Тракторы самодельные – как и из чего изготовить

Минитрактор своими руками: как сделать, лучшие варианты самоделок

Минитрактор — это точно такая же сельскохозяйственная техника, как и трактор, но с немного меньшей производительностью, которой жертвуют ради маневренности и экономичности. Кроме того, некоторые экземпляры настолько легкие, что перевозятся в прицепе. Небольшие трактора выполняют все те же задачи, что и аналоги более высокого класса. К ним также можно прицепить навесное оборудование для обработки и удобрения почвы, уборки территории и перевозки различных грузов. Помимо этого, во многих тракторах, даже изготовленных самостоятельно, присутствуют привод вращения вспомогательных агрегатов и гидравлика.

От мотоблока он отличается, прежде всего, тем, что это полноценная сельхозтехника. Конечно, у мощного мотоблока тоже немалый функционал, но при управлении им приходится все время ходить. Это очень утомительно, особенно при обработке большой площади пашни. А делая это самоходной машиной, даже самой маленькой, оператор устает гораздо меньше.
Понимая все преимущества минитракторов, отечественные изобретатели создают своими умелыми руками, подчас, первоклассные экземпляры, и в интернете сейчас можно найти много описаний, схем и даже готовых чертежей подобных самоделок.

Конструкции минитракторов

В большинстве своем самодеятельные конструкторы при изготовлении трактора просто переделывают какое-то серийное изделие, добавляя одни составляющие и упраздняя другие. Это легкий путь, но он не всегда осуществим, т.к. в наличии должна быть комплектная машина.
А конструкция тракторов самоделок, создаваемых с нуля, в каждом случае индивидуальна, поэтому на сегодня многообразие решений просто зашкаливает.
Например, раму для минитрактора делают цельной и ломающейся (называемой «переломкой»), поворот – управляемыми колесами и бортовой, компоновку – классическую или в виде отдельных модулей, позволяющих изменять назначение аппарата. Устанавливают гидравлическую систему и вал отбора мощности.

Трактор от производителя по цене самоделки — весь модельный ряд тут. Хорошее навесное оборудование для самодельной сельхозмашины покупаем по ссылке. Читаем в этой статье – как проще всего собрать минитрактор из мотоблока.

Предлагаемый ниже самодельный минитрактор является одним из самых простых в изготовлении и позволяет обойтись доступными материалами и деталями.

Но, конечно, тому, кто собрался что-то делать сам, своими руками, рекомендуется обладать техническими навыками, умением работать инструментом и читать чертежи. И, главное, иметь большое количество времени и огромное желание этим заниматься.

Изготавливают ее из металлопроката. Расчеты на прочность – дело неблагодарное (а в данном случае – и не нужное), поэтому надо просто заранее заложить многократный запас. Исходя из этого, применить швеллер от № 6 до 12 – наилучшее решение для самодельного минитрактора. Делать какие-то «выемки» и «огибания» агрегатов не стоит, т.к. это сильно усложнит и удорожит проект. Обычная плоская «лесенка» – просто и доступно многим.

Как показывает практика для трактора самоделки, полезнее в качестве передней и задней траверс (поперечин) использовать швеллер большего прокатного размера (вплоть до 20), т.к. впоследствии именно к этим траверсам крепятся различные рабочие органы и вспомогательное оборудование. Причем располагать его лучше полками внутрь. Швеллеры лонжеронов (продольных балок) можно располагать как внутрь, так и наружу. Внутри лонжеронов прокладывают топливопроводы и магистрали, которые получаются естественным образом защищены.

По форме самая простая конструкция рамы для самоделки – прямоугольник с двумя и более траверсами, но гораздо большей жесткостью будет обладать рама в виде трапеции. Ширина в передней части должна быть меньше для размещения в минимальных габаритах управляемых колес, а также для возможности наблюдения за движением строго по пахотному ряду. Места соединения лонжеронов и траверс обязательно усилить приваркой косынок.

Компоновка

Относительное расположение агрегатов любого трактора исторически сложилось давно.
Классическая компоновка самоходной машины следующая: двигатель расположен спереди, продольно, над передней осью. К нему через сцепление подсоединяется коробка передач, далее следует раздаточная коробка и за ней – ведущий мост. Между собой валы агрегатов соединяются при помощи карданов и (или) муфт.

Соблюдение этой схемы будет оптимальным вариантом при создании минитрактора, т.к. позволит применить существующие агрегаты без их изменения.
По опыту многих создателей самодельных тракторов, лучше компоновать агрегаты «по месту», не занимаясь излишними черчением и расчетами. Лучший вариант – на готовой раме разместить все основные узлы и механизмы самоделки, установив их на временные опоры (удобно – на деревянные бруски), и, найдя наилучшее взаимное положение, изготавливать кронштейны крепления. Но нельзя забывать, что все узлы на самодельный трактор необходимо крепить через опоры, гасящие вибрации (резиновые подушки). Лучше всего их заимствовать от той же техники, от которой взят агрегат. Еще один важный фактор необходимо учесть. Это развесовка, т.е. распределение полного веса минитрактора по передней и задней осям. Самый приемлемый вариант — 60% веса приходится на ведущие колеса, 40% — на управляемые.

Двигатель для самоделки

С точки зрения тяговооруженности, веса, доступности и дешевизны в ремонте, наиболее логично при изготовлении трактора в «домашних» условиях применить двигатель от автомобилей ВАЗ классических моделей – с 2101 по 2107. Их можно найти в хорошем состоянии по цене металлолома. Если повезет, то одна машина может стать донором большинства деталей для минитрактора.

Мотор со сцеплением и коробкой передач закрепляется как единый блок, что упрощает работу над трактором самоделкой и избавляет создателя от многих трудностей. Обязательно на валу водяного насоса («помпы») установить крыльчатку вентилятора, даже если ее там не было. Ведь скорости у сельхозтехники намного ниже, чем автомобильные, поэтому режим работы мотора минитрактора – такой же, как при стоянии в пробке, что считается тяжелым для любого двигателя. Следовательно, радиатор системы охлаждения самодельного трактора нуждается в принудительном обдуве.

Трансмиссия

Как уже говорилось выше, желательно установить силовую установку на самоделку целиком. В этом случае то, что впоследствии станет минитрактором, уже будет иметь, как минимум, четыре передачи вперед и одну назад. Остается только согласовать оптимальные обороты двигателя трактора и нужную скорость. Для этого будет вполне достаточно раздаточной коробки от любого полноприводного авто. Наиболее подходящий вариант – УАЗ. Кстати, от УАЗа можно использовать и рассматриваемые ранее составляющие, но они тяжелее, расход получившегося трактора будет выше, а вся его мощность будет использоваться редко.

Хороший элемент для соединения валов – упругая муфта, которая установлена на выходном валу ВАЗовской КПП. Изготовив фланец к раздаточной коробке, можно обойтись без промежуточного кардана. А вот от «раздатки» к ведущему мосту кардан обязателен, т.к. нагрузки там существенно выше, и муфта их не выдержит.
Ведущий мост при самостоятельной постройке трактора лучше всего использовать также от автомобиля УАЗ, имеющего бортовые редукторы. Это увеличит, во-первых, тягу, а во-вторых, клиренс (который желательно довести до 450 мм). Необходимый размер колеи самодельного минитрактора получают путем обрезания чулков моста (сужая ее) или изготавливая проставки для крепления колес (расширяя), т.к. номинальная колея УАЗика – 1445мм, что не совпадает с принятыми диапазонами для сельскохозяйственных машин (1260-1285, 1350-1370, 1490-1515, 1790-1815).

Ходовая часть и движитель

Эта система у рассматриваемого самодельного минитрактора почти полностью повторяет аналогичную у тракторов, выпускаемых промышленностью и имеет отличия от автомобильной по некоторым важным моментам. Основное отличие – отсутствие задней подвески, т.е., ведущий мост не крепится к остову на рессорах, а жестко на нем закреплен. Это надо сделать, если планируется смастерить не только сам трактор, но и все сельхоз орудия к нему, с которыми предполагается его использовать. Так как такое навесное оборудование, как плуги, бороны, косилки и прочие, крепящиеся к задней части минитрактора самоделки, очень сильно нагружают заднюю ось и, при наличии на последней задней подвески, быстро приведут ее в негодность. Передний мост на самодельном тракторе, также, можно установить без подвески, комфорт значительно не уменьшится. В качестве поворотных цапф удобно использовать вилки карданных шарниров грузовиков (ЗИЛ, КАМАЗ, КрАЗ), запчасти от которых можно найти в автохозяйствах и на металлоприемках. Две вилки привариваются к балке, или непосредственно к раме, соблюдая соосность, а две ответные – к поворотным кулакам автомобиля-донора. Рулевая трапеция вместе с рулевым механизмом целиком также заимствуется.

Тормозную систему в ее «автомобильном виде» на тракторе, изготавливаемом собственноручно, применять нет смысла, т.к. не те скорости. Достаточно только стояночного тормоза. Однако, привод механизма осуществить не от рычага, а от педали с фиксированным нажатым положением. Тогда самоделку можно будет и притормаживать в движении, и фиксировать на стоянке. Колеса правильнее всего использовать от сельхозмашин, т.к. они имеют нужный протектор, но вполне можно приспособить и покрышки от внедорожников или легких грузовиков, нарезав на них нужный рисунок протектора (лучше – «елочку», для самоочищения). Давление в шинах подбирается опытным путем, чтобы найти оптимальное сочетание комфорта и производительности.

Электрика на самодельном тракторе

Можно применить любые части от чего угодно, главное, чтобы совпадало напряжение генератора и потребителей. Не надо забывать и о том, что аккумуляторная батарея – это емкость с кислотой, поэтому ее необходимо очень прочно закрепить. Рекомендуемое решение – расположить ее под сиденьем минитрактора в специальном ящике, или просто в ограждении.

Фары и габаритные фонари, а также сигналы торможения – элементы желательные, но не обязательные, т.к. эксплуатировать результат своих трудов можно только вдали от другого транспорта.

Движение по дорогам

Далеко не все самоделки конструкторов минитракторов выезжают на дороги общего пользования. И это правильно, т.к. в нашей стране перечислен ряд жестких требований, которым должен удовлетворять транспорт, передвигающийся по ним. Даже если все получилось хорошо, и изделие соответствует всем требованиям, для подтверждения этого необходима будет сертификация, которая стоит очень недешево.

Поэтому двигаться по дорогам на самодельном тракторе запрещено. Если предстоит его доставить к месту выполнения работ, то лучше это сделать на прицепе. Это одна из причин, почему самоделку пытаются облегчить.

Как собрать самодельный трактор из мотоблока или автомобиля

Тяжело представить сельское хозяйство без использования специальной техники. Но большинство частных фермеров не могут позволить себе покупку мини-трактора. На небольших земельных участках можно обойтись ручными инструментами, но на площади более 1 га этого будет недостаточно. Самодельный трактор не уступает по эффективности большинству заводских моделей.

Основные разновидности самодельных тракторов

Из-за высокого расхода топлива, массы и габаритов использование больших и мощных тракторов на маленьком участке неудобно и нерационально. Для их изготовления требуются точные расчеты, которые без инженерных навыков сложно выполнить в домашних условиях.

Мини-трактор считается многофункциональной техникой и способен обрабатывать до 10 га площади. Этого достаточно для частного фермерства. Он должен подходить не только для ухода за огородом, но и для чистки снега, транспортировки грузов и вывоза мусора. При проектировании своей конструкции следует учитывать эти особенности.

Существует 2 подхода к созданию собственного трактора:

  1. Переоборудование готовой сельхозтехники. В подавляющем большинстве в качестве основы выступает мотоблок, к которому присоединяется рама с дополнительной парой колес и местом водителя. Такой способ позволяет быстро и с минимальными усилиями построить простой и функциональный трактор.
  2. Полное изготовление. Применяется при отсутствии базы или при специфических требованиях к технике. В этом случае шасси проектируется и изготавливается самостоятельно, а комплектующие подбираются исходя из финансовых возможностей и конструкционных особенностей.

Некоторые энтузиасты сооружают паровые тракторы. Отдельный котел позволяет использовать практически любой вид горючего топлива. Такой тип преобразования энергии был распространен в 1900-х годах. Из-за низкого КПД, громоздкой конструкции и малого запаса хода паровые двигатели не могут конкурировать с ДВС. Применение устаревших технологий в сельском хозяйстве является затратным мероприятием и используется для развлечения.

Особенности изготовления трактора

Самодельная техника имеет максимально упрощенную схему, а при ее изготовлении используются узлы и агрегаты от другой техники. Целью является получение дешевой и надежной конструкции. Для сборки потребуются базовые навыки обращения с инструментом и минимальные технические знания.

При проектировании собственной конструкции следует использовать детали с минимальными модификациями. Запчасти должны быть легкодоступными и недорогими. Большое количество самодельных элементов в конструкции приведет к увеличению стоимости и продолжительности ремонта.

Выполнение точных расчетов прочности и нагрузок практически невыполнимо в домашних условиях, поэтому рама и остальные несущие узлы конструкции изготавливаются с большим запасом прочности.

При наличии чертежей и необходимого оборудования самому сделать трактор можно за 3 месяца.

Подготовка чертежей

Перед закупкой и подготовкой узлов необходимо составить проект будущего трактора. За основу можно взять чертежи готовых моделей. Запчасти, которыми вы располагаете, могут отличаться от заявленных, а изменить готовую схему конструкции будет несложно. Существуют готовые решения для любых модификаций.

Если нет возможности использовать готовый проект, то необходимо подготовить черновые наброски самостоятельно. В процессе сборки компоновка элементов может измениться, но вы должны понимать, как будут располагаться отдельные узлы.

В зависимости от двигателя, трансмиссии и системы управления необходимо выбрать размеры и конфигурацию рамы. Важно, чтобы с водителем и навесным оборудованием ведущие колеса были максимально загружены. Оптимальное соотношение — 40/60.

Предварительное планирование и подготовка чертежей сэкономят средства и время.

Как собрать трактор своими руками

При изготовлении мини-трактора на базе мотоблока, в зависимости от его расположения, применяют шарнирную или цельнометаллическую раму.

Читайте также:  Правила учета и регистрации тракторов

Если силовая установка будет спереди, то применяется шарнирная схема соединения. В таком случае из профильной трубы сваривается треугольная или Т-образная рама. Для задней оси изготавливается балка со ступицами, к которым крепятся дополнительные колеса. Сзади к раме приваривается крепеж с механическим подъемником для подвесного оборудования. Если планируется использование полуприцепа, на раму устанавливается фаркоп. Также можно приобрести готовую прицепную тележку (125-180 $).

Недостатком такой схемы является неправильная развесовка. Для частичной компенсации веса сиденье водителя смещают вперед.

Для правильного распределения массы мотоблок устанавливают сзади. Чтобы обеспечить устойчивость, необходимо увеличить заднюю колею и установить колеса большего диаметра (14-16″). При этом передняя балка нуждается в установке рулевой трапеции, а система переключения передач — в доработке. Для реализации такого проекта используется цельнометаллическая рама. Готовая сельхозтехника не будет уступать заводским аналогам.

Техника с дизельным двигателем экономичная и обладает большим крутящим моментом, поэтому ее использование предпочтительнее при создании мини-трактора.

Преимуществом схемы с использованием мотоблока является то, что не надо думать о том, как сделать сцепление и состыковать агрегаты. Но такие конструкции ограничены по мощности и не имеют аккумуляторов.

Если планируется создание полноценного мини-трактора, придется приложить больше усилий, а для изготовления полноприводной техники обзавестись подходящей трансмиссией и раздаткой.

При проектировании рамы необходимо учитывать будущий вес техники и нагрузки на нее. До начала сборки рама должна иметь подготовленные места для установки всех узлов: ходовой, двигателя и трансмиссии, сиденья, навесного оборудования, облицовки и пр.

Для изготовления лонжеронов используется швеллер от №6 до №12. Траверсы должны быть более прочными (до №20), т. к. на них устанавливаются планки для навесного оборудования. Средние балки изготавливаются из профильной трубы или уголка. Все элементы рамы должны быть усилены косынками из листового железа толщиной от s5 до s10.

Кронштейн крепления для двигателя должен в точности повторять конструкцию основы, при этом ДВС желательно установить на штатные опоры. Крепление для коробки передач изготавливается так, чтобы обеспечить соосность с коленвалом.

Мини-трактор не имеет подвески. Задний мост крепится непосредственно к раме при помощи стремянок. В передней части изготавливается специальный остов для балки и рулевой колонки.

Чтобы защитить топливопровод, гидравлику и электропроводку от повреждений, их укладывают и фиксируют в полости швеллеров.

В последнюю очередь подготавливают салазки для сиденья.

При изготовлении самодельных тракторов применяют рамы 2 типов: цельную и переломную.

Цельная рама обладает большой прочностью и жесткостью. Для обеспечения правильной геометрии рама выполняется в виде трапеции (передняя часть уже). Такая форма позволяет установить балку с возможностью изменения ширины колеи. Только цельнометаллическая рама подходит для установки погрузчика.

Трактор на переломной раме считается наиболее подходящим для схемы 4х4. Он обладает высокой маневренностью, но сложный в изготовлении. Две отдельные полурамы скрепляются между собой при помощи шарнира, который изготавливается из карданных вилок от грузовика. В этом месте должна находиться крестовина вала силовой установки.

Двигатель

Выбор двигателя на самодельный трактор зависит от его полной массы и целей использования. В большинстве случаев для моноприводной техники будет достаточно 5-15 л. с., а для полноприводной — от 30 до 40 л. с.

Распространенным вариантом является установка силового агрегата от автомобилей ВАЗ 2101-2107. ДВС устанавливается вместе с КПП как цельный узел, не нуждается в доработке и имеет низкую стоимость, а его мощности достаточно для любой компоновки трактора. Недостатком является большой вес, расход (более 11 л/ч) и сложная система охлаждения.

Самые маломощные образцы изготавливаются с двигателем ЗИД-4,5. Установка разработана для мотоциклов и легких тракторов. Главным ее достоинством является долговечность и простота в обслуживании. Рабочий объем в 520 см³ обеспечивает мощность 4,5 л. с. и низкий расход топлива (1,5 л/ч), а наличие встроенного редуктора — достаточный крутящий момент.

Базой для средней техники может послужить отечественная электростанция с двигателем УД2 — 610 см³ и 8 л. с. или УД4 — 1220 см³ и 15 л. с. Они оснащаются электростартером, реверс-редуктором, фланцем для КПП. При помощи жалюзи в кожухе маховика осуществляется принудительное охлаждения ДВС. Расход силовых установок составляет 2,9 л/ч и 5,5 л/ч соответственно.

Альтернативой является сборка трактора с двигателем Лифан 188F — 389 см³ и 13 л. с. или 190F — 420 см³ и 15 л. с. Техника китайского производителя обеспечивает большой крутящий момент при низком расходе топлива (3,5 л/ч и 3,9 л/ч соответственно).

Трансмиссия

Для обеспечения необходимого передаточного числа подойдет коробка передач от ГАЗ-53 (51) или УАЗ. Чтобы соединить ее с двигателем, изготавливают переходной фланец. Если трактор будет полноприводным, устанавливают раздаточную коробку от УАЗа. Для передачи мощности на редуктор применяются укороченные карданные валы от донора.

Рулевое управление

Сделать рулевую на трактор можно самостоятельно. Передний мост оборудуется шкворнями. К их нижней части крепятся цапфы, а к верхней — поворотные рычаги, между которыми устанавливается поперечная тяга. Для правильной работы рулевого механизма угол поперечного наклона шкворней должен составлять 6-10°, а продольного — от 1 до 3° с отклонением назад. Продольная тяга соединяется с рулевым редуктором или рейкой при помощи сошки.

Задний мост

Задний мост можно взять от любого доступного автомобиля. Полуоси и чулки укорачиваются для создания необходимой ширины колеи. Учитывая низкую эксплуатационную скорость, ручного тормоза от донора моста будет достаточно. Для удобства управления устанавливают педаль с фиксатором.

Если есть возможность, лучше использовать мост с боковыми редукторами от УАЗа. Его преимущества заключаются в высоком передаточном числе и механической блокировке дифференциала, которые необходимы для сельхозтехники.

Из использованных выхлопных систем можно сделать глушитель. Чтобы клиренс оставался максимальным, место для его установки должно быть выше ведущего моста.

Колеса

Для сельскохозяйственных работ подойдут любые колеса радиусом от 14 до 24″. Чтобы обеспечить максимальную проходимость, клиренс желательно довести до 35-40 см. Для ведущей пары подходящими являются любые покрышки с грунтозацепами.

Как зарегистрировать самодельный трактор

Для постановки на учет изобретение должно соответствовать инструкции Минсельхозпрода РФ «О технических требованиях к самодельным машинам». Это подразумевает наличие тормозной системы, крыльев с брызговиками, звукового сигнала, светотехники и т. д.

Для того чтобы поставить на учет и получить разрешение Гостехнадзора, необходимо обратиться в Министерство сельского хозяйства и продовольствия. После проведения экспертизы будет возможна регистрация самодельного трактора.

В зависимости от стоимости мотоблока (300-800 $), затраты на создание мини-трактора составят 500-1000 $. При полном конструировании трактора на базе ДВС Lifan стоимость готовой техники составит 600-1500 $. Используя б/у комплектующие, эту стоимость можно существенно уменьшить.

Цены на китайские серийные мини-тракторы начинаются от 2000 $ — Чувашпиллер Т-12 мощностью 12 л. с. За корейскую или японскую технику придется заплатить более 10000 $.

Полезные советы

Для облегчения подъема навесного оборудования устанавливают гидравлические механизмы, но для этих же целей можно использовать рулевую рейку от легкового автомобиля, что существенно упростит конструкцию.

Отсутствие подвески делает поездку на самодельном тракторе некомфортной. Чтобы изменить эту ситуацию, сиденье необходимо установить на пружины.

Не спешите с постановкой на учет: большинство мини-тракторов редко выезжают на дороги общего пользования, а маленькие размеры позволяют перевозить их на прицепе.

Самодельный минитрактор для домашнего хозяйства

Минитрактор является незаменимой сельскохозяйственной техникой для обработки земли, посадки семян и сборки урожая. Особенно данная техника востребована в деревне, среди владельцев больших приусадебных участков. Стоимость минитракторов в заводском исполнении достаточно высока. Даже новинки техники китайского производства порой не всем по карману. Поэтому все больше домашних мастеров стараются изготовить минитрактор самостоятельно, используя подручные материалы.

Выбор двигателя для самодельного трактора

Если вы решились собирать минитрактор своими руками, то в первую очередь нужно подобрать к нему силовой агрегат. В качестве последнего часто используют двигатель ЗИД. Это четырехтактный агрегат с объемом 0,52 л. и мощностью 4,5 л/с, который вполне подойдет для обработки 2-3 гектар земли. Двигатель отличается простотой обслуживания, поэтому его часто устанавливают на различную самодельную технику, к тому же, его просто купить в интернете.

Еще одним вариантом для самоделки является двигатель УД-25. Это двухцилиндровый агрегат, имеющий мощность порядка 12 л/с и объем 0,42 л. Хотя данный тип моторов давно снят с производства, в интернете имеется большое количество предложений по продаже данного агрегата. Его можно купить приблизительно за 5 000 – 8 000 рублей.

Нередко при изготовлении самодельных тракторов мастера используют моторы от автомобилей. Например, можно встретить минитракторы с двигателем от Оки.

Данный двигатель имеет мощность 29,3 л/с и объем 0,649 л. По сути, это вазовский мотор (ВАЗ 21083), только в облегченном варианте, поскольку имеет в 2 раза меньший вес. Отличительная особенность двигателя от Оки – это малый расход бензина и высокий КПД.

Более дорогостоящий вариант – это двигатель из «Жигулей». Моторы линейки автомобилей ВАЗ имеют мощность двигателя от 59 л/с (ВАЗ 2101) и выше. Трактор с двигателем ВАЗ – это достаточно мощный агрегат, который способен справиться практически с любыми сельскохозяйственными работами.

Владельцам мотоблоков изготовить минитрактор для домашнего хозяйства проще всего, поскольку данный агрегат уже обладает всеми необходимыми узлами управления. Остается лишь сделать подходящую раму, и трактор готов.

Из чего сделать раму

Сборка минитрактора всегда начинается с изготовления рамы. Рама минитрактора выполняет роль основания, на котором закрепляются все узлы и детали данного агрегата. Рама должна быть достаточно прочной и в то же время не очень тяжелой. Обычно ее изготавливают из металлического уголка, профильной трубы или из швеллера. Соединяются детали методом сварки. Рама может быть цельной или состоять из двух частей.

Цельную раму изготовить проще всего. Достаточно сварить прямоугольник из швеллера или уголка. Размеры рамы вычисляются исходя из габаритов двигателя, коробки передач и других узлов.

Также среди владельцев приусадебных участков пользуются большой популярностью минитрактора 4х4. Это полноприводные минитрактора с ломающейся рамой. Слово “полноприводные” означает, что у агрегата ведущими являются оба моста, передний и задний. Пример такой рамы, изготовленной из швеллера № 10, приведен на следующем фото.

Узел перелома рамы чаще всего делают из карданного вала автомобиля, например, от ГАЗ-52.

Основное преимущество самодельного трактора с ломающейся рамой – это небольшой радиус разворота агрегата. Благодаря высокой маневренности минитрактор переломка с успехом используется на небольших участках, где разворот минитрактора с цельной рамой будет затруднен.

Ниже показаны чертежи рамы, соединенной шарниром.

Из чего сделать ходовую

Чтобы собрать минитрактор, требуется подготовить его ходовую часть. В нее входят колеса, передний и задний мосты, элементы трансмиссии.

При выборе колес для минитрактора следует учитывать цели использования последнего. Если агрегат сооружается для перевоза и перетягивания грузов, то будет достаточно диаметра дисков в 16 дюймов. При использовании трактора в полевых условиях лучше использовать более массивные колеса, имеющие диски с диаметром от 18 до 24 дюймов.

Если ведущим мостом в вашем тракторе будет только задний, то передняя балка изготавливается достаточно просто.

  1. Необходимо приготовить 2 поворотных кулака от автомобиля ВАЗ Классика.
  2. Из профильной трубы (квадрат 40х40 мм) отрезается необходимой длины кусок. От длины данной балки будет зависеть ширина колеи.
  3. Далее, к этой трубе привариваются стойки из уголков 35х35 мм. К ним будут крепиться поворотные кулаки. Рулевую сошку отсоединять не нужно — она пригодится при установке механизма рулевого управления.
  4. К уголкам привариваются кронштейны, в которые устанавливаются шаровые опоры.
  5. Передняя балка минитрактора также имеет по центру качающий механизм. В данном случае он вместе с крестовиной снят из автомобиля УАЗ.

Чтобы изготовить самодельный передний мост, а также задний его аналог для полноприводного агрегата, потребуется взять 2 одинаковых узла ходовой части, например, от автомобиля ВАЗ или Москвич, и укоротить их. Как укоротить мост от автомобиля ВАЗ, можно узнать из этого видео.

Важно! Мосты должны иметь одинаковые редукторы, с одинаковым передаточным числом. В противном случае передние и задние колеса при движении трактора будут вращаться с разной скоростью.

Поскольку мосты уже имеют встроенный механизм передачи вращательного движения на ось колес, то изготавливать самодельный редуктор не потребуется.

Плюсы установки гидравлики

Гидравлика на минитрактор устанавливается для того, чтобы обеспечить работу некоторым его механизмам и облегчить управление данным агрегатом. Агрегат с установленной гидравликой, имеет свои преимущества.

  1. Машина становится легкоуправляемой. Руль можно крутить, практически не прилагая усилий, одной рукой.
  2. Гидравлика дает возможность применять различное навесное оборудование.
  3. Применение гидравлики позволяет модернизировать тормозную систему. Благодаря гидроцилиндрам, установленным на агрегате, торможение агрегата происходит мгновенно.

Сделать гидравлику на минитракторе можно, если заранее приобрести готовую систему в магазине или использовать детали от старой сельхозтехники.

Важно! При установке гидравлики на минитрактор следует учитывать, что некоторая часть мощности двигателя уйдет на обслуживание данного узла. Поэтому для тракторов с маломощными двигателями установка гидравлики не принесет никакой пользы.

Для чего нужен ВОМ

Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для приведения в движение различных сельхозяйственных механизмов, подсоединяемых к минитрактору, например, различных фрез для обработки земли, картофелекопалок, косилок, снегоуборочников и т.д.

Читайте также:  Система освещения трактора – разновидности фар и принцип их установки

ВОМ может быть как зависимым, так и независимым. В первом случае вал приводится в движение от трансмиссии, передающей вращательное движение на колеса. Как только колеса останавливаются, ВОМ прекращает вращаться. Независимый ВОМ получает вращение от коленчатого вала двигателя. Поэтому, чем выше обороты двигателя, тем быстрее вращается вал.

Кроме всего, существуют трактора с ВОМ синхронного типа. Скорость вращения синхронного вала напрямую зависит от передаточного числа передачи движущегося трактора. Синхронизация движения и вращения требуется при работе агрегата с посевным оборудованием.

Изготовление трехточечной навески

Навеска используется для подсоединения к трактору дополнительного оборудования, например, плуга.

Навеска должна быть подвижной как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной. В первом случае подвижность помогает уменьшить вылет насадки при подруливании. Вертикальное движение подвески требуется для опускания оборудования в рабочее состояние или поднятия его в позицию транспортировки.

Навеска на минитрактор делается из различных деталей, снятых из старой сельхозтехники. Сделать описание того, как изготовить трехточечную навеску в домашних условиях, достаточно сложно. Поэтому правильнее будет воспользоваться следующим видео, в котором указаны размеры всех деталей приспособления.

Выбор и установка тормозов и сцепления

Тормоза необходимо устанавливать на заднюю колесную пару. Проще всего взять готовые блоки от автомобиля УАЗ. Колодки тормозного механизма нужно установить на диски колес, а управление вывести на педаль или рычаг, установленные внутри кабины.

Чтобы установить сцепление на самодельный минитрактор, также можно воспользоваться готовым вариантом от какого-либо автомобиля. Например, можно использовать ременное сцепление от Москвича или УАЗа.

Блок сцепления крепится к коробке передач, также взятой от какого-либо автомобиля. Как устанавливается сцепление, можно посмотреть в этом видео.

Установка рулевого управления

Самостоятельно изготавливать механизм рулевого управления достаточно сложно, и в принципе нет смысла, поскольку все детали можно взять из любого легкового автомобиля.

Далее приведена схема, на которой показано, как устроено стандартное рулевое управление, устанавливаемое на большинстве самоходной техники.

При установке рулевого механизма рулевой вал с шестерней соединяется с рулевыми сошками, которые имеются на поворотных кулаках, установленных на передней балке (изготовление балки рассматривалось выше).

Как сделать кабину для минитрактора

Если в летний период работать на минитракторе можно и без кабины, то с наступлением осенне-зимнего периода использование агрегата становится довольно некомфортным или вообще невозможным. Поэтому умельцы стараются собирать трактора с кабинами, чтобы использовать данную технику круглый год.

Кабину для самодельной техники изготавливают из листовой стали по заранее подготовленному чертежу. За основу расчетов можно взять кабину от трактора МТЗ. На следующем фото показан чертеж, исходя из которого, можно сделать кабину самостоятельно.

Кабина изготавливается следующим образом.

  1. Первым делом, нужно собрать каркас из деревянных брусков согласно размерам чертежа.
  2. Далее, по размерам деревянных деталей каркаса режут металлическую профильную трубу. Все детали соединяют методом сварки.
  3. Сваренную конструкцию ставят крышей на землю и приваривают внутри кабины держатели для стекол.
  4. Крыша изготавливается из листовой стали 1 мм. Фрагмент можно вырезать болгаркой и приварить к верхней части кабины.
  5. Пол и боковые части кабины изготавливаются из листовой стали толщиной 2 мм.
  6. Каркас дверей также сваривается из профильной трубы. Для автоматического закрывания дверей на каркас можно установить газовые лифты.
  7. После установки стекол кабину можно обшить изнутри поролоном и обтянуть его кожзаменителем.
  8. Кабина устанавливается на раму, на заранее приготовленное для нее место.

В целом, чтобы лучше понять, как изготавливается минитрактор своими руками, можно посмотреть это видео, своеобразное пособие для начинающих.

Нюансы изготовления гусеничного трактора

Самодельные гусеничные минитрактора – это техника, главной особенностью которой является высокая маневренность и хорошая проходимость. Также трактор на гусеницах создает минимальное давление на почву, чего нельзя сказать о его колесном аналоге.

Чтобы сделать минитрактор на гусеничном ходу, понадобятся следующие элементы конструкции.

  1. Рама. Изготавливается из профильной трубы или швеллера.
  2. Двигатель. Для гусеничного минитрактора лучше использовать дизельный двигатель.
  3. Ведущий мост. Как и при изготовлении колесного трактора, для гусеничного агрегата также можно использовать готовый мост от старого автомобиля, который следует укоротить.
  4. Коробка передач. Идеальным вариантом будет коробка от ГАЗ-53.
  5. Сцепление. Подойдет блок сцепления от ГАЗ-52.
  6. Гусеницы. Изготавливаются из покрышек от колес крупногабаритной техники, например, от трактора.

Для изготовления гусениц нужно взять 2 покрышки от трактора и срезать на них боковые части. Затем эти покрышки одеваются на колеса, установленные на раме, как показано на следующем фото.

Чтобы трактор мог поворачивать, на заднем мосту нужно установить дифференциал, который будет отключать правое или левое колесо от привода. Также каждое колесо должно быть оборудовано тормозом, управляемым по отдельности. При нажатии на педаль тормоза и переключении дифференциала одно колесо ведущего моста останавливается, а противоположное продолжает вращаться. За счет этого трактор разворачивается в нужном направлении.

Самодельные трактора – Тракторы собранные своими руками

Решая проблему, энтузиасты собирают самодельные трактора: такое решение доступно по цене и достаточно просто в исполнении. Эффективность трактора самоделки часто ничуть не хуже серийных вариантов.

Виды самодельных тракторов

На участках до 10 гектаров оправдано использование мини трактора: более «крупные» собратья обладают избыточной для частного фермера мощностью, кроме того, они дороги, потребляют много топлива, и на небольших площадях работать на них просто неудобно. К тому же изготовление «большого» трактора своими руками требует специальных материалов и агрегатов, точных расчетов, для проведения которых нужны специальные навыки. В домашних условиях задача получается слишком сложной.

Проще ситуация, когда создают мини трактора самодельные. Это небольшие машины с мощностью, достаточной для комфортной обработки примерно 10 гектар сельскохозяйственной площади. Такой трактор обладает всем необходимым функционалом, который закладывается в него на этапе проектировки и сборки. Очень часто встречаются самодельные трактора в деревнях, где жители нуждаются в технике, но не могут ее приобрести.

Многофункциональность подразумевает не только сугубо сельскохозяйственное применение, но и выполнение прочих задач:

  • транспортировки тяжестей;
  • вывоза мусора;
  • чистки снега, и др.

Создавая проект самоделки, эти нюансы следует учитывать.

Сегодня сложилось два подхода к разработке и сборке собственного трактора.

  1. Переоборудование готовой техники. За основу чаще всего берется мотоблок, дооснащаемый дополнительной колесной парой, рамой и водительским местом. Это самый быстрый и простой способ получения трактора с минимумом усилий и затрат.
  2. Создание «с нуля». К этому подходу прибегают, если базы будущего трактора нет в наличии, или если к технике выдвигаются некоторые специфические требования. Тогда фермер создает проект шасси сам, и самостоятельно же изготавливает машину по проекту, подбирая детали в соответствии с задачами, бюджетом и особенностями конструкции.

Интересно: иногда конструкторы выбирают силовой установкой паровой двигатель (например, если нет возможности купить ДВС или оснастить трактор снятым с другой техники мотором). Паровой движитель работает практически на любом горючем, относительно прост в изготовлении, а конструкция проверена более чем столетней историей машин на пару. Минус такого мотора – малый КПД, громоздкость и небольшой запас хода, поэтому в начале XXI века подобные агрегаты делаются чаще в качестве развлечения, нежели как машины для реального сельскохозяйственного применения.

Современная вариация парового трактора:

Сегодня создано множество проектов «самоделок», некоторые из них можно назвать типовыми: таков, например, «Бизон», инструкции, как сделать самодельный трактор такого типа, можно отыскать на тематических сайтах и форумах.

Особенности постройки самодельных тракторов

Прежде всего следует определить, что будет взять за базу трактора: мотоблок или иная конструкция. От этого будет зависеть все дальнейшее проектирование.

Далее необходимо составить чертеж: можно либо взять готовый (в глобальной сети находятся различные типовые проекты под любые модификации легкой самодельной техники), либо разработать собственный.

Важно: чертеж нужен для понимания компоновки конструктивных элементов, а также того, какие запчасти и компоненты потребуются в создании будущей машины.

Следующий важный момент – рама: ее подбор зависит от типа двигателя, системы управления и трансмиссии собираемого трактора. Следует учитывать, что ведущие колеса должны иметь максимальную загрузку (вместе с весом водителя и навесного оборудования), идеальное соотношение по развесовке – 40/60.

Составить схему и план постройки лучше заранее, это сэкономит деньги и время.

Под «базу» мини-трактора сегодня используют не только мотоблоки, но и автомобили: тракторные машины делают на основе «Оки», «Запорожцев», УАЗов и т. д. Можно сделать самодельный трактор из «Жигулей».

Стоимость машины будет в пределах 1000 USD, можно уложиться и в меньшую сумму.

С чего начать

Как уже упоминалось, прежде всего, следует разработать проект трактора и выполнить чертеж, по которому будет происходить дальнейшая сборка. Будущий экземпляр сельхозтехники должен полностью раскрыть свой потенциал и соответствовать ожиданиям конструктора, и в проекте следует учесть все нюансы и задачи, под которые создается агрегат.

Когда проект подготовлен, можно приступать к приобретению необходимых запчастей и «расходников», и непосредственно к сборке.

Любой самодельный мини-трактор состоит из нескольких основных компонентов:

  • рама;
  • трансмиссия;
  • двигатель;
  • рулевое управление;
  • гидравлический привод;
  • колесные оси;
  • кабина.

Поговорим про конструирование и подборку запчастей для этих компонентов.

Итак, рассмотрим раму будущего трактора. Это краеугольный камень, базис, на котором будет строиться вся дальнейшая конструкция. Рама должна быть прочной, чтобы выдержать вес двигателя, кабины и прочих агрегатов. Поэтому раму делают из твердого металла.

Рама с агрегатами:

Выделяют два типа рам:

Вторые – дешевле и проще в производстве, также цельная рама жестче и прочнее. Но первые обладают весомыми преимуществами, добавляя машине надежности и маневренности. Преимущества рам:

ЦельныеПереломные
ДешевыеМалый радиус разворота техники
ЖесткиеПридают машине проходимости
Имеют повышенную прочностьЛучше сбалансированы
Помогают снимать больше мощности при сравнимом расходе топлива

Подготовленная для установки в мотоблочный самодельный трактор «переломка» (спереди – место двигателя, во второй части – задний мост и узел крепления навесного оборудования):

Если планируется полноприводный трактор, то переломная рама станет несколько сложнее в производстве, но трудозатраты окупаются отличными эксплуатационными качествами.

Важно: конструкция рамы в тракторе на базе мотоблока зависит от расположения последнего. Если силовой агрегат ставится спереди, предпочтительно использовать «ломаную» конструкцию, если сзади, то цельную. Также, когда планируется делать трактор-погрузчик или использовать платформу в связке с КУН (навесным копновозом), «переломка» для этого подходит плохо, нужны противовесы или цельная рама.

Сборка самодельного трактора

Обычно узел собирают из металлических швеллеров №№6-12, из которых делаются лонжероны, и более прочных балок до №20 (из них делают траверсы). Последние прочнее боковин, поскольку впоследствии на них разместится навесное оборудование. Поперечные планки делают из уголка или труб (профиля). Как правило, цельная рама делается трапециевидной, сужающейся спереди – это позволяет соблюсти правильную геометрию:

«Переломку» можно изготовить и прямоугольную.

Важно! Рамные элементы следует усиливать металлическими «косынками» из железа s5-s10.

На раме предусматривают места для двигателя, места водителя, прочих узлов. Если берется донорский ДВС от автомобиля, желательно устанавливать его на штатные опоры. А полости в швеллерах в дальнейшем пригодятся для укладки топливопровода, гидравлики и электрической проводки.

Если рама трактора переломного типа, она состоит из двух частей – полурам, соединенных посередине карданным узлом (на шарниры можно взять карданные вилки, снятые с грузовика). В этой области следует размещать крестовину вала двигателя (при использовании донорского ДВС).

Двигатель

Если за основу взят мотоблок, то все просто – есть и силовой агрегат, и органы управления, и трансмиссия, достаточно лишь правильно установить их на раму, оснастив таковую вторым мостом с колесами и прочими необходимыми узлами. Смысл создавать самодельный трактор из мотоблока есть лишь при мощности последнего от 6 л. с., в противном случае машина получится слишком слабой.

Дизельный мотоблок на 6 л. с.:

Важно: для работы дополнительного оборудования рекомендуется доработка мотоблока – добавление ВОМ (вала отбора мощности). Та же операция нужна и взятым с другой техники моторам.

В случае с выбором донорского двигателя вариантов достаточно много. Отталкиваются от:

Оптимальной мощностью моноприводного трактора будет от 6 до 15 л.с., полноприводным достаточно сил от 30 до 40. Популярным выбором конструкторов становится силовой агрегат от ВАЗ-2101, 2107. Их мощностей хватит для любых задач, хотя они имеют относительно высокое потребление топлива и требуют сложного охлаждения. Используют мотоциклетные ДВС, агрегаты от электрогенераторов, старых «Москвичей», и пр.

Двигатель ЗАЗ на 30 л.с.:

Поскольку трактору не нужна высокая скорость, крутящий момент становится критически важным параметром. Поэтому создатели тракторов иногда обращаются к дизельным агрегатам с хорошим моментом на низких оборотах.

Важно! Для двигателя предусматривают охлаждение, переделанное штатное или самодельное.

Трансмиссия

У мотоблока КПП и трансмиссия остаются «свои». В прочих случаях необходимо подобрать подходящие узлы. Коробку часто берут от «Жигулей» и «Запорожцев», дополняя их мотоциклетной муфтой. Еще один вариант – коробка от УАЗ, ГАЗ-51/53. Полноприводному трактору пригодится УАЗовская (или аналогичная) раздатка, с доработанным карданом и редуктором.

Управление трактором

Рулевая система берется от старых тракторов, автомобилей. Гидравлика, обеспечивающая маневренность и удобство, заимствуется от тракторов «Владимирец», МТЗ и др.

Читайте также:  Тракторы ЛМЗ: обзор характеристик моделей

Сделать его можно своими руками:

  • на передний мост ставятся шкворни;
  • к низу последних прикрепляются цапфы, к верху – поворотные рычаги с поперечной тягой;
  • поперечный наклон шкворней устанавливается в пределах 6-10 градусов, продольный – 1-3 градуса, с задним уклоном;
  • продольную тягу подсоединяют сошкой к редуктору или рулевой рейке.

Глушитель

Таковой можно снять с донора или сделать из любой выхлопной системы.

Важно: выхлоп должен стоять выше уровня ведущего моста для сохранения клиренса.

Колеса

Малой сельхозтехнике подходят колеса радиусом 14-24 дюйма, с грунтозацепами на ведущей паре (или парах). Клиренс трактора должен быть не менее 35 см.

Встречается и экзотика, наподобие самодельных гусеничных тракторов, технология их изготовления сложнее из-за гусеничного типа перемещения.

Кабина

Рабочее место тракториста может быть открытым, или же предусматривается кабина. На изготовление таковой идет листовая сталь, которой обшивается и капот. В более «продвинутых» конструкциях используют сталь, уголки, двери, остекление (в т.ч. заводские окна), зеркала, утепление, и прочие элементы оснащения.

Трактор с самодельной кабиной:

Прочее оснащение

Помимо основных элементов, трактор при сборке важно оснастить емкостью для топлива, тормозами, сцеплением, фарами и габаритными огнями. Эти элементы также заимствуются от доноров (у мотоблока уже есть сцепление и тормоз).

Что понадобится для сборки

При постройке трактора нужны:

  • детали;
  • набор необходимых инструментов;
  • расходные материалы;
  • готовые узлы (двигатель, сцепление, бак, гидроусилитель, электрика, и пр.).

Желательно, чтобы под рукой было сварочное оборудования для сбора рамы и монтажа прочих деталей.

Регистрация трактора

Самодельную технику следует регистрировать в Гостехнадзоре РФ. Для этого понадобятся:

  • удостоверение личности (гражданину должно быть от 18 лет);
  • документы о месте жительства;
  • копии или оригиналы документов на все узлы и агрегаты, использованные в процессе постройки.

Бумаги вместе с заявлением о регистрации «самоделки» отдаются в территориальный орган Гостехнадзора. Далее специальная комиссия осматривает технику и составляет акт. По результатам осмотра, если трактор соответствует нормам безопасности, экологичности и требованиям для конструкции данного класса ТС, инспекция выдает техпаспорт и присваивает номерной знак.

Важно понимать, что трактор должен иметь брызговики, светоотражатели, тормоза, звуковой сигнал и пр. Если комиссия найдет, что техника требованиям не удовлетворяет, в регистрации будет отказано, и выезжать на тракторе на дороги общего пользования будет нельзя.

Чтобы избежать проблем, можно:

  • перевозить агрегат к месту работы в прицепе;
  • не выезжать на дороги, ограничиваясь в перемещениях «полями, огородами» и прочими техническими проездами, лежащими вне сферы компетенции ГИБДД.

Важно: регистрации подлежат ТС с мотором до 50 куб. см. Поэтому если двигатель меньшего объема, регистрировать трактор не требуется. Но желательно иметь справку о рабочем объеме двигателя.

Самодельный минитрактор в домашних условиях

Для частного сектора трактор – вещь более чем необходимая. Мешки с сельхозпродукцией, заготовленное сено, те же стройматериалы – все это необходимо как-то перемещать. Вручную не наносишься, а небольшой железный «помощник», так в самый раз.

Получить для своего подворья мини трактор можно двумя способами: или купить, если денег достаточно, и заботы не для вас, или собрать «железного коня» из подручных материалов. Покупку, как люди практичные, рассматривать не будем, а с одним из вариантов самостоятельной сборки трактора ознакомимся.

В качестве исходного материала будущего транспортного средства возьмем где-нибудь на свалке «народный» автомобиль ЛуАЗ. Или прикупим у соседа.

Что из всей этой кучи металлолома нам понадобиться? Оставляем:
– коробку передач;
– мосты;
– электрику;
– колесные редукторы;
– рулевой механизм, и руль не забыть.

Остальное продаем на металлолом, получая двойную выгоду – и денежек заработаем, и от хлама избавимся.

Теперь необходимо решить вопрос с двигателем. Как вариант, покупаем Sadko DE-300 от мотоблока плюс колеса (4 штуки 6×12).

Обороты нашего двигателя «хорошие», но для трактора несколько завышены. Это ведь не гоночная машина. Поэтому снижаем их в 3.5 раза, установив соответствующие шкивы.

Передачу крутящего момента с двигателя на КПП можно организовать при помощи ремня профиля В. Устанавливать лучше сразу два.

Рама – главная несущая конструкция. Ее можно сварить из профиля 40×40. Будет вполне приемлемо, но слабовато, как для перевозки тяжелых вещей. Поэтому есть смысл сразу брать профиль не 40×40, а 40×80. Запас прочности не помешает.

Гидравлика – состоит из гидроцилиндра 75×100, распределителя Р80, насоса НШ-10.

Рабочий режим насоса – это 1000-1100 об/мин. Вал насоса – исходящий вал от маховика сцепления. Но в связи с тем, что постоянная работа насоса требуется не всегда, для него целесообразно сделать отключаемый привод. Для этого берем коробку передач от мотоцикла Урал. Снимаем нужное: вал, шлицевую муфту, вилку переключения, две шестеренки, цепь.

На снятый вал нам нужно будет надеть звездочку, но перед этим вал необходимо доработать. Сначала вал обрезаем, затем на 5 сантиметров наращиваем так, чтобы звездочку можно было установить на свое место.

Корпус привода делаем сами, сварив его из уголка 40×40. Привод – узел, требующий постоянной смазки, а значить, в нем должно быть залито масло. Это понятно? Тогда не забудем сделать его герметичным и установить на вал сальник.

Все готово, теперь может посмотреть на включенный насос.

В заключение, два слова по гидравлике. Центральная секция работает с навеской. Выведенная муфта вперед с поворотным валом, выведенная назад с гидроцилиндром для косилки, самосвала и т.п.

«Вживую» посмотреть работу гидравлики и наше «детище» в полностью собранном состоянии можно на предоставленном видео.



Как сделать мини трактор своими руками

В подсобном хозяйстве каждого фермера в любое время года работы всегда хватает. Вспахать и засеять поле, вывезти мусор, накосить травы, привезти или увезти строительные материалы. Без мототехники невозможно справится со всей работой. На покупку новой техники не всегда есть деньги. В таком случае самодельные трактора смогут придти на помощь. Себестоимость самодельного трактора будет всегда на порядок ниже заводского. Собрать его не составит труда, если человек умеет работать головой, руками и имеет базовое представление о строении мототехники. В статье рассказывается, как в домашних условиях сделать самодельный трактор.

Особенности сборки трактора в домашних условиях

Крупные заводские трактора как МТЗ для небольших приусадебных участков неоправданная роскошь. При своей стоимости они окупаются очень долго. Самостоятельная сборка такой техники потребует от умельца специальных технических знаний. Для небольших хозяйств подходят больше минитрактора. Однако покупка даже мини-трактора может существенно ударить по семейному бюджету.

Что делать, если покупка нового трактора не по карману, но он крайне необходим в хозяйстве? Собрать самодельный трактор своими руками в своем гараже. Если есть хотя бы минимальное представление о составе и работе моторизированной техники, то сделать это не сложно. Все зависит от конструкции, которую решит выбрать мастер.

Самодельную технику можно разделить на два типа:

  • на базе деталей мотоблока;
  • на базе деталей полноценной моторизированной техники.

Первый вариант самодельного мини трактора самый простой, поскольку требует минимальных переделок и денежных вложений. Второй вариант намного сложнее. Берутся собирать такой вид только, когда есть особые требования к рабочей технике. Комплектация к нему подбирается к нему из подручных средств и с учетом финансовых возможностей.

Решив смастерить мини трактор, нужно следовать главному правилу, которое гласит: все комплектующие детали должны быть ремонтируемыми, взаимозаменяемые и быть в свободном доступе. Следуя такому простому правилу, можно в любое время отремонтировать свою технику.

Каждая работа должна всегда начинаться с создания чертежа. Всегда есть возможность воспользоваться уже готовыми образцами самоделки трактора, и просто доработать их по своему усмотрению. Если нет желания возиться с ними или просто не умеете, можно набросать эскиз с размерами будущей самодельной конструкции. Составить поэтапную инструкцию для себя. Это покажется мелочью, но такая мелочь очень облегчает дальнейшую работу. Гораздо проще и быстрее получится что-то смастерить, имея даже приблизительный план перед глазами, чтобы в нужную минуту его посмотреть.

Самостоятельная сборка трактора из мотоблока

Как сделать минитрактор из имеющихся под рукой деталей, чтобы получить полноценное, многофункциональное транспортное средство. Самый простой вариант использовать мотоблок, например, российский «Нева». В зависимости, где расположен двигатель, делают цельную раму или ломаную на шарнирах.

Если расположить его в передней части, то потребуется изготовить шарнирную конструкцию. К задней части приваривают ось под установку колес и седушки. Сзади устанавливается фаркоп для сцепления с телегой и сельскохозяйственными приспособлениями, например, плуга или косилки. По сути, такая рама играет роль сидения для водителя. Рулевое управление транспортом выполнено за счет поворота рамы. Такая конструкция мобильная даже на ограниченном пространстве.

Недостатки такой конструкции:

  1. Неверное распределение веса на оси.
  2. Неудобство переключения коробки передач.
  3. Плохая устойчивость.

Удачным вариантом считается устройство с цельной рамой. Мотоблок в этом случае располагается сзади. Устойчивость компенсируется расширением колеи колес и увеличением их диаметра. На передние колеса устанавливается поворотная балка. Потребуется внести некоторые модификации в коробке для удобства переключения скоростей.

Дизельные двигатели имеют качества по оборотам и мощности, превосходящие бензиновые. Они предпочтительней для создания минитрактора. Их полезный коэффициент выше при меньшем расходе топлива. Преимуществом использования мотоблока заключается в простоте конструкции. Не требуется придумывать сложные приспособления, чтобы сделать самодельный минитрактор на базе мотоблока своими руками.

Домашний вариант даже больше походит на детскую игрушку, но он ничем не уступает по производительности заводской технике и не нуждается в сложных доработках.

Самостоятельная сборка трактора из элементов транспортных средств

Минитрактор, собранный своими руками из автомобильных деталей, представляет собой уже более серьезное транспортное средство с мощным двигателем, гидравликой, полноценной системой управления и подвеской, и даже возможен вариант полноприводного исполнения. Поскольку это уже серьезная техника с большим весом деталей, необходимо выполнить всю конструкцию основательно.

В домашних условиях не получится рассчитать пределы прочности и допустимые нагрузки, поэтому вся конструкция в целом должна иметь запасы прочности.

Первым делом изготавливается рама из швеллеров. Швеллер разрезают согласно подготовленной схеме, далее нарезанные части сваривают друг с другом. Рама подбирается с учетом веса двигателя и других нагрузок. Лонжероны и ступицы изготавливаются из прочных профильных труб. Средства крепления мотора должны в точности совпадать с его основной конструкцией. У полноприводных тракторов мост устанавливают на раме. Место для установки трансмиссии подбирается таким образом, чтобы она находилась с коленчатым валом на одной оси и смотрела прямо в центр вала.

Под рулевую колонку приваривается специальный остов в фронтальной части рамы. Защитой электропроводки и гидравлики и топливной системы служат полости швеллеров. Их крепят туда с помощью монтажных колец или жгутиками. И в последнюю очередь размечают и готовят место для седушки.

Существует два типа несущих рам:

  • переломная или двойная с шарнирами;
  • цельная.

Первый вариант больше подходит для полноприводных тракторов. Он сложен в изготовлении. Потребуется дополнительная блокировочная коробка от Нивы. И еще некоторые доработки ходовой части. Крепятся две рамы с помощью автомобильных шарниров. Для передачи силы задним колесам используют обычно укороченный коленчатый вал.

Цельная рама имеет лучшие показатели прочности. Для соблюдения необходимой геометрии ее изготавливают трапециевидной формы. Это позволит установить балку с последующим увеличением колеи колес. Такая система позволяет устанавливать трактор вместе с погрузчиком. Но с учетом нагрузок рама должна обладать высокой прочностью.

После полной подготовки рамы начинается пошаговая сборка остальных компонентов. Сначала устанавливается мост и оси колес.

Необходимо организовать гусеничный ход. Самый простой вариант это каток с шинами и колесами. Мост заимствуют от любого заднеприводного автомобиля. Колеса подбираются в соответствии с предполагаемыми работами, которые трактор будет выполнять. Для рыхлых пахотных земель нужны широкие колеса с большим радиусом. Это даст большой клиренс подвеске агрегата. Его желательно доводить до 40 сантиметров и больше. Так в поле он не будет мешать грязь коленовалом. Мост лучше позаимствовать от УАЗа. Он имеет боковые редукторы с большим передаточным числом.

Выбор двигателя зависит от назначения трактора. Для пахоты земель и перевозки небольших грузов подойдет маломощный моторчик от мотоцикла с 15-20 лошадиным силами. Для более серьезной работы необходим мощный двигатель около 50 лошадиных сил.

Обычно в качестве тяговой силы устанавливают двигатели от «копейки» или других моделей ВАЗа. Купить их не представляет труда. Однако расход топлива у таких двигателей составляет более 10 литров.

После двигателя устанавливается трансмиссия. Подойдет от ГАЗ или УАЗ. Она имеет хорошее передаточное число. Для передачи момента вращения используется укороченный вал. Последними ставятся рулевое управление и седушка. Для установки рулевого управления шкворни ставятся на переднюю ось минитрактора. К верхней части шкворней крепятся цапфы, а к нижней ‑ рычажное управление. Они соединяются друг с другом поворотной тягой. Рулевой редуктор соединяется с поперечной тягой с помощью сошки. Осталось соединить гидравлику, электропроводку и топливную систему и трактор готов к первым испытаниям. Требуется кузов трактору или нет, каждый владелец решает для себя сам.

Ссылка на основную публикацию