368 кВт мощности при максимальном числе оборотов коленвала 2325 в минуту. Силовой агрегат использует 12 цилиндров и гарантирует работу машины на достаточной мощности в любых условиях.

Трансмиссия

Трансмиссия гусеничного трактора Т-330 заслуживает отдельного упоминания. Бульдозер является одним из немногих современных агрегатов российского производства с гидромеханической системой. С гусеничным ходом соединяется модульная подвеска раздельного типа. Для работы системы используется трехколесный одноступенчатый гидротрансформатор комплексной конструкции, дополненный турбиной центростремительного действия.

Максимальный коэффициент трансформации составляет 3,0. В конструкции использованы колеса диаметром 480 мм. КПД установки равняется 0,906. Все перечисленные показатели создают идеальные условия для максимально эффективного использования крутящего момента двигателя, а также обеспечивает его бесступенчатое регулирование в зависимости от уровня нагрузки на машину.

Гидромеханическая трансмиссия бульдозера Т-330 использует в работе трехступенчатую, шестивальную, полностью реверсивную коробку передач. Функционирование КПП обеспечено:

  • косозубыми шестернями постоянного зацепления;
  • дисковыми гидроприжимными муфтами передач;
  • реверсивным механизмом управления тормозами;
  • ленточной системой остановочных тормозов;
  • тормозной системой реверса для каждого борта (тормоза объединены в один автономный блок);
  • согласующими редукторами механических передач для каждого борта.

Для передачи момента к коническим редукторам используются карданные передачи. Гидромеханическая трансмиссия обеспечивает раздвоение потока мощности к ведущим колесам, гарантируя стоянку машины на любых плоскостях за счет движения гусениц в разных направлениях.

Система трансмиссии подобного типа имеет ряд преимуществ:

  • эффективное использование крутящего момента и мощности двигателя на любых скоростях;
  • развитие максимальной тяги во всех режимах, включая режим упора;
  • легкое маневрирование в стесненных условиях за счет разделения привода гусениц.

Интересный факт: гидротрансформатор трактора Т-330 создан на базе аналогичного агрегата от тепловоза.

Механизм хода

Ходовая система бульдозера Т-330 состоит из двух пятикатковых гусениц, подвешенных на оси бортовых передач. Пять опорных и два поддерживающих катка с каждой стороны обеспечивают движение машины. Подвеска катков торсионного типа повышает плавность хода трактора, обеспечивает постоянное сцепление гусениц с поверхностью и снижает динамические нагрузки на ходовой механизм. Это позволяет использовать максимальное усилие тяги и повысить проходимость даже в сложных условиях.

Для обеспечения работы ходовой системы использована «вечная» система смазки. Натяжение гусениц производится с использованием гидропривода, что облегчает работу с техникой.

Управление

Еще одно оригинальное конструктивное решение для бульдозера тяжелого класса — дистанционная система управления механизмами. Органы управления, расположенные в кабине оператора, не соприкасаются механически с узлами и агрегатами. Частично автоматизированная система позволяет избегать приложения усилия для производства работы на Т-330. К тому же такая система почти полностью исключает передачу вибрации от работающих систем в кабину водителя.

Кабина

Кабина бульдозера Т-330 покоится на прочном основании из металлического каркаса. Внутри устанавливается сиденье на упругой подвеске, регулируемое по нагрузке, углу наклона спинки и высоте. Кабина подрессоренная, оснащается система шумо- и виброизоляции. Для обеспечения комфорта оператора машина оснащается отопителем, а в модификации для южных регионов и кондиционером.

Вентиляция приточного типа минимизирует попадание пыли внутрь кабины. Система остекления — двухслойная, что исключает обледенение зимой. Рычаги и другие органы управления расположены в удобных местах и оснащены электрогидравлическим приводом для облегчения использования.

Бульдозер (трактор) Т-330: габаритные размеры

  • длина — 9330 мм;
  • ширина — 4762 мм;
  • высота по кабине — 4230 мм;
  • эксплуатационная масса — 25 000 кг.

В 70-е годы конструкция бульдозера Т-330 оставалась на уровне мировой техники. Впоследствии, ключевые особенности машины были использованы в тракторах «ЧЕТРА».

Бульдозер на базе трактора

Трактор Т-330 был создан для производства больших объемов земляных работ. Машина использовалась в строительстве, мелиорации, горноразрабатывающей и горнодобывающей промышленности. Техника приспособлена для работы в самых суровых условиях, чем и заслужила свою популярность.

На базе трактора Т-330 был выпущен бульдозер Т-330Р1-01. Машину оснастили однозубым и трехзубым рыхлителями и отвалом с поперечным перекосом. Это позволило разрабатывать мерзлые и прочные грунты.

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Трактор (бульдозер) Т-330

Трактор Т-330 («тристатридцатый») – тяжелый промышленный трактор. Модель предназначалась для производства земляных работ, использовалась в мелиорации, горном деле и строительстве в суровых климатических условиях. Выпускали модель с 1975-го года на Чебоксарском заводе промышленных тракторов.

Т-330 оказался объектом повышенного внимания со стороны общественных организаций, иностранных специалистов и СМИ еще до массового распространения в стране. Прежде всего, необычной была новая конструкция модели, нетипичная для стандартных тракторов. Среди специалистов она вызвала разную реакцию.

При осмотре Т-330 в глаза сразу бросалась странная компоновка. Прямо над бульдозерным отвалом нависала кабина водителя, которую по задумке разработчиков, вынесли далеко вперед, установив почти вплотную к тыльной стороне отвала. На опытных образцах данное новшество проглядывалось особенно ярко. В процессе испытаний в городе Чербакуль было выявлено, что порода, разрабатываемая бульдозером, со временем накапливалась на отвале, а затем переваливалась через козырек, попадая на фронтальную часть кабины. При работе со скальными грунтами это могло привести к повреждению кабины и стекла. Защитить кабину посредством установки решетки из приваренных прутков не получилось. В итоге на серийных вариантах кабину сдвинули на метр назад, установив перед ней бронированный капот с эмблемой ЧЗПТ. Однако даже после доработки Т-330 существенно отличался от стандартных моделей того времени. Подобное размещение было обусловлено тем, что главным орудием в тракторе был бульдозерный отвал, подвешенный фронтально. За массивным капотом при стандартной компоновке наблюдать за рабочим процессом оператор просто не мог. Это сказывалось на его утомляемости и уменьшало эффективность. Так, на более старых версиях водителю приходилось работать стоя. Все это побудило разработчиков вынести кабину вперед. Решение оказалось по-настоящему революционным. Кроме того, подобный вид делал технику более напористой и мощной.

Первые партии Т-330 в СМИ получили шквал критики. Журналисты называли покупку новинки экономически невыгодной и говорили о скором сворачивании проекта. Однако вскоре у Т-330 появилось немало сторонников, которые доказали, что в отдельных случаях данный трактор куда лучше продуктов иностранных производителей CATERPILLER и KOMATSU.

Видео бульдозера Т-330

Модель изначально разрабатывалась с целью создания конкуренции импортной технике. Т-330 позволил отказаться от приобретения дорогостоящих трубоукладчиков, бульдозеров и рыхлителей, обслуживание и ремонт которых вставал «в копеечку». Советская экономика работала на государства-конкуренты, закупая иностранную технику. Противостояние Т-330 и KOMATSU была настолько ожесточенным, что в рамках одного из споров машинисты даже решили столкнуть модели в прямом смысле слова. В итоге Чебоксарский продукт довольно легко «отвалил» японский вариант.

На базе трактора Т-330 позднее был создан бульдозер Т-330Р1-01 с рыхлителем. Он предназначался для разработки мерзлых и прочных грунтов.

Технические характеристики т-330

Т-330 оснащался дизельным 22,6-литровым мотором 8ДВТ-330А производства Волгоградского моторного завода. Мощность установки составляла 250 кВт (330 «лошадей»). Работала модель в климатических зонах с температурой воздуха от +50 до -50 С.

  • Расход топлива в Т-330 составлял 230 г/кВт. в час.
  • Объем топливного бака – 670 литров.
  • Показатель удельного давления на грунт – 0,57 кгс/см2,
  • Дорожный просвет – 570 миллиметров.
  • Габариты Т-330 – 9330 на 4762 на 4230, масса – 25 тонн.
  • Диапазон скоростей модели назад – 0-13,7 км/час, вперед – 0-16,7 км/час.

Устройство

В Т-330 устанавливали четырёхтактный, дизельный, 8-цилиндровый двигатель, имеющий воздушное охлаждение. Это позволяло
эксплуатировать трактор при низких и высоких температурах.
Гидромеханическая трансмиссия поддерживала эффективную максимальную мощность мотора при любой скорости, позволяя достигать максимальной тяги в режиме упора. Стесненные условия были не проблемой для Т-330, поскольку коробка передач модели обеспечивала независимый привод на гусеницы с возможностью реверсирования. Т-330 получил гидротрансформатор, разработанный на основе схожего устройства тепловоза ТГМ1.

Модель имела ленточные тормоза плавающего типа, дополненные гидроуправлением. Полужесткая ходовая система представляла собой две гусеничные тележки, качающиеся на оси бортовых передач. Торсионная подвеска катков повышала плавность хода и минимизировала динамические нагрузки. В узлах Т-330 применялась «вечная» смазка.

Кабина модели двухместная, с тепло- и шумоизоляцией. Она обеспечена приточной вентиляцией и подрессорена резиновыми амортизаторами. Вентиляционная установка получила отопитель калориферного типа, а сиденья – регулировку по углу наклона, высоте и нагрузке. Благодаря двухслойному остеклению стекла были надежно защищены от обледенения. Педали и рычаги управления отличались удачным расположением. Управлять массивным трактором можно было без сильных усилий. Комфорту и убранству в кабине в тот период завидовали даже владельцы иных легковых машин. На тракторе впервые применили боковые, задние и фронтальные фонари, что не делало проблемой работу в темное время.
Сама конструкция трактора отвечала мировому уровню 70-80-х годов и имела огромный потенциал для дальнейшего усовершенствования.

Читайте также:  Грабли или ворошилки – особенности конструкции и принцип изготовления
Ссылка на основную публикацию