Трактор на базе автомобиля Москвич – особенности конструкции и принцип сборки

Изготовление трактора на базе автомобиля ГАЗ: алгоритм сборки своими руками, плюсы и минусы переделки, видео, чертеж, особенности

Существует целый ряд простых и доступных способов собрать самодельный трактор. В числе наиболее популярных выделяется изготовления трактора из отечественного автомобиля ГАЗ. Основные его преимущества кроются в возможности сделать мощный и проходимый агрегат, способный справиться практически с любой сельскохозяйственной и бытовой задачей.

Сборка самодельных тракторов на базе автомобилей ГАЗ имеет ряд важных преимуществ.

В их число входит:

  • существенная экономия финансовых средств;
  • для изготовления сельскохозяйственной машины подходит большинство моделей отечественной марки – ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-66 и ГАЗ-69;
  • в результате самостоятельной переделки удается получить надежный трактор, который по своим характеристикам практически не уступает заводским моделям;
  • трактора-самоделки очень просты в ремонте, неприхотливы к качеству ГСМ и не требуют специального обслуживания;
  • изготовленный трактор может использоваться для выполнения самых распространенных сельскохозяйственных и бытовых задач – вспашки грунта, посадки, окучивания, сбора и перевозки плодов, а также уборки придомовой территории и измельчения веток.

Самодельные трактора из ГАЗ-53 и других моделей авто также имеют ряд небольших минусов. В первую очередь нужно помнить, что при сборке все-таки потребуется потратить небольшую сумму денег, так как агрегат нужно оборудовать механизмом навески и гидравлической системой, которые можно приобрести только отдельно от автомобиля. Кроме того, на изготовление уйдет немало времени, прежде чем трактор будет полностью готов к эксплуатации.

Подготовка к сборке трактора

Прежде чем начать делать трактор на базе ГАЗ-66 или любой другой модели данной марки, следует уведомить о своих планах сотрудников Гостехнадзора. Для переделки машины необходимо сдать ее старые номерные знаки, пройти обязательную процедуру перерегистрации, после чего получить новые номера – только в таком случае переделка машины будет считаться законной, и владелец трактора получит возможность беспрепятственно передвигаться на своем агрегата по дорогам общественного пользования.

Уладив все формальности и получив номерные знаки, можно приступать к изучению схем. В чертежах должны быть указаны размеры каждой из используемых деталей, а также последовательность и метод их монтажа в общую конструкцию.

Важную роль при подготовке к сборке трактора играет правильный расчет мощности двигателя. В первую очередь следует помнить, что самодельный трактор из ГАЗ-66 будет часто использоваться вместе с прицепом. В связи с этим используемый мотор должен обладать достаточным запасом мощности и тягового усилия.

Изготовление трактора из автомобиля ГАЗ – порядок сборки

Если для выполнения переделки были правильно подобраны чертежи и грамотно рассчитана мощность двигателя, то с самой сборкой самодельного трактора на базе машины ГАЗ не возникнет никаких проблем. Главное, чтобы под руками всегда были необходимые инструменты, которые помогут подогнать ту, или иную деталь. Нередко для изготовления трактора требуются новые кованые детали – их следует заказать заранее.

Очень важно предварительно продумать конструкцию трактора на базе машины ГАЗ. Очень часто энтузиасты собирают агрегат-переломку с четырьмя ведущими колесами. В такой самодельной машине две составляющие ходовой части крепятся друг к другу при помощи шарнирных механизмов – это позволяет использовать трактор в самых сложных условиях, выполняя с его помощью широкий спектр задач.

Трактор из ГАЗ-69, также как и агрегат из любой другой модели, должен состоять из трех основных компонентов: двигателя, трансмиссии и рулевых передаточных механизмов. Важно чтобы каждый из используемых узлов находился в хорошем состоянии, чтобы исключить риск преждевременной поломки самодельного агрегата.

Порядок сборки трактора своими руками должен выглядеть следующим образом:

  1. Для начала необходимо собрать раму, учитывая, при этом, компоновку ходовой части трактора. Если для эксплуатации не требуется изготовление переломки, то можно собрать цельный каркас, в конструкцию которого должны входить правый и левый лонжероны, передний и задний мост, а также траверсы к ним. Для изготовления поперечной балки нужно использовать не слишком массивный стальной швеллер. Лонжероны лучше всего делать из швеллера «десятки», а траверсы – из швеллера «двенадцатки» или «шестнадцатки»;
  2. На раму в передней ее части нужно установить и надежно закрепить двигатель. В большинстве случаев энтузиасты используют для оснащения самодельных тракторов ДВС марки УД-2, УД-4, МТ-9 или М-67. В случае если планируется изготовление трактора на базе двигателя от ГАЗ-66 с приводом на все 4 колеса, то при сборке понадобится повысить передаточные числа используемой трансмиссии, что приведет к потере мощности мотора – в итоге ее не хватит для стабильной работы всех четырех колес. В связи с этим, оптимальным вариантом станет трактор с двигателем ГАЗ-51 с приводом только на задние колеса;
  3. Если самодельный трактор из ГАЗ будет регулярно использоваться под высоким нагрузками, то мотору обязательно понадобится дополнительное охлаждения. Лучше всего использовать уже готовую охлаждающую систему от автомобилей УАЗ или других отечественных внедорожников;
  4. После монтажа мотора трактор на базе автомобиля ГАЗ потребуется оборудовать трансмиссией и сцеплением. Очень важно разместить КПП так, чтобы ее рычаг располагался в непосредственной близости к водителю, а к бачку коробки был доступ для беспрепятственной заливки трансмиссионного масла;
  5. Сиденье, органы управления и педали также можно взять от автомобиля ГАЗ. Их монтаж не должен мешать нормальной работе водителя, а сами органы должны плавно передвигаться по своих амплитудах;
  6. Чтобы иметь возможность использовать фары освещения и другие электрические приборы, сельскохозяйственную машину на базе автомобиля ГАЗ следует оборудовать аккумулятором от автомобиля ГАЗ, а также проложить штатную проводку, также взятую из машины;
  7. Для расширения функционала трактора и возможности использования для работы с ним разных навесных орудий, агрегат необходимо оснастить гидравлической системой – ее «донором» может стать трактор ЧТЗ. При этом, все детали гидравлической системы для самодельного агрегата должны быть взяты от одного, и того же трактора;
  8. При желании трактор можно оборудовать кабиной. Ее можно сварить из цельного стального листа, который будет удерживаться на 4 трубах квадратного или круглого сечения;
  9. Отдельно для трактора можно сделать ковш, который позволит эксплуатировать сельскохозяйственную машину в качестве погрузчика;
  10. На последнем этапе потребуется нанести на металлические поверхности самодельного трактора из автомобиля ГАЗ качественный грунтовочный состав, после чего покрасить агрегат – это необходимо для защиты трактора от коррозии. Более подробно о сборке трактора из автомобиля ГАЗ расскажет видео.

Выполнив все перечисленные действия, можно заправить трактор из автомобиля ГАЗ, залить в соответствующие баки необходимые масла, и приступить к испытанию агрегата. Поначалу самодельная техника должна поддаваться минимальным нагрузкам – это поможет проверить состояние деталей, а также вовремя заметить и устранить любую обнаруженную неисправность. В дальнейшем трактор-погрузчик на базе ГАЗ 66 можно эксплуатировать, используя весь его ресурс.

Сборка тракторов и автомобилей

Сборка тракторов и автомобилей должна осуществляться согласно последовательности и требований, прописанных в маршрутной карте на сборку данной машины либо в иной технической документации. В условиях специализированных ремонтных предприятий сборка машин производится на нескольких рабочих местах и по поточному методу объект сборки последовательно перемещается от одного рабочего места к другому. В условиях ремонтных мастерских сельхозпредприятий сборка машин осуществляется непоточным методом, на одном рабочем месте (количество работников 1-3 чел.), без перемещения объекта сборки. Общая сборка машины – это установка на раму новых/отремонтированных деталей, элементов, связующих их силовых, кинематических и прочих частей, которые дают возможность составным агрегатам, механизмам и машине в целом выполнять заданные функции.

На сборку агрегаты многих систем поступают отрегулированными (например, топливный насос, мосты, реле-регулятор, двигатель, коробка передач и прочие). При осуществлении сборки требуется отрегулировать связи между агрегатами и сборочными единицами.

Кроме выполнения специфичных операций (сборочных, регулировочных), имеется ряд операций, общих для сборки тракторов и автомобилей. Не допускается качание и перемещение трубопроводов, все они должны быть прочно закреплены. Все смонтированные трубопроводы воздуха, масла, топлива должны обеспечивать герметичность соединений.

Не допускается касание электропроводки острых кромок и подвижных деталей. Для создания надёжного электроконтакта места крепления фонарей, фар, вентилятора и прочих потребителей должны быть защищены.

Перемещение органов управления машиной должно быть плавным, без заеданий. Усилие для перемещения органов управления должно находиться в пределах, оговорённых в технических требованиях.

Сборка трактора типа ДТ-75. Первый этап сборки – установка трансмиссии на раму после обкатки. Шейки опор конечных передач при этом следует поместить в расточки задних кронштейнов рамы, а нижний бугель коробки передач совместить с цапфой опоры. Далее нужно поставить соединительные кронштейны рамы вместе с задней осью и закрепить болтами. Предварительно требуется прикрепление к блок-картеру правого и левого задних кронштейнов и установка передней опоры. Под кронштейны нужно положить регулировочные прокладки. На [рис.152] представлена схема приспособления, применяемого для центрирования двигателя на вал увеличителя крутящего момента (УКМ) и вал муфты главного сцепления.

Рис.152. Приспособление для проверки соосности валов.

1) – Проверяемый вал;

2) – Контрольный диск;

3) – Контрольный винт для определения радиального и осевого (торцевого) зазоров;

5) – Контрольный винт для определения радиального и осевого (торцевого) зазоров;

6) – Проверяемый вал:

SP – Радиальный зазор;

ST – Осевой (торцевой) зазор.

Несоосность осей для трактора ДТ-75 не должна составлять более 1 мм. Регулировка в вертикальной плоскости заключается в изменении количества прокладок под опорами двигателя и коробки передач. Для регулировки в горизонтальной плоскости следует переместить прокладки между кронштейнами и блоком двигателя с одной стороны на другую. После центрирования двигатель нужно соединить с трансмиссией.

Далее производится установка и регулировка управления трактором. Свободный ход рычагов управления тормозов солнечных шестерен планетарного механизма тракторов ДТ-75 и ДТ-75М должен находиться в пределах 60-80 мм, а полный ход должен составлять 500-600 мм. Управление остановочными тормозами признаётся отрегулированным в том случае, если при перемещении от вертикального положения до отказа зуб правой педали устанавливается в правую впадину сектора; после этого необходимо полностью завернуть регулировочную гайку тормозной ленты, чтобы она обтянула шкив остановочного тормоза. Регулировка левой педали производится аналогично, ориентируясь на отрегулированную правую педаль.

Длина тяги сцепления подбирается таким образом, чтобы при переводе рычага управления сцеплением в крайнее переднее положение сцеплением до упора ход отводки главной муфты составлял 22±1 мм. Зазор между опорной поверхностью отжимных рычагов и втулкой отжимного подшипника сцепления должен равняться 4 +0,5 мм. Регулировка его производится гайками отжимных рычагов. Далее следует перейти к регулировке рычагов управления и блокировки УКМ.

Каретки подвески необходимо установить так, чтобы маслёнки на осях катков были обращены наружу, а внутренние балансиры двух кареток на одной стороне трактора расположились один напротив другого. Требуется проконтролировать совпадение плоскостей ведущего и направляющего колеса.

Установка гусеницы производится таким образом, чтобы заходная часть звена (с двумя подшипниками) была расположена в сторону движения. Если пальцы с головками, то головки пальцев должны быть обращены от трактора (во внешнюю сторону). Проверка натяжения гусеничной цепи производится по провисанию её верхней части между поддерживающими роликами. Провисание должно составлять 40-50 мм.

По завершении указанных операций на трактор монтируются прочие составные части (радиатор, электрооборудование, гидросистема и другие).

Сборка тракторов типа МТЗ. На корпус обкатанной трансмиссии производится установка тормоза (в сборе), муфты блокировки дифференциала заднего моста, управления тормозами, гидроаккумулятора. Регулировка управления тормозами тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 должна быть проведена так, чтобы полный ход правой педали при усилии 120 Н составлял 70-90 мм, левой педали – на 5-15 мм меньше. Ход педали тормоза тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 должен составлять 100-125 мм. Ход педалей менее 100 мм не допускается в связи с тем, что это влечёт за собой преждевременный износ накладок и перегрев тормозов.

Регулировка привода управления задним ВОМ (валом отбора мощности) производится путём изменения зазора между тормозной лентой и барабаном и изменением длины тяг. Ход рычага управления валом отбора мощности должен быть одинаков на включение и выключение. Требуется его чёткая фиксация в обоих положениях. Усилие на рычаге должно быть в пределах 118-147 Н (12-15 кгс).

Двигатель в сборе, а затем полурама, собранная с передней осью, соединяются с корпусом сцепления. Не допускается сборка без установочных штифтов.

Далее производится монтаж механизма задней навески, масляного бака с гидроагрегатами, ГУР (гидроусилителя рулевого управления), топливного бака, топливопроводов и управления подачей топлива, аккумуляторных батарей, задних и передних крыльев, электрооборудования, оперения и кабины, передних и задних колёс.

Далее производится регулировка схождения передних колёс. Разность расстояний между внутренними закраинами ободьев колёс на уровне их центров впереди и сзади оси должна составлять:

– для тракторов МТЗ-50, МТЗ-52 – 8-12 мм;

– для тракторов МТЗ-100, МТЗ-102 – 4-8 мм.

Для тракторов МТЗ-50 величина давления в шинах:

– передних колёс – 0,17-0,18 МПа;

– задних колёс – 0,085-0,1 МПа.

Для тракторов МТЗ-100, МТЗ-102 величина давления в шинах:

– задних колёс – 0,098-0,157МПа;

– передних колёс (МТЗ-100) – 0,167-0,216 МПа;

– передних колёс (МТЗ-102) – 0,137-0,216 МПа.

Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25 градусов.

Сборка автомобилей. На раму, которая установлена на кантователь, ставятся рессоры, передний мост, задний мост. Устанавливаются воздушные баллоны, тормозной кран, трубопроводы пневмосистемы (автомобили ЗИЛ). Перед сборкой резьбовые соединения пневмосистемы требуется покрыть клеем АК-20. После завершения сборки необходимо проверить герметичность тормозной системы. Далее производится установка и закрепление двигателя в сборе с коробкой. Монтируются и закрепляются карданные валы в сборе с промежуточной опорой, узлы крепления кабины, механизм рулевого управления в сборе с гидроусилителем, радиатор, бензобаки, топливопроводы, маслопроводы и прочее.

Читайте также:  Самые востребованные российские тракторы и их производители

Производится установка и подключение всех электроприборов. Устанавливается аккумулятор. Выполняются все необходимые регулировки.

Производится установка зазора между рычагами муфты и выжимным подшипником (для автомобилей ГАЗ-53, ЗИЛ-130) по свободному ходу педали сцепления (35-50 мм) путём регулировки длины тяги.

Производится проверка и регулировка схождения передних колёс (при необходимости) путём изменения длины поперечной рулевой тяги. Схождение колёс должно составлять:

– для автомобилей ЗИЛ-130 – 2-5 мм;

– для автомобилей ГАЗ-53 – 1,5-3 мм.

Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25 градусов.

Производится заполнение тормозной системы автомобиля ГАЗ-53 тормозной жидкостью и прокачивание системы с целью удаления из неё воздуха. Очерёдность прокачки рабочих (колёсных) цилиндров следующая:

– цилиндр гидровакуумного усилителя.

Свободный ход педали тормозов автомобиля ГАЗ-53 должен составлять 8-14 мм. Регулировка свободного хода педалей тормозов производится путём изменения длины штока главного цилиндра.

При одинарном тормозном кране на автомобиле ЗИЛ-130 ход педали тормоза должен составлять 15-20 мм, а при комбинированном – 40-60 мм. При регулировке вывешиваются регулируемые колёса и, поворачивая ключом регулировочный червяк (3) [рис. 153], подводятся колодки до соприкосновения с барабаном.

Рис.153. Тормозная камера с регулировочным рычагом.

2) – Червячная шестерня;

5) – Корпус камеры;

6) – Крышка камеры;

10) – Эксцентриковые пальцы;

15) – Разжимной кулак;

После этого следует вращать червяк в обратном направлении до момента свободного вращения колеса. Чтобы достичь одинаковой эффективности торможения правого и левого колеса требуется, чтобы ходы штоков их тормозных камер имели минимальное различие. Оценка герметичности тормозной системы проводится по падению давления: при свободном положении педали тормоза и неработающем двигателе падение давления воздуха в системе не должно превышать 0,05 МПа в течение 30 минут, а при нажатой тормозной педали – 15 минут.

Регулировка стояночного тормоза автомобиля ГАЗ-53 производится при поднятом заднем колесе и нейтральном положении рычага коробки передач.

Чтобы провести указанную регулировку, следует завернуть регулировочный винт (10) [рис. 154] таким образом, чтобы нельзя было провернуть рукой тормозной барабан. Далее, вращая регулировочную гайку (9) нужно добиться, чтобы приводной рычаг (11) упёрся в разжимной стержень. После этого нужно отвернуть на 2-3 оборота регулировочную гайку и винт до свободного вращения тормозного барабана.

Рис.154. Ручной тормоз автомобиля ГАЗ-53А.

1) – Рычаг ручного тормоза;

2) – Неподвижный диск;

3) – Разжимной стержень;

4) – Тормозные колодки;

5) –Разжимное устройство;

7) – Стяжные пружины;

9) – Регулировочная гайка;

10) – Регулировочный винт;

11) – Приводной рычаг;

Регулировка ручного тормоза автомобиля ЗИЛ-130 осуществляется путём изменения длины резьбовой вилки тяги либо путём перестановки соединительного пальца в другое отверстие регулировочного рычага сектора тормоза.

При переднем положении тормозного рычага вращение тормозного барабана должно быть свободным, а при установке рычага на третий-четвёртый зуб сектора должно наступить полное торможение.

По завершении сборки автомобиля требуется провести проверку установки фар и регулировку (при необходимости) направления лучей. Также нужно проверить давление воздуха в шинах. Величина давления воздуха для автомобиля ГАЗ-53А:

Общее устройство тракторов и автомобилей

Основные части трактора и автомобиля: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование.

Устройство гусеничного трактора

Расположение основных частей и сборочных единиц гусеничного трактора показано на рисунке.

Рисунок. Схема расположения основных частей, механизмов и деталей гусеничного трактора:
1 — двигатель; 2 — гидравлическая навесная система; 3 — прицепное устройство; 4 — ведущее колесо; 5 — планетарный механизм; 6 — конечная передача; 7 — коробка передач; 8 — соединительный вал; 9 — сцепление; 10 — гусеничная цепь; 11 — направляющее колесо; 12 — главная передача.

Двигатель 1 преобразует химическую энергию топлива и атмосферного воздуха во вращательное движение и переносит его к потребителям — ведущим колесам и ВОМ.

Трансмиссия трансформирует вращательное движение, распределяет его и переносит к ведущим колесам (звездочкам гусениц). Трансмиссия состоит из сцепления 9, соединительного вала 8, коробки передач 7, механизмов поворота 5, главной 12 и конечных 6 передач.

Ходовая часть объединяет все сборочные единицы в одно целое и служит для перемещения трактора по опорной поверхности. В состав ходовой части входят остов (рама), подвеска и движитель, включающий в себя ведущие колеса 4 (звездочки), направляющие колеса 11, поддерживающие ролики и гусеничные цепи 10. Движитель взаимодействует с опорной поверхностью (почвой) и преобразует подведенное трансмиссией вращательное движение в поступательное движение трактора.

Механизмы управления, воздействуя на ходовую часть, изменяют траекторию движения трактора, останавливают и удерживают его неподвижно.

Рабочее оборудование трактора состоит из механизма навески 2 с гидроприводом, прицепного устройства 3, ВОМ и приводного шкива. Навесная система предназначена для крепления навесных машин на трактор и управления их работой. С помощью прицепного устройства буксируют различные прицепные машины и транспортные средства. ВОМ используют для приведения в действие рабочих органов агрегатируемых машин.

Вспомогательное оборудование трактора — это кабина с подрессоренным сиденьем, капот, приборы освещения и сигнализации, системы отопления и вентиляции, компрессор и др.

Устройство колесного трактора

Назначение составных частей колесного трактора то же, что у гусеничного.

Рисунок. Схема расположения основных частей, механизмов и деталей колесного трактора:
1 — управляемое колесо; 2 — передний мост; 3 — двигатель; 4 — механизм навески; 5 — ведущее колесо; 6 — конечная передача; 7 — дифференциал; 8 — главная передача; 9 — коробка передач; 10 — сцепление.

Ходовая часть и механизмы управления колесного трактора состоят из остова, переднего моста 2, ведущих 5 и управляемых 1 колес, рулевого управления. Между главной 8 и конечной 6 передачами установлен дифференциал 7.

Устройство автомобиля

Основные части автомобиля — двигатель, шасси и кузов. Принципиальная схема расположения основных частей и механизмов автомобиля мало отличается от схемы их расположения у колесного трактора.

Рисунок. Расположение основных механизмов автомобиля:
1 — направляющее колесо; 2 — передняя подвеска; 3 — сцепление: 4 — коробка передач; 5 — карданная передача; 6 — главная передача; 7 — дифференциал; 8 — задняя подвеска; 9 — ведущее колесо; 10 — рама; 11 — рулевое управление; 12 — двигатель

Вспомогательное оборудование автомобилей — это тягово-сцепное устройство, лебедка, системы отопления и вентиляции, компрессор и др.

Шасси автомобиля состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. На шасси устанавливают кузов для размещения пассажиров или груза.

Компоновочная схема легковых переднеприводных автомобилей отличается от классической тем, что двигатель расположен поперек кузова и ведущими являются передние колеса. Это позволяет уменьшить массу автомобиля, эффективнее использовать его пространство, повысить устойчивость и проходимость.

Рисунок. Схема трансмиссии переднеприводного автомобиля: I — двигатель; II — сцепление; III — коробка передач; IV — главная передача и дифференциал; V — правый и левый приводные валы с шарнирами равных угловых скоростей; VI — ведущие (передние) колеса.

МИНИ-ТРАКТОР СВОИМИ РУКАМИ С ДВИГАТЕЛЕМ ОТ МОСКВИЧА-408

Как сделать мини-трактор своими руками. Если имеешь домик в деревне, а тем более когда там живешь постоянно, то без транспортной и землеобрабатывающей техники не обойтись. Была такая техника и у меня: для обработки почвы использовал мотоблок с фрезами, а для перевозки грузов — автомобиль «Жигули» с прицепом.

Но после того, как у меня начало пошаливать сердце, за руль автомобиля я садиться не стал. Однако многие хозяйственные дела без подручного транспорта выполнить было невозможно. Вот тогда и пришла мысль сделать небольшой трактор самому (купить новый было для меня не по средствам) и использовать его в качестве тягача грузового автомобильного прицепа.

В этом деле помог случай. Однажды попал на большой оживленный рынок и там увидел несколько мини-тракторов, юрко сновавших между торговыми палатками и людьми и тянувших за собой на прицепе тележки. Одна такая машина остановилась около меня, и я не упустил случая расспросить о ней водителя.

Оказалось, что это мини-трактор “Син-тай” китайского производства с дизельным 2-цилиндровым 12-сильным двигателем и довольно необычной конструкции: у него не было ни рамы (как у других тракторов или грузовиков), ни несущего кузова (как у легковых автомашин). Несущими элементами являлись блок силового агрегата и картеры трансмиссии (сцепления, коробок передач, демультипликатора).

Эти элементы были жестко соединены между собой болтами, винтами или шпильками. Еще водитель подсказал, что у них в ангаре есть такой же неисправный мини-трактор, который сначала хотели продать, а сейчас используют уже на запчасти, и показал мне место его хранения. Кое-что от трактора еще сохранилось: передний и задние мосты, агрегаты трансмиссии, облицовочные панели.

Но многого, а главное двигателя, к сожалению, уже не было. После этого несколько дней обдумывал и прикидывал свои возможности по восстановлению мини-трактора, а потом договорился о приемлемой цене и приобрел оставшиеся агрегаты и узлы. Двигатель от автомобиля «Москвич-408» мощностью 50 л.с. мне подарил приятель. Размеры его значительно превышали габариты штатного дизеля, особенно по длине.

К тому же блок москвичовского движка не был рассчитан на то, чтобы нести какую бы то ни было силовую нагрузку от ходовой части. Наоборот, он сам нуждался в дополнительной опоре. А потому, кроме его надежной стыковки с картером сцепления, пришлось подумать об изготовлении дополнительно еще и силовой рамы.

Но восстановление мини-трактора начал не с рамы, а с упомянутого стыковочного узла. Проблема состояла в том, что здесь не совпадали ни размеры, ни количество, ни расположение крепежных отверстий. Самодельщики для этого обычно изготавливают специальное переходное кольцо. У меня же положение осложнялось еще тем, что у двигателя в сторону сцепления значительно выступала крышка с пусковой шестерней («бендиксом») стартера.

Но, подумав и поработав, решил и эту задачу: дистанционное кольцо сделал фигурным (с обходом крышки «бендикса»), а в картере сцепления выполнил под крышку еще и вырез. Отверстия же в крепежном фланце переходника сверлил по картонному шаблону, отбив на одной его стороне отпечаток с блока цилиндров, а на другой — с картера сцепления. Но на этом хлопоты с двигателем не закончились.

Необходимо было как-то усовершенствовать и сделать более эффективной систему его охлаждения. Штатная система при малых скоростях движения нормальную работу довольно высокооборотного бензинового двигателя обеспечить была просто не в состоянии. Опять помогли знакомые самодельщики и снабдили меня компактным двухконтурным радиатором с шестилопастным вентилятором от какой-то иномарки.

При эксплуатации мини-трактора с этой системой в дальнейшем проблем с охлаждением никогда не возникало. Глушитель для двигателя пришлось сделать самому — штатного просто не было. Его конструкция предельно простая, но, как показала практика, достаточно эффективная: выхлоп оказался не громче, чем у легкового автомобиля. Глушитель эллиптический, однокорпусной, двухкамерный, трехпереходный.

Первый переход выхлопных газов происходит в момент их выхода через отверстия из внутреннего патрубка приемной трубы в первую камеру глушителя. Второй — в момент перехода газов через перегородку из одной камеры в другую. И третий — при попадании газов во внутренний патрубок выхлопной трубы.

При этом, чтобы не было обратного хода газов, суммарную площадь отверстий в каждом последующем переходе предусматривал немного большей, чем в предыдущем. Выхлопная труба направлена вниз, как у легковых автомобилей, а не вверх, как обычно у тракторов. Штатного генератора на двигателе не было, а потому пришлось его укомплектовать имевшимся старым, но еще годным переменного тока с шестидиодным выпрямителем.

Еще к системе электропитания купил новый аккумулятор. Воздушный фильтр решил оставить тракторный. Он, конечно, большегабаритный и требует обслуживания, но зато очень эффективный. Теперь о вновь изготовленной раме. Она хотя и пространственная, но довольно простая. Ее основу составляют два лонжерона, выполненных из стального равнополочного уголка № 4 (40x40x4 мм).

Но уголки при этом состыкованы по длине кромками полок и сварены в квадратную трубу. Лонжероны сделаны составными, поскольку на их протяжении пришлось и изменять расстояние между ними, и поднимать заднюю часть над передней. Передняя часть рамы поуже, чем задняя, — для возможности поворота направляющих колес. Кроме того, она двухъярусная. Это вызвано необходимостью подгонки рамы одновременно к разнородным агрегатам — москвичовскому двигателю и китайским узлам трансмиссии, а также к подвеске балки переднего моста.

При этом балка к раме подвешена посредством переходной плиты, использованной от того же китайского мини-трактора, но доработанной. Часть плиты просто отрезана за ненадобностью, а в ушках оставшейся части просверлены новые крепежные отверстия. Чтобы балка не болталась на центральном шкворне и не стучала о раму, к лонжеронам в этих местах прикрепил толстые резиновые амортизирующие прокладки.

Задняя часть рамы тоже пространственная, но здесь лонжероны просто загнуты вверх под крутым углом, а затем опять направлены в горизонтальной плоскости. Такой изгиб потребовался для того, чтобы пристыковать, и прикрепить раму к балке заднего моста сверху — там уже были резьбовые отверстия М12. С их помощью здесь раньше (в штатном варианте) к балке крепились крылья через довольно высокие втулки-проставки.

Читайте также:  Все о тракторах «Кировец»

Теперь же место проставок заняли трубы лонжеронов да еще прокладки из твердой резины. Поперечных элементов у рамы немного — две траверсы да подмоторная поперечина. Все они находятся в передней ее части. В задней же части связующим звеном у рамы является балка заднего моста. Бампер можно считать тоже частью рамы, но он изготовлен как отдельный элемент и крепится к ней четырьмя болтами М12. Бампер я сделал новый — помассивнее и габаритнее, чем штатный, предполагая в будущем навесить на него ковш мехлопаты.

Надо отметить, что отверстия в раме для крепежа узлов и агрегатов сверлились в основном по месту, после тщательной выверки положения последних. Задний мост использован полностью «китайский», а вот колеса здесь пришлось приспособить от трактора «Беларусь», хотя шины на них тоже штатные. Навеска для подсоединения почвообрабатывающих орудий вместе с однолемешным плугом была в комплекте (а точнее в «недокомплекте») с мини-трактором.

Но поскольку двигатель установил более мощный, для увеличения производительности при пахоте сделал еще один лемех по образцу и подобию первого и дополнительный узел для его крепления на плуге. А чтобы машина не буксовала из-за недостатка массы при таких усилиях, на колеса закреплял тяжелые чугунные диски. Поскольку с самого начала мини-трактор предполагал использовать в качестве тягача грузового прицепа от легкового автомобиля, то для сцепки с ним изготовил шаровой форкоп.

Но в этом узле самодельный лишь стыковочный элемент, а шар — промышленного изготовления. У прицепа (он самодельный) сцепное устройство тоже промышленного изготовления. Технические требования запрещают использовать кустарные изделия в устройствах подобного типа.

Правда, форкоп препятствует свободному доступу к валу отбора мощности (ВОМ), но пока этот механизм у меня остался незадействованным и прикрыт пластмассовым колпачком. Надо отметить, что большинство органов управления: рулевой механизм, тормозная система, сцепление были у мини-трактора в порядке и я использовал их практически без переделок. Только в связи с увеличившимся расстоянием до переднего моста пришлось удлинить продольную рулевую тягу.

Здесь стоит отметить, что рулевое управление трактора довольно простое и не имеет трапеции. Поворотные рычаги на цапфах колес соединены между собой одной поперечной тягой. В системе гидравлики отсутствовали насос и фильтр тонкой очистки масла.

Данные агрегаты подошли без подгонки и переделок от отечественных тракторов. Этот факт косвенно подтвердил услышанную на рынке версию о том, что трактор был спроектирован в нашей стране. Приборов световой сигнализации в приобретенных узлах не было, а потому их пришлось приобретать и монтировать заново. Передние фары — от сельскохозяйственной техники, огни поворотов — от автомобиля «Нива», задние блоки сигнальных фонарей — от «Волги» ГАЗ-24.

(Автор: В. Коляскин)

Геометрическая схема мини-трактора

Рама: 1 — траверса консолей (стальной уголок 50×50); 2 — траверса лонжеронов (стальной уголок 50×50); 3 — консоль (два уголка 40×40, сваренных в квадратную трубу, 2 шт.); 4 — стойка (стальной лист s5, 4 шт.); 5 —лонжерон (два уголка 40×40, сваренных в квадратную трубу, 2 шт.); 6 — подмоторная поперечина (стальной лист s5)

Компоновка мини-трактора (неуказанные позиции — штатные): 1 — передние колеса; 2 — бампер (стальной штампованный швеллер 75x40x3); 3 — облицовка радиатора; 4 — поворотные огни (от автомобиля «Нива»); 5 — вентилятор (от иномарки); 6 — фары (от сельхозтехники); 7 — капот; 8 — фильтр тонкой очистки масла; 9 — высоковольтная катушка зажигания (от автомобиля «Москвич-408»); 10 — воздушный фильтр; 11 — глушитель (самодельный); 12 — двигатель (от автомобиля «Москвич-412»); 13 — аккумулятор (от легкового автомобиля); 14 — руль (от легкового автомобиля); 15 — рычаг переключения скоростей; 16 — сиденье (самодельное); 17 — бензобак; 18 — блоки задних сигнальных фонарей (от автомобиля «Волга» ГАЗ-24); 19 — задние колеса (от трактора «Беларусь», передние); 20 — площадки для ног (стальной рифленый лист s3); 21 — масляный насос; 22 — педаль сцепления; 23 — педаль тормоза; 24 — педаль газа; 25 — агрегаты трансмиссии; 26—рама (самодельная); 27—рулевая тяга; 28 — бензопровод (самодельный); 29 — стартер (от автомобиля «Москвич-408»); 30 — генератор (автомобильный); 31 — фильтр грубой очистки масла; 32 — задний мост; 33 — плунжерный насос рычагов навески; 34 — вал отбора мощности; 35 — форкоп (самодельный); 36 — рычаг гидронавески (2 шт.)

Глушитель: 1 — приемная труба (труба диаметром 40); 2 — впускной патрубок (труба диаметром 40); 3 — корпус (стальной лист s2,5); 4 — перегородка (стальной лист s2,5); 5 — выпускной патрубок (труба 40×25); 6 — выхлопная труба (труба 40×25)

Компоновка агрегатов трансмиссии: 1 — двигатель; 2 — переходник с маховиком; 3 — картер с механизмом сцепления; 4 — картер дополнительной коробки передач (демультипликатора); 5 — картер основной коробки передач с рычагом переключения скоростей; 6 — правый кожух заднего (ведущего) моста с полуосью; 7 — картер главной передачи с дифференциалом и валом отбора мощности; 8 — плунжерный насос с подъемником рычагов навески; 9 — гидрораспределитель с рычагом; 10 — привод масляного насоса; 11 — масляный насос

Трактор из Жигулей своими руками: как сделать мотоблоки с коробкой от ОКИ и двигателем от УАЗ – самоделки из автомобиля

Минитракторы становятся все более востребованными в сельскохозяйственной отрасли. Это вполне объяснимо, ведь большинство моделей показывают достаточно высокие показатели мощности, которые вместе с завидными характеристиками маневренности показывают итоговый стандарт качества. Но такое устройство всегда можно сделать своими руками из оки.

Для владельцев небольших земельных владений такая техника и вовсе становится незаменимым помощником в работе, ведь использование на таких территориях крупногабаритных агрегатов нецелесообразно и довольно дорого. Однако, далеко не каждый фермер может позволить себе приобретение готового минитрактора в магазине.

Причиной этому является довольно высокая цена на подобную технику, которая складывается из множества факторов. Поэтому, все чаще можно встретить различные самодельные варианты изготовления минитракторов, на основе самой различной техники.

Понятное желание сэкономить толкает людей на определенные конструктивные эксперименты, конечным итогом которых будет вполне пригодный для пользования минитрактор.

При этом, в качестве базы таких агрегатов может выступать самая различная техника, которая довольно часто встречается в хозяйстве многих сельских жителей и фермеров.

Области применения

В силу того, что самодельные минитрактора во многом идентичны магазинным вариантам, таким как Уралец, Кубота, Булат 120, Уралец 160, Янмар по самым различным критериям, их сфера использования также будет довольно схожей.

Любая подобная техника изготавливается исключительно для использования ее в сельскохозяйственной сфере, где основным требованием является эргономичность и надежность агрегатов.

Что же касается самодельных минитракторов, то, пожалуй, самым основным видом работ, которые они выполняют, является различная обработка почвы для дальнейшего ее использования. Данная область довольно обширна и включает в себя целый ряд специфических работ:

  • культивирование почвы, а также удаление сорняков и прочей растительности с земли;
  • формирование грядок;
  • высадка картофеля при помощи специального навесного оборудования;
  • выкапывание клубней картофеля и т.д.

Как мы видим, с помощью самодельных минитракторов можно выполнять фактически полный спектр земельных работ, главной целью которых является выращивание и сбор урожая.

Для села это первостепенная задача, ведь это единственный способ прокормить себя в этих условиях, отсюда и та незаменимость такой техники, которую многие отмечают. Однако, земельные работы – это не единственное, на что способны самодельные агрегаты.

Если немного потрудиться, продумав применение дополнительного навесного оборудования, то можно существенно расширить сферу применения подобной техники:

  • кошение травы с целью заготовки сена;
  • транспортировка различных грузов, а также уборка строительного и сельскохозяйственного мусора с участка;
  • расчистка территории от снежных массивов и т.д.

Важно понимать, что дополнительное оборудование будет стоить определенных денег, но можно и его изготовить самостоятельно. Те же снегоуборщики и косилки для травы имеют вполне простую конструкцию, которую можно сделать из сподручных материалов и средств.

Благо, в интернете присутствует достаточное количество схем и чертежей, облегчающих фермеру эту задачу.

Инструкция

Не существует единой рекомендации, из чего же изготавливать самодельный минитрактор? На это влияет достаточно много факторов, главный из которых – наличие у вас той или иной техники в хозяйстве, которую можно использовать за основу будущего самодельного агрегата.

Поэтому, целесообразно будет рассмотреть самые различные варианты изготовления в домашних условиях, среди которых каждый может почерпнуть что-то полезное конкретно для себя.

На базе мотоцикла Урал

Самодельные минитрактора из мотоцикла Урал являются довольно распространенным способом в силу того, что подобные мотоциклы обладают достаточно мощным двигателем, который вполне подходит для использования в минитракторе.

Подобные самодельные изделия могут принимать самую различную форму, напоминающую многие заводские трактора, но общее в них одно – это довольно большая переделка рамы мотоцикла. Это вполне объяснимо ведь исходный мотоцикл мало чем напоминает минитрактор как таковой.

Основная работа по переделке рамы заключается в поднятии базы, а также смещением центра тяжести к центру искомого агрегата.

Также нужно позаботиться о дополнительной колесной паре, ведь задние колеса должны большего диаметра, чем передние. Не лишним будет и применение дополнительного понижающего редуктора, но можно обойтись и заводской передачей мотоцикла.

В качестве рулевого управления можно оставить заводской вариант от мотоцикла, но можно заменить и на автомобильный руль от ГАЗ-53.

Более подробно о самодельном минитракторе на базе мотоцикла Урал смотрите на видео:

На базе ЛуАЗа

Понятно, что из автомобиля ЛуАЗ будут взяты далеко не все компоненты и запчасти, но основные составляющие, такие как трансмиссия, тормозная система, а также КПП были взяты от искомого автомобиля.

Самодельный минитрактор из ЛуАЗа своими руками будет включать в себя несколько основных рабочих узлов:

  • Рамная конструкция, сваренная из швеллера. При желании, раму можно немного удлинить, если будет использоваться другой двигатель.
  • Задний мост сделан самостоятельно, с использованием полуосей от трактора Т-25.
  • Диски для колес изготавливаются из обода от ГАЗ-21, с использованием внутренних частей ЛуАЗовских дисков.
  • В качестве переднего моста были взяты части моста от Т-25, на которые были установлены самодельные ступицы и колеса от ворошилки.
  • В качестве двигателя используется УД-25, который соединяется с КПП через пару последовательных клиноременных передач с передаточным числом 3. Сцепление, в данном случае, включается посредством натяжения ремня.
  • Рулевое управление можно взять от автомобиля ВАЗ 2105, либо оставить ЛуАЗовский вариант.

Отдельного рассмотрения заслуживает механизм присоединения дополнительного навесного оборудования, без которого спектр работ минитрактора достаточно ограничен.

Вот подробный перечень всех манипуляций по изготовлению данного механизма:

  • В качестве базы был использован гидроцилиндр от старой сельскохозяйственной техники. В искомом виде его использовать нельзя, поэтому его нужно немного укоротить.
  • Гидроцилиндр нужно располагать чуть правее от центра конструкции. Это позволяет сделать в задней части рамной конструкции отверстие, через которое будет привод заднего моста к дополнительному оборудованию, т.е вал отбора мощности. Ниже на фото показано все более подробно.

На базе Оки

Самодельные минитрактора из Оки фактически ничем не отличаются от подобных самодельных агрегатов, сделанных из прочих советских автомобилей. Процесс изготовления будет следующим:

  • На первоначальном этапе нужно изготовить рамную конструкцию. Для этих целей подойдет листовое железо, а также металлические балки швеллера. Сама конструкция представляет собой стандартную прямоугольную форму, сваренную из металлических уголков.
  • Конструкции заднего и переднего моста будут изготовлены из составляющих частей Оки, что также довольно удобно.

Самодельный агрегат будет компоноваться с двигателем Ока, который представляет собой половинчатый двигатель, вполне подходящий для применения в конструкции минитрактора, поэтому не нужно думать о приобретении другого мотора. Однако, используя его, нужно дополнительно предусмотреть несколько нюансов:

  • необходимо увеличить колесный просвет агрегата для лучшей проходимости;
  • усилить передние и задние лонжероны, ведь на них будет основная нагрузка в работе;
  • также необходимо предусмотреть механизм сцепки, к которому бы устанавливалось дополнительное навесное оборудование.

Самодельный минитрактор из Оки своими руками, чертежи которого представлены выше, является довольно оптимальным решением не только по изготовлению качественного самодельного агрегата, но и по реализации вышедшей из строя Оки.

В принципе, если у вас нет этого автомобиля, его можно приобрести за довольно небольшие деньги. При этом, покупать автомобиль «на ходу» совсем необязательно, ведь в конструкции минитрактора будут использоваться лишь отдельные комплектующие автомобиля, поэтому можно существенно сэкономить на покупке.

С двигателем УД 2

Самодельный минитрактор с двигателем УД 2 способен выполнять не только сельскохозяйственные работы, но и работы по транспортировке различных грузов. В качестве сцепления используется пара клиновых ремней, которые передают вращение шкиву, расположенному на валу коробки передач.

Сам двигатель УД 2 обладает мощностью 8 л.с., что, вкупе с воздушных охлаждением и 4-тактной системой, становится оптимальным решением для самодельного минитрактора. Кроме того, данный агрегат имеет в своем наличии несколько основных рабочих узлов:

  • Коробка передач от ГАЗ-51.
  • Задний мост, взятый также от ГАЗ-51. Его нужно немного укоротить, в соответствии с параметрами минитрактора.
  • Коробка передач и задний мост соединяются роликовой цепью 19 мм. Звездочки можно использовать от старой сельскохозяйственной техники. Ведущая звездочка соединяется с фланцем вторичного вала коробки передач и диском тормоза при помощи четырех болтов М8.
  • Что касается ведомой звездочки, то она соединяется с фланцем шестерни моста при помощи четырех болтов М10.
  • В качестве переднего моста можно использовать компоненты от Т-16, которые также нужно немного подогнать под размеры минитрактора.
  • Рулевая колонка, редуктор и рулевые тяги можно взять от старого автомобиля Москвич.
  • Сама рамная конструкция довольно стандартна, сварена из металлических уголков 5×5см.
  • Топливный бак, глушитель и фильтр используются от двигателя УД 2.
  • Центральный дисковый тормоз изготавливается из стали, с использованием пластмассового шарика, расположенного на конце рукоятки. Радиус его должен составлять порядка 7 мм.
  • В качестве задней колесной базы можно использовать аналогичные от УАЗ-452, а передние можно взять от мотоблока или другой подобной техники. Важно помнить, что диаметр передних колес должен быть меньше, чем у задних.
Читайте также:  Косилки КРН — современное навесное оборудование для сельскохозяйственных угодий

На базе Москвича

Самодельный минитрактор из Москвича представляет собой довольно стандартную конструкцию. В данном случае, от автомобиля Москвич будут позаимствованы непосредственно сам двигатель авто, а также КПП и рулевое управление. Помимо этого, такой самодельный агрегат включает в себя несколько рабочих узлов:

  • Используемый двигатель будет установлен на раму от Т-16.
  • В качестве колесных дисков используются аналогичные, взятые с ЗИЛа-130. На них одевается резина от передней колесной базы трактора МТЗ-82.
  • У старого комбайна нужно взять заднюю балку, у которой необходимо отрезать полуоси. Далее привариваем к ней через удлинители ступицы, взятые с ЗАЗ. Саму балку нужно немного укоротить, чтобы колея ровнялась 1,3 м.
  • Получившуюся балку крепим к раме через крепление, находящееся на передней балке рамы Т-16.
  • Далее выводим назад цепью с вала КПП через карданный вал ВОМ.

На базе Жигулей

Самодельный минитрактор из Жигулей своими руками можно изготовить, используя те же манипуляции, что и с другими автомобилями, предназначенными под переделку в минитрактор.

На российском рынке сельскохозяйственной продукции представлено достаточно много моделей культиваторов иностранного и отечественного производства от различных фирм. Культиватор Техас — настоящее европейское качество на долгие годы.

КамАЗ — это мощная современная машина, выпускаемая на заводе Камаз, которая способна перевезти за один раз большое количество кубов различных строительных материалов. Тут узнаете сколько кубометров различных грузов помещается в кузов Камаза.

Покупательская тележка обеспечивает комфорт покупателю в момент набора и транспортировки покупок, а продавцу приносит дополнительную прибыль. Перейдя по ссылке ознакомитесь с характеристиками покупательской тележки.

Условно, можно разделить весь процесс работы на несколько шагов:

  • Разработка кинетической схемы, где учитывается устойчивость и равновесие всей конструкции.
  • Изготовление рамной конструкции, используя металлические уголки и трубы. Здесь крайне важно правильно установить вилку и втулку, обеспечивающие правильный поворот прицепного механизма.
  • Конструкция кузова изготавливается из обычного листового железа, высота бортов при этом не должна превышать 300 мм.
  • В качестве двигателя можно использовать заводской от Жигулей, либо любой имеющийся у вас в наличии. Благодаря цепному соединению, от двигателя будет передаваться крутящий момент на редуктор, а затем на задний мост. В конструкции самодельных минитракторов, задние колеса являются ведущими.
  • Рулевое управление и водительское сиденье можно оставить от Жигулей.

На базе ВАЗ 2106

Самодельный минитрактор, в основе которого находится двигатель, взятый из ВАЗ 2106, станет верным помощником любому фермеру. В качестве остальных рабочих узлов используются комплектующие от других автомобилей, давно вышедших из эксплуатации. В частности, речь идет о следующих составляющих:

  • Коробка передач взята с ГАЗ-53.
  • Задний и передний мост можно взять от старых Жигулей. При этом, их нужно немного укоротить под параметры будущего минитрактора.
  • В качестве рулевого управления и сиденья можно использовать заводские от ВАЗ 2106.

Что касается колесной базы, то задние колеса можно взять от МТЗ-82, а передние – от мотокосилки или мотоблока.

Как сделать самодельный трактор с двигателем Зид 4.5

Самодельный минитрактор с двигателем Зид 4.5 ничем не отличается от аналогичных, сделанных с использованием других видов моторов. Весь процесс сборки можно разделить на несколько этапов:

  • Изготовление рамной конструкции, используя металлический швеллер. С помощью металлических уголков сваривается прямоугольная рама, на которую будут устанавливаться остальные рабочие узлы конструкции.
  • Особых проблем в двигателем Зид не замечено, потому что он довольно органично вписываются в общую конструкцию агрегата. Через него передается крутящий момент на редуктор, который и приводит в действие заднюю колесную базу, являющуюся ведущей.
  • В качестве колес можно использовать любую колесную пару от тракторов МТЗ, а для передних колес можно использовать аналогичные от старых советских автомобилей.
  • КПП можно взять от ГАЗ-51 или ГАЗ-53. В качестве заднего моста можно использовать мост от УАЗ.
  • Рулевое управление и сиденье можно взять от Оки, Москвича или других подобных автомобилей.

Минитрактор из оки с дизельным двигателем своими руками

Также большой популярностью пользуются самодельные минитрактора с дизельным двигателем. Изготавливаются они точно также, как и бензиновые аналоги, но в процессе работы наблюдается более экономичный расход топлива.

Для данных целей прекрасно подходят дизельные моторы от мотоблоков, которые приобрести отдельно в интернете или в специализированных магазинах. В частности, неплохие показатели демонстрирует двигатель Sadko DE-300, а также другие подобные модели.

Дополнительные советы и предупреждения

Перед тем, как взяться за изготовление самодельного минитрактора, необходимо убедиться, что у вас есть в наличии необходимые материалы и инструменты. Понятно, что без сварочного аппарата, а также достаточно большого количества металла и различных стальных уголков и швеллеров, вам просто не обойтись.

Если у вас нет этого в наличии, то можно посетить ближайшую сельскую свалку, где можно раздобыть достаточное количество материала. И наконец, самым верным и важным советом является первоначальная подготовка к конструированию. Речь идет о самостоятельном изготовлении подробного чертежа будущего минитрактора.

Даже схематично изображенный агрегат поможет вам более точно определиться со всеми размерами и параметрами, чтобы лишний раз не подгонять детали и запчасти их в процессе сборки.

Заключение

Сборка самодельных минитракторов становится все более актуальной для сельских жителей, ведь при таком подходе можно существенно сэкономить свои средства. К тому же, можно приспособить свою старую технику, которой вы давно не пользовались, дать ей настоящую «вторую жизнь» в виде самодельного минитрактора.

Возможно вас заинтересует статья про минитрактор кмз.

Самодельный трактор своими руками: виды, комплектации, инструкции по сборке

Работа в области сельского хозяйства у большинства ассоциируется с обработкой земель. Но для посева и выращивания культур, ягод и овощей, а также фруктов необходимо вспахать грунт, дополнив его удобрениями и обеспечив полив, а также прополку. Если фермер имеет специализированную технику, работы могут быть значительно упрощены. Такое оборудование имеет небольшие размеры, но справляется с основными задачами довольно успешно. Среди них следует выделить:

  • рыхление;
  • вспашку земли;
  • скашивание травы.

К решению этого вопроса фирмы и крупные агрокомплексы подходят с использованием отечественных и импортных моделей. Если же вы являетесь владельцем частного хозяйства, то можете быть ограничены в финансовых возможностях. В таком случае придется использовать мини-трактор, возможно, изготовленный самостоятельно.

Это позволит сэкономить, но стоит быть готовым к тому, что сборка подобной техники сопровождается определенными сложностями. Многих это не останавливает, ведь в силах каждого фермера изготовить такой минитрактор самостоятельно, дополнительно оснастив его оборудованием для решения широкого круга задач.

Основные разновидности самодельных тракторов

Трактор для хозяйства может принадлежать к одной из нескольких разновидностей, среди них:

  • многофункциональная техника;
  • самодельные тракторы с функцией уборки мусора и покоса травы;
  • райдеры.

Первая разновидность представляет собой оборудование, с помощью которого можно обработать почву, убрать мусор, а также срезать траву. Самодельные тракторы обычно оснащаются силовыми агрегатами средней мощности. Многофункциональная техника способна справиться с площадью в 6 гектар. При необходимости на неё можно установить навесное оборудование, благодаря которому перечень задач расширяется.

Самодельные трактора на колесах могут быть предназначены для выполнения узкого круга задач, они используются для обработки площади до 2 гектар или устройства газонов. Райдеры необходимы для внесения удобрений, а также обработки ядохимикатами. Они могут применять оборудование с целью выполнения других задач, когда есть необходимость обработатки небольшого земельного участка.

Особенности изготовления трактора

Если вы решили выполнить самодельный трактор своими руками, то на первом этапе нужно будет выполнить раму, для которой применяется прокатный швеллер. В конструкции присутствуют траверсы, а расположить их предстоит сзади и спереди. Помимо этого, система имеет лонжеры. Когда создается рама, ширина фронтальной части несколько уменьшается, что придает детали трапециевидную форму. В раме должно быть создано отверстие, благодаря которому можно укрепить другие устройства и элементы.

Методика проведения работ

Когда изготавливается самодельный трактор своими руками, необходимо задействовать стойки, которые должны быть приварены к углам. Они будут выполнять функцию подрамника. Их следует дополнительно соединить в верхней части. На раму нужно установить задний мост.

Иногда проект предполагает сборку полноприводного трактора, в этом случае передний мост должен располагаться на раме. Самодельный трактор своими руками изготавливается с использованием двигателя. Самым подходящим вариантом станет мотор от мотоцикла. Для монтажа коробки передач на раме необходимо найти место. Коробка должна располагаться так, чтобы водителю было удобнее ею управлять.

Теперь можно приступать к установке элементов рулевого управления. Для этого обычно используется руль. Эту деталь заимствуют, как правило, у модели легкового отечественного автомобиля. В некоторых случаях используется руль от мотоцикла. Для прицепа понадобится фаркоп. Его устанавливают на следующем этапе, приварив к раме. Когда изготавливается самодельный трактор своими руками, необходима тормозная система и бак, которые должны переходить к подключению электрики.

Инструкция по сборке: рама

Самодельный трактор может показаться непропорциональным и неказистым. На самом деле, если механизм собрать правильно, а все ключевые узлы расположить рационально, то система будет работать исправно, выполняя все поставленные перед ней задачи. В качестве дополнительных элементов рамы выступают траверсы.

Лонжерон собирается из последовательных ступеней, внутренние состоят из квадратной стальной трубы, тогда как наружные – из швеллера. Передняя траверса должна оказаться меньше задней. Это указывает на то, что швеллер 12-го размера подойдёт для передней траверсы, тогда как швеллер 16-го размера – для задней.

Силовой агрегат, мост и гусеница

Перед тем как сделать трактор, вы должны подобрать мотор нужной мощности и крутящего момента. Иногда для этого используется четырехцилиндровый дизель, мощность которого составляет 40 л. с. Такой агрегат имеет водяное охлаждение. А что касается моста, то он может быть установлен без дополнительных коррективов. Его можно позаимствовать от отечественного грузовика, интегрировав в самодельную технику.

Перед тем как сделать трактор, вы должны позаботиться о наличии гусеницы. Самым простым вариантом является конструкция с катками из шин и колес. Их можно взять от тележек. Учитывая размеры трактора, следует подобрать габариты колес. Гусеница может быть выполнена из большой покрышки, которая предварительно обрезается по бокам.

Дополнительное оснащение трактора двигателем

Самодельный трактор с двигателем ВАЗ можно встретить довольно часто, как и установки, следующих типов:

Можно оборудовать трактор двигателем от автомобиля «Москвич» или «Жигули». Когда предполагается изготавливать самоделку по формуле 4×4, для М-67 увеличивают передаточное число трансмиссии. В противном случае силовая установка будет испытывать недостаток мощности для обеспечения усилия для колесных пар. Необходимо учитывать, что для силового агрегата может понадобиться дополнительная система охлаждения.

Дополнительная информация о трансмиссии

Самодельный трактор с двигателем ВАЗ может быть дополнен валом отбора мощности и коробкой передач, которые следует позаимствовать от автомобиля ГАЗ-53. Сцепление может быть взято от ГАЗ-52. Эти узлы в готовом виде использовать не получится. Следует осуществить подгонку.

Для того чтобы синхронизировать двигатель с сцеплением, нужно подготовить новую корзину сцепления, подогнав ее под размеры. Задняя плоскость у маховика двигателя укорачивается, по центру высверливается дополнительное отверстие. Эти манипуляции могут быть выполнены на токарном станке.

Что еще необходимо знать о заднем мосте и колесах

Мини-трактор для уборки снега может быть оснащен задним мостом от грузового или легкового автомобиля. На токарном станке предварительно укорачиваются полуоси. Если готового моста отыскать не удалось, то может быть использована конструкция от разных машин. Специалисты рекомендуют использовать любой узел, который подойдет по размеру, ведь передний мост не выступает в качестве ведущего.

Колёса следует подбирать по радиусу. Если оборудование предполагается использовать для транспортировки грузов, то лучше предпочесть диски, диаметр которых изменяется в пределах от 13 до 16 дюймов. Для техники, которая будет задействована при сельскохозяйственных работах, можно использовать колеса радиусом в пределах от 18 до 24 дюйма.

Комплектация самодельного трактора

В комплектацию описываемой техники входит рама на самодельный трактор. После сборки, необходимо осуществить установку ведущих колес и опорных катков. Силовой агрегат монтируется на следующем этапе, далее наступает черед коробки передач. Дифференциалы и бортовые тормоза должны быть установлены на следующем этапе, после можно соединить с коробкой передач все компоненты.

Следующим шагом станет сборка органов управления, а также обустройство рабочего места. Дополнительные детали и гусеницы можно установить на следующем этапе. Теперь мастеру предстоит проверить работоспособность трактора, доработав его отдельные узлы, если потребуется.

Заключение

Мини-трактор для уборки снега проявит свои способности ещё и при обработке почвы. Однако, для того чтобы добиться двух тысяч оборотов двигателя при скорости в 3 км/ч, нужно отрегулировать трансмиссию. Каждое колесо заднего моста в идеальном варианте должно быть дополнено отдельным редуктором.

Ссылка на основную публикацию