Система освещения трактора – разновидности фар и принцип их установки

Система освещения трактора – разновидности фар и принцип их установки

Система освещения трактора включает в себя фары переднего и заднего освещения, габаритные фонари, фонари световой сигнализации (указателя поворота, стоп-сигнала), контрольные лампы, плафоны внутреннего освещения и лампы подсвета приборов. В монтаже приборов освещения используются выключатели, переключатели, предохранители, переходные колодки, штепсельные розетки для включения переносной лампы и осветительных элементов прицепа.

В качестве источников света на тракторах применяются лампы накаливания, состоящие из стеклянной колбы, вольфрамовой нити и цоколя. При изготовлении лампы ее колба заполняется инертным газом, что увеличивает срок службы вольфрамовой нити.

Лампы накаливания бывают однонитевыми (односветными) и двухнитевыми (двухсветными). Номинальная сила света основных ламп накаливания, используемых для освещения пути, обычно составляет 30…50 кан-дел (кд).

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Фара представляет собой сложный осветительный прибор, служащий для освещения пути или места работы трактора.

Тракторная фара (рис. 1) состоит из корпуса, отражателя, защитного светорассеивающего стекла, ободка и лампы накаливания. Фара крепится на тракторе при помощи установочного болта.

Наилучшее освещение пути достигается при точной фокусировке ламп в фарах и правильной регулировке направления световых потоков фар. Световые потоки фар должны иметь эллиптическую форму сечения, некоторый наклон к поверхности дороги и несколько расходиться в сторону. Направление светового потока фары регулируется поворотом оптического элемента или корпуса в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Управление световой сигнализацией при торможении осуществляется через специальный выключатель, связанный с приводом тормозов. При торможении давлением сжатого воздуха, используемого для привода тормозных механизмов, лампа стоп-сигнала подключается к аккумуляторной батарее и сигнализирует о процессе торможения.

Сигнализатор поворота дает при поворотах машины прерывистый (мигающий) световой сигнал, указывающий направление поворота.

Предупредительные электрические звуковые сигналы работают на принципе электромагнитного генерирования колебании стальной пластинки-мембраны, которая, в свою очередь, вызывает колебания воздушной среды, то есть распространение звуковых волн. Электрические звуковые сигналы тракторов и автомобилей бывают: постоянного и переменного тока, шумовые и тональные.

Наибольшее распространение на тракторах получили шумовые электрические звуковые сигналы постоянного тока.

Электрические шумовые сигналы переменного тока применяются редко, на отдельных марках тракторов с генераторами переменного тока.

Электрические звуковые сигналы постоянного тока с электромагнитной вибрационной системой, как правило, рассчитаны на номинальное напряжение 12 В. Они потребляют сравнительно небольшой ток (1…5 А) и имеют основную частоту звучания 220…400 Гц.

В электрическом звуковом сигнале регулируются сила и тональность звука. Сила звука зависит от силы колебаний мембраны и определяется силой тока в цепи сигнала, регулируется изменением силы сжатия контактов прерывателя. Тональность звука зависит от частоты колебаний мембраны и определяется силой упругости стальной пластины, отрывающей якорек от сердечника.

Основные принципы построения полных схем электрооборудования тракторов и автомобилей:
— система проводки однопроводная с использованием в качестве второго провода массы трактора или автомобиля; согласно ГОСТ 3940-57, к «массе» присоединяется отрицательная полярность;
— источники тока (аккумуляторная батарея и генератор) соединяются между собой одноименными полюсами (клеммами) через реле-регулятор;
— потребители электрического тока подключаются к источникам параллельно, соединение между собой датчиков и приемников контрольно-измерительных приборов и устройств последовательное.

Система освещения трактора

Трактор, как и вся спецтехника, нуждается в качественной системе освещения, позволяющей работать в ночное время.

Фары на трактор являются источником направленного света, который освещает местность или дорогу. Современные элементы освещения имеют повышенную мощность и яркость. Популярностью пользуется оборудование с рефлекторами (отражателями).

Система освещения трактора


Спецтехника имеет различную комплектацию и конструкционные особенности.

Но большинство моделей оборудованы стандартной системой освещения, которая состоит из следующих деталей:

  • Передних фар с поворотником и габаритами;
  • Фар на креплении навесов;
  • Задних фар и габаритов;
  • Осветителей кабины и панели приборов.

Работают тракторные фары от аккумуляторной батареи и генератора.

Ассортимент фар на трактор

Фары на спецтехнику бывают самых различных модификаций.

Среди основных видов можно выделить:

  • Односекционные и двухсекционные;
  • Фары рабочего света;
  • Дополнительные рефлекторы;
  • Специальное оборудование.

Инновационные технологии позволили получить современные фары высокой мощности и яркости. При наличии рефлекторов значительно увеличивается эффективность системы освещения. Их вогнутая поверхность позволяет рационально формировать и распределять световые пучки.

Рефлекторы с современных тракторов имеют ступенчатую структуру. Каждый сегмент отвечает за освещение определённого участка. Фара с одним рабочим рефлекторам работает на ближнем и дальнем свете. При этом в лампах используются две нити. Именно такие модификации двухсекционных фар с дополнительными рефлекторами популярны среди владельцев спецтехники.

Среди актуальных и популярных приборов освещения спецтехники светодиодные Лед фары для трактора.

Особенности светодиодных фар

Светодиодные фары ближнего и дальнего света упрощают работу и передвижение техники ночью. Применяются как фары рабочего света, бокового освещения и дополнительного света.

Технические параметры и особенности осветительного оборудования:

  • Дальность освещения – от 60 метров фара мощностью 27W и от 100 метров фара мощностью 48W;
  • Температура света – 6000К. Яркий дневной свет создаёт хорошую видимость на любой поверхности;
  • Энергопотребление – от 0,5А. Это намного меньше обычных галогенных ламп. Таким образом снижается нагрузка на генератор и экономится топливо;
  • Защита от пыли и влаги по стандарту ІР67. Работа вне зависимости от погодных условий;
  • Устойчивость к вибрациям и механическим повреждениям. Фары для спецтехники не подвергаются химическому воздействию;
  • Прочный корпус из алюминия обеспечивает защиту от механических повреждений и надёжное охлаждение;
  • Установка производиться за счёт универсального поворотного крепления. Монтируются фары в штатные места или на раму, при этом регулируется угол наклона, поворота и направления. Оборудование быстро устанавливается и демонтируется для межсезонного хранения;
  • Диодные фары намного ярче и с повышенной мощностью светового потока;
  • Фары не нуждаются в замене ламп или обслуживании, что положительно сказывается на финансах;
  • Срок службы – 30 тыс. часов. Это 3,5 года непрерывной работы.

Вся спецтехника должна быть оборудована хорошей системой освещения, включая Versatile трактор. Кроме «родного» света на машины можно устанавливать дополнительные осветительные приборы. Но доверить это лучше специалистам, поскольку электроника нуждается в качественном подходе.

Фара МТЗ: свет для круглосуточной работы трактора

Колесные и гусеничные тракторы МТЗ комплектуются несколькими типами и моделями фар для выполнения работ в ночное время и в условиях недостаточной видимости. Все об осветительных приборах минских тракторов, их типах, конструкции и применяемости, а также о выборе и замене фар — читайте в данной статье.

Что такое фара МТЗ?

Фара МТЗ — электрический прибор системы наружного освещения тракторов Минского тракторного завода; различные по конструкции и расположению электрические осветительные приборы, посредством которых обеспечивается освещение дорожного полотна, фронта работ и навесных/прицепных агрегатов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

На всех тракторах, в том числе и МТЗ, устанавливаются различные внешние осветительные приборы, на которые в темное время суток или в условиях недостаточной видимости (туман, запыление) возлагается несколько функций:

  • Освещение дорожного покрытия и окружающей местности;
  • Освещение фронта работ и контроль работы навесных или прицепных агрегатов;
  • Освещение агрегатов и машин (коммунальных, сельскохозяйственных, дорожных, промышленных и иного назначения);
  • Выполнение функций световой сигнализации (предупреждение о выполнении работ, использование в качестве дневных ходовых огней и т.д.).

Фары различных типов и назначения относятся к числу приборов, обязательных для установки на тракторы и сельскохозяйственные машины. При неисправности фары должны меняться, а при переоборудовании трактора может потребоваться установка дополнительных осветительных приборов. Чтобы сделать верный выбор и монтаж фар на тракторы МТЗ, необходимо разобраться в существующих типах этих приборов, их конструкции и применяемости, а также осветить общие вопросы применения фар на тракторах.

Стандартизация осветительных приборов на тракторах

В нашей стране действует два основных стандарта, определяющих типы, количество, положение и характеристики внешних световых приборов тракторов и сельхозмашин: ГОСТ 8769-75 (соответствует международному стандарту CT СЭВ 4122-83) и ГОСТ 7742-77. Также указания на характеристики и особенности данного оборудования присутствуют в специализированных документах ГОСТ 19677-87, ГОСТ 12.2.019-2005 и некоторых других.

В соответствии со стандартами на тракторах среди прочего должны быть следующие осветительные приборы:

  • Транспортное/дорожное освещение (он же головной свет по ГОСТ 8769-75) — две фары дальнего и ближнего света в передней части трактора;
  • Рабочее освещение (по ГОСТ 7742-77 и ГОСТ 12.2.019-2005) — не менее двух фар в задней части трактора.

Транспортное освещение (головной свет) используется при движении трактора по дорогам любых типов (общего пользования, технологическим), а также для освещения фронта работ перед трактором. Рабочее освещение используется при выполнении различных операций прицепным или навесным оборудованием, установленным на задней навеске трактора, а также для освещения фронта работ за трактором.

Также на тракторах допускается установка других приборов:

  • Передние противотуманные фары;
  • Задние противотуманные фары и фонари (фары — для освещения фронта работ и оборудования, фонари — для движения по дорогам);
  • Фара-искатель;
  • Переносные источники света.

Для каждого типа освещения используются осветительные приборы определенных типов, имеющие своих конструктивные особенности и характеристики.

Типы, конструкция и применяемость фар МТЗ

На тракторах МТЗ используются фары всех указанных выше типов — рабочие, транспортные, противотуманные и другие.

Транспортные фары. В качестве фар головного света используются следующие модели световых приборов:

  • ФГ-305 — круглая фара (оригинальный номер 8703 с различными индексами) под лампы А12/А24 (R21W, цоколь BA15S) и АКГ12/АКГ24 (H4, цоколь P43t), выпускаются в пластиковом (индекс “П”) и металлическом (индекс “М”) корпусе;
  • ФГ-308 — квадратная фара для монтажа в решетку радиатора (оригинальный номер 08 7101 000) под лампы А12, (R2 цоколь P43t) и H4, только в пластиковом корпусе.
Читайте также:  Самые огромные трактора в мире

Также могут встречаться и другие типы фар (например, автомобильные ФГ-309), но с завода устанавливаются осветительные приборы указанных выше типов.

Рабочие фары. На задней части трактора устанавливаются осветительные приборы следующих моделей:

  • ФГ-304 — круглая фара под лампы R2, H3 (цоколь PK22S) и H4, выпускаются в пластиковом (индекс “П”, номер ФГ-304П.00.00.00) и металлическом (индекс “М”, номер ФГ-304М.00.00.00) корпусе;
  • ФПГ-100, 101 — круглая фара под лампы H3, выпускаются в пластиковом и металлическом корпусе;
  • ФПГ-110, 112, 114 — прямоугольные фары под лампы H3, в различных корпусах, могут комплектоваться защитными решетками.

Также находят применение и другие фары серии ФПГ, однако многие из них не сертифицированы в РФ, поэтому монтаж такого оборудования заводом не осуществляется.

Фары-искатели. На тракторы МТЗ могут устанавливаться следующие модели фар-искателей:

  • ФГ-305И — круглая, под лампы А12, выпускаются в металлическом корпусе;
  • ФГ-318 — аналог ФГ-305И;
  • Фары модельного ряда ФПГ.

Фары-искатели могут устанавливаться с завода (в этом случае используется прибор ФГ-305И), однако они наиболее часто монтируются владельцами тракторов, поэтому выбор данных изделий широк и разнообразен.

Противотуманные фары. На технику МТЗ ставится несколько моделей противотуманных фар:

  • ФПГ-102, ФПГ-103 — прямоугольные фары с прозрачными (бесцветными) рассеивателями, под лампы H3;
  • ФПГ-106, ФПГ-107 — аналоги ФПГ-102/103 с желтыми рассеивателями.

Также применение находят противотуманные фары ФПГ-100 (круглые, с прозрачным, желтым и голубым рассеивателем), 113, 117, 119 и другие, однако многие из них не сертифицированы в РФ, поэтому их установка на тракторы с завода не осуществляется.

Все рассмотренные выше фары имеют несколько исполнений по типу используемых ламп:

  • Лампы накаливания А12/А24 (R21W) с грушевидной колбой и цоколем BA15S;
  • Лампы накаливания и галогенные R2 (отечественный стандарт — А12/А24) с круглой (сферической) колбой и цоколем типа P43t (цоколь с ножевыми контактами);
  • Лампы накаливания H3 (отечественный стандарт АКГ12/АКГ24) с различными типами колб и цоколем типа BA15S (гладкий поворотный цоколь с фиксирующими штифтами);
  • Лампы галогенные H4 (отечественный стандарт АКГ12/АКГ24) с вытянутой колбой и цоколем P43t.

Большинство фар также представлены в двух исполнениях по напряжению питания — на 12 и 24 В, однако новые приборы чаще выпускаются на напряжение 12 В.

Все фары имеют принципиально одинаковую конструкцию. Основу прибора составляет пластиковый или металлический корпус, внутри которого располагается зеркальный отражатель (рефлектор) и патрон под установку лампы. Передняя часть корпуса закрыта прозрачным рифленым рассеивателем (гладким рассеивателем у фар-искателей), его монтаж осуществляется посредством наворачиваемой оправы или оправы с креплением уголками (в фарах ФГ-308), либо просто вворачиванием нескольких винтов в отверстия.

Монтаж всех типов фар (за исключением ФГ-308) осуществляется посредством установленной на корпусе резьбовой втулки. Через втулку могут пропускаться провода для подключения лампы, на боле современных фарах применяется стандартный электрический разъем. Фары типа ФГ-308 монтируются на кронштейн с помощью винтов с фигурной головкой, которые могут заворачиваться без применения инструмента.

Как правильно подобрать и заменить фару МТЗ

Выше указывалось, что на тракторе должно быть не менее четырех фар, которые используются при движении и работе в ночное время. Отсутствие фар делает эксплуатацию техники ночью невозможной, либо значительно снижает качество и безопасность работ. Поэтому неисправные фары должны меняться на новые, а если на тракторе, который будет эксплуатироваться с навесным или прицепным оборудованием, нет рабочих фар, то следует произвести их установку. Также должны меняться и неисправные противотуманные фары.

На замену следует брать любые фары указанных типов с учетом напряжения питания бортовой электросети (на 12 или 24 В) и типа применяемых ламп. Устанавливать на место транспортных фар рабочие (задние), и наоборот — не допускается! При покупке необходимо обращать внимание на комплектацию фары — есть ли в ней лампа, предусмотрен ли разъем, имеется ли монтажная гайка, и т.д. Если эти детали отсутствуют, то их следует приобрести отдельно.

Противотуманные фары могут иметь рассеиватель любого цвета, главное — соблюдать рекомендации по их установке (монтировать на определенной высоте).

Установка новых фар должна выполняться в соответствии с указаниями производителя и действующих стандартов. В первую очередь это относится к фарам головного света и противотуманным фарам. Для тракторов класса до 2,0 т фары должны располагаться на высоте не более 1200 мм, для более мощных тракторов высота может быть любой. Расстояние между фарами может быть от 200 мм и более, а расстояние фар от крайних габаритных точек слева и справа может достигать 700 мм. Противотуманные фары должны располагаться на высоте 250 мм от дороги.

Фары после установки и при регламентированном ТО должны регулироваться в соответствии с инструкциями для каждого конкретного трактора. При правильном выборе, монтаже и регулировке фар тракторы МТЗ будут обеспечены достаточным количеством света для работы в любое время суток.

Основные элементы и принцип работы системы освещения автомобиля

Безопасно эксплуатировать автомобиль вечером и ночью, а также при плохой видимости позволяет комплекс осветительных приборов, установленных на каждом транспортном средстве. Система освещения и световой сигнализации позволяет освещать дорогу перед собой, предупреждать других водителей о выполнении маневров, информировать о габаритах транспортного средства. Чтобы обеспечить максимальную безопасность на дороге, все элементы системы освещения должны быть исправны.

Что такое система освещения и световой сигнализации автомобиля

Современный автомобиль включает в себя целый комплекс осветительных приборов, которые в совокупности составляют систему освещения. В число ее главных задач входит:

  • освещение проезжей части и обочины;
  • дополнительное освещение дороги при тумане, дожде, снегопаде;
  • информирование других водителей о выполняемых маневрах;
  • предупреждение о торможении;
  • информирование о габаритах машины;
  • предупреждение о возникшей поломке, в результате которой автомобиль создает помеху на проезжей части;
  • обеспечение читаемости регистрационного знака в вечернее и ночное время;
  • освещение салона, подкапотного пространства и багажника.

Передняя оптика включает в себя фары ближнего и дальнего света, дневные ходовые огни, габариты и поворотники

Основные элементы системы

Все элементы системы освещения можно разделить на две основных категории:

Внешние элементы

Внешние элементы автомобильной оптики обеспечивают освещение дороги и информирование других водителей. К числу таких приборов относятся:

  • фары ближнего и дальнего света;
  • противотуманные фары;
  • поворотники;
  • задние блок-фары;
  • габаритные огни;
  • осветители номерного знака.

Передние фары

Передние фары современных автомобилей состоят из целого комплекса элементов:

  • ближнего и дальнего света;
  • дневных ходовых огней;
  • габаритных огней.

Чаще всего они расположены в едином корпусе. Также в передние фары многих автомобилей устанавливают поворотники.

Любая машина комплектуется двумя передними фарами, которые располагаются симметрично на правой и левой частях кузова.

Главная задача передних фар – освещать дорогу перед автомобилем, а также сообщать водителям встречных транспортных средств о приближении автомобиля и его габаритах.

В вечернее и ночное время для освещения дороги используется ближний свет. Благодаря ассиметричности световых пучков, он дополнительно обеспечивает освещение обочины дороги. При условии правильной регулировки фар такой свет не доставляет дискомфорта водителям встречных автомобилей.

Дальний свет отличается большей интенсивностью. Его использование помогает выхватывать из темноты большую зону дорожного полотна. Однако использовать дальний свет допустимо только при отсутствии встречного потока. В противном случае фары будут ослеплять других водителей.

Габаритные огни

Для того чтобы другие водители могли оценить габариты машины, в системе освещения предусмотрены габаритные огни. Они используются и в момент остановки или стоянки машины. Располагаются габариты как в передних, так и в задних фарах.

В некоторых автомобилях дублирующие указатели поворота устанавливаются в боковое зеркало заднего вида

Поворотники

Поворотники – основной инструмент предупреждения о выполнении маневра. Они используются при повороте и развороте, перестроении или обгоне, съезде на обочину и при последующем начале движения.

Устанавливаться данные элементы могут как в передние и задние фары, так и отдельно от них. Часто на боковых элементах кузова и зеркалах заднего вида размещаются дублирующие приборы. Все они имеют насыщенный желто-оранжевый цвет и работают синхронно в режиме мигания. Автомобили, предназначенные для американского рынка, имеют красный цвет поворотников.

Поворотники также выполняют роль аварийной сигнализации. При нажатии соответствующей кнопки в салоне автомобиля, свою работу одновременно начинают все имеющиеся лампы поворота с обеих сторон кузова.

Дневные ходовые огни (ДХО)

Дневные ходовые огни появились в системе освещения автомобиля сравнительно недавно, поэтому они есть не в каждом транспортном средстве. От габаритов ДХО отличаются более интенсивным светом.

Согласно Правилам дорожного движения, водители обязаны включать дневные ходовые огни во время движения в городе в светлое время суток. Если ДХО на автомобиле отсутствуют, днем допускается использовать ближний свет.

Противотуманные фары (ПТФ)

Этот вид автомобильной оптики применяется в условиях плохой видимости: во время тумана, дождя или снега. Широкий световой луч с усеченной частью не отражается от атмосферных осадков и не ослепляет водителя во время движения. В то же время ПТФ обеспечивают достаточное освещение дорожного полотна.

Читайте также:  Характеристики трактора Т 404 подтверждают оптимальное сочетание цены и качества

Противотуманки устанавливаются не только на передней, но и на задней части кузова. Впрочем, данные осветительные элементы не являются обязательными, поэтому на многих моделях машины ПТФ могут отсутствовать вовсе.

Стоп-сигналы — один из важнейших элементов задних блок-фар

Задние блок-фары

Задние автомобильные фары также устанавливаются на автомобиль парно и включают в себя несколько элементов. Наиболее простые варианты задних фар состоят из стоп-сигнала и габаритных огней. Во многих моделях в блок также входят поворотники и фонарь заднего хода, реже – задние противотуманные фары.

Основным элементом осветительной системы в задней части являются стоп-сигналы, информирующие о торможении или снижении скорости автомобиля. Для большей надежности элементы могут дублироваться на спойлере или на заднем стекле транспортного средства.

Также не менее важными являются фонари заднего хода. Они выполняют функции освещения и предупреждения других водителей о начале движения машины назад.

Внутренние элементы осветительной системы

Внутренние элементы отвечают за освещение в салоне и багажнике транспортного средства. В систему входят:

  • лампы в салоне автомобиля;
  • подсветка багажника;
  • лампы освещения приборной панели;
  • лампа в перчаточном ящике;
  • габаритные огни в дверях.

Освещение салона, багажника и пространства под капотом (при наличии) обеспечивает дополнительный комфорт водителя в темное время.

Подсветка приборной панели необходима для более легкого считывания информации при движении в темноте.

Габаритные огни в дверях необходимы для информирования других участников дорожного движения об изменении габаритов автомобиля при открытой двери.

Как происходит управление системой освещения

Управление всеми приборам освещения водитель осуществляет из салона транспортного средства с помощью специальных переключателей.

Включение ближнего и дальнего света, противотуманок и габаритов в большинстве моделей машин осуществляется с помощью подрулевого переключателя или клавиши на панели приборов:

  • первое положение переключателя – все приборы выключены;
  • второе положение – включаются габариты;
  • третье положение – загорается ближний свет фар.

Также переключатель, размещенный с левой стороны под рулем, обеспечивает смену ближнего и дальнего света в передних фарах.

При наличии противотуманок на переключателе может быть установлена дополнительная секция, регулирующая включение и выключение ПТФ. Также управление может происходить с помощью отдельной клавиши.

Комбинированный переключатель используется и для введения в действие правого и левого поворотников. Но при этом аварийная сигнализация включается с помощью отдельной клавиши, находящейся на приборной панели.

Многие элементы системы освещения загораются автоматически при выполнении определенных действий со стороны водителя:

  • стоп-сигналы – при нажатии на педаль тормоза;
  • фонарь заднего хода – при включении задней передачи;
  • приборы освещения багажника и бардачка — при их открытии;
  • подсветка ног водителя и габариты в дверях — при открытии двери.

Автоматические системы управления освещением

По мере развития технологий автомобилестроения также внедряются дополнительные функции автоматического управления осветительными приборами:

  • включение ближнего света;
  • активное головное освещение;
  • адаптивное освещение;
  • коррекция головного освещения;
  • управление дальним светом.

Все перечисленные системы регулируются в автоматическом режиме на основе данных, считываемых специальными датчиками при изменении дорожной обстановки и условий движения.

Применение системы освещения автомобиля обеспечивает безопасность при поездке в темное время суток

Комплекс элементов, входящих в систему освещения автомобиля, предназначен для обеспечения безопасности водителя, его пассажиров и других водителей. Без осветительных приборов поездка на автомобиле в вечернее и ночное время недопустима. Постоянно совершенствуясь, система освещения обеспечивает необходимые комфорт и безопасность во время вечерних и ночных поездок, а также при перемещении в условиях недостаточной видимости.

Epamobil › Блог › Новое поколение светильников рабочего света для внедорожников. Ч1

Если кто-то после прочтения заголовка подумал что он слишком пафосный, то дальше лучше не читать. Дальше будет вообще пипец :).

Всем бобрам Ку! В преддверии выхода в свет очередной прорывной новинки из области рабочего света для внедорожников счел необходимым написать небольшую теоретическую статью, которая должна по замыслу полностью, раз и навсегда разъяснить несостоятельность аргументов о якобы многообразии подходов к конструированию т.н. “рабочего света” и об отсутствии необходимости придерживаться общепринятых стандартов и терминологии в данном вопросе.

Начнем с начала, т.е. с определения термина — что такое “рабочий свет” конкретно на автотракторной технике.
Вы думали нет общепризнанного толкования термина рабочий свет и можно лепить любую чушь? фигвам 🙂

ГОСТ 7742-77 Фары рабочего освещения тракторов и сельскохозяйственных машин. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)

это еще советский ГОСТ(кто то сомневается в правильности советских ГОСТов?), который дает однозначное определение что такое фары рабочего света:

Настоящий стандарт распространяется на фары тракторов и сельскохозяйственных машин, предназначенные для освещения рабочих органов, агрегатируемых машин и орудий, а также фронта работ.

Вопросы есть? Вопросов нет.
Еще раз, для закрепления пройденного материала: Фары рабочего света — это такие фары, которые предназначены для освещения рабочих органов, агрегатируемых машин и орудий и фронта работ.
Точка.
Никакие идиотские отсылки к тому что рабочий свет предназначен для езды по лесу и должен освещать “все вокруг”, чтобы у водителя волосы на письке от страха не шевелились — не канают. Чтобы волосы на письке не шевелились от страха — это например водительский свет.

Запомните, я буду выжигать ересь про то что никто никогда не давал определение рабочего света, ставя каленым железом клеймо с номером этого ГОСТа на лбу у каждого, кто хоть раз хотя бы об этом заикнется :).

Далее, ГОСТ 12.2.019-2005 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности

Опа-па. Безопасности.
Это вам не фигня какая-нибудь.

Раздел 6.
6 Требования к освещенности

6.1 Тракторы и машины должны быть оборудованы фарами. Число фар должно быть:

— для тракторов — не менее двух передних и двух задних;

— для машин — по техническим условиям на машины конкретных моделей.
6.2 Тракторы должны иметь транспортную и рабочую системы внешнего освещения, а машины — рабочую или рабочую и транспортную.

Указанные системы освещения должны включаться независимо. Рабочая система освещения должна обеспечивать освещенность участков поля при выполнении технологической операции, а транспортная — дороги.
6.3 Рекомендуемая освещенность, обеспечиваемая совместно с рабочей и транспортной системами освещения тракторов, указана на рисунке 8.

Закрепляем пройденный материал. Рабочая система освещения должна обеспечивать освещенность участков ПОЛЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Все понятно? Рабочий свет светит на мАть сырУ землЮ.

я просто матом не могу ругаться, ибо тогда статью снесут модераторы. Но очень хочется:)

Светит и обеспечивает освещенность _земли_ причем не любую, а в сумме с транспортной не хуже того, что на нижеследующей картинке:

Итак, у нас есть конкретные технические требования в части освещенности и светораспределения, которые должна обеспечивать система рабочего света.

Возвращаемся к ГОСТу от 77 года. Там есть табличка:

внимательно смотрим заголовок, первый столбец вторая строчка сверху.

Направление измерений — Вниз. Для угла в вертикальной плоскости. Притом что для угла в горизонтальной плоскости направление измерений вправо и влево.

То есть, вверх, выше оптической оси фары светить вообще не требуется .
С точки зрения специалистов, написавших данный ГОСТ надо быть идиотом чтобы делать рабочий свет, который вместо того чтобы освещать землю освещает белок на деревьях. Это вообще подсудное дело, так как приведет к нецелевому расходованию солярки на посыл в космос сигналов инопланетянам.

Еще раз закрепляем материал — все что выше оптической оси — _не нормируется_.

Лично мое мнение — идея освещать белок на деревьях _в поле_ может прийти в голову только в результате обильных алкогольных возлияний, когда белочки трактористу начинают мерещиться даже в кукурузе какой-нибудь.или во ржи. или в картохах…
(это типа шутка юмора такая, если кто не понял :))

Я думаю что все согласятся с тем что фары (светильники) рабочего света обеспечивают так называемое “рабочее освещение”. Ну согласитесь же, что это логично…

ГОСТ Р 56228-2014 “Освещение искусственное. Термины и определения.”

“2.11 Рабочее освещение: Освещение, обеспечивающее нормируемые светотехнические пара­метры (освещенность, качество освещения и др.) в помещениях и в местах производства работ вне зданий.”

То есть светильники освещающие места проведения работ вне зданий (в частности) устанавливаемые хоть на автомобилях, хоть на фасадах попадают под одни и те же требования — к освещению при производстве работ. Движение по бездорожью, к слову, тоже работа, а не отдых (тем более там иногда и копать надо, и лебедку, т.е. механизм разматывать и сматывать…).

А какие же есть требования то?

А вот к примеру такие:


Защитный угол
СП 52.13330.2016 “Естественное и искусственное освещение.” регламентирует высоту установки светильников для освещения мест проведения работ на улице:
при защитном угле 15 град и более — не менее 3,5 м;
при защитном угле менее 15 градусов — от 7 до 11,5 м в зависимости от светового потока.

Идем дальше. Пункт 7.4.5 гласит: Высота установки осветительных приборов рассеянного света должны быть не менее 3 м при световом потоке источника света до 6000 лм и не менее 4 м при световом потоке более 6000 лм.”

Показатель блескости 50-55 в зависимости от вида работ. (СП 52.13330.2016 “Естественное и искусственное освещение.”).

Читайте также:  Классификация тракторов

Итак, у светильников рабочего света должен быть ЗАЩИТНЫЙ УГОЛ.

Несоблюдение данного правила автоматически ставит крест на дальнейшей судьбе светильника в качестве рабочего света.

Ставить на высоту 2-2,5 м от земли (ну то есть на крышу внедорожника, например) светильники, имеющие защитный угол менее 15 градусов, называя их при этом светильниками рабочего света НЕЛЬЗЯ

Поясню что такое защитный угол светильника.

ау, умалишенные, есть у ваших светильников, якобы “рабочего” света защитный угол?

Чтобы посчитать показатель блесткости нужна программа типа диалюкса и ies-файл на конкретный светильник. Вручную слишком геморно.
Но в целом, чем ниже у светильника т.н. “габаритная яркость”, тем ниже показатель блесткости. То есть, крайне желательно чтобы светильник рабочего света имел возможность регулировки (снижения) габаритной яркости чтобы _НЕ СЛЕПИТЬ ЛЮДЕЙ_ которые будут осуществлять работы на освещаемой территории.

Ну ладно. Щас начнутся возражения что наши гостописатели дескать нихрена не понимают, заграница наше все и т.д. . О’кей.

Фирма Хелла. Знаете такую. Якобы мировой лидер в производстве рабочего света — Working Light. Ну или один из, неважно.

Но стопудово делает весь рабочий свет на моднявые импортные трактора.

посмотрите что фирма хелла имеет в виду под рабочим светом… ну если Вы на дух не переносите советские госты…

Я долго думал откуда взялась

, которую всякие “журналисты -специалисты” тычут в свои статьи про автомобильный рабочий свет. Теперь я знаю откуда.

это картинка из пдфа по ссылке что я дал.
ей предшествуют в частности такие вот слова:

Are there any legal regulations which apply to worklights?
There are no specific regulations for type approval, as
worklights can only be used while driving off public r oads.

я бы поспорил. у них может нету, а у нас — есть. курите госты.

Who is allowed to install worklights on their vehicles?
Worklights can be installed on any vehicle.

ничо против не имею

Can I use worklights in road traffic as well?
Yes, if the vehicle is stationary (e.g. loading and unloading).
Exception: vehicles used for building, maintaining, street
cleaning or refuse collection, if the trip is part of the working
process. Worklights may then only be switched on if they do not
dazzle other road-users.

разумно.


Can other headlights be used as worklights?
For vehicle lighting, special headlight types were developed
depending on their area of application: low beam, spotlights, fog
lights and worklights. Only worklights can provide sufficient
illumination to illuminate the field of work. A good worklight is
characterised by even illumination, as large a surface as
possible and a gentle transition in the edge area. (see fig. 1)

то то же. делайте какие угодно светильники, ставьте их куда угодно, онанируйте на них как угодно, но не смейте называть свои поделки рабочим светом.

Почему — смотрите выше. Найдете исчерпывающие ответы, мамой клянусь.

Вышесказанное относится ко всем. И к китайцам, и к более широкоглазым хомо сапиенс.

Ко всем кто имеет голову. Думайте ею и не позорьтесь больше.

не. не все.
в принципе, я согласен с модераторами — теоретический материал нужно обязательно закрепить на практике.

Давайте разберем устройство еппамобильного заднего света.
У вышеозначенного еппамобиля сзади есть как рабочий свет, так и водительский.

два светильника сверху — это рабочий свет. называются такие светильники “самый малый иллюминатор”

у этих светильников есть защитный угол, большой по размеру рассеиватель, рефлекторная вторичная оптика, формирующая правильную широкую заливку и этот самый пресловутый защитный угол и возможность снижать яркость до приемлемого уровня, чтобы не слепить тех кто работает на освещаемой территории (это можно делать даже дистанционно, с расстояния до 100 метров, при помощи андроидного смартфона или планшета).

светильник, встроенный в запаску — это т.н. легальный задний ход — он не является светильником рабочего света, несмотря на наличие большого по размеру _непрозрачного_ рассеивателя, который обеспечивает светораспределение на 180 градусов в любом направлении. Почему не является — потому что у него нет защитного угла и габаритная яркость у него _слишком_ высокая для рабочего света. Такие светильники называются светильниками водительского света.
Это название весьма грамотное, ибо оно отражает сферу применения таких светильников — помощь водителю при езде.

давайте включим сначала рабочий свет:

мы видим, что светильник рабочего света, установленный слева и наклоненный таким образом, что глаза наблюдателя и его фотоаппарат попадают в его защитный угол не слепит вообще. Светильник рабочего света, установленный справа и направленный прямо в глаза наблюдателю — слепит.
Но он слепит гораздо меньше, чем светильник водительского света на следующей фотке:

Почему так? мощность у светильника водительского света гораздо выше.

И даже несмотря на то, что в нем установлен непрозрачный рассеиватель, а в светильнике рабочего света — прозрачный, его габаритная яркость, которая прямо пропорциональна мощности источников света и обратно пропорциональна площади излучателей света(рассеивателей) оказывается гораздо более высокой.

Что же говорить о светильниках водительского света с малогабаритными линзами и трех- пятиваттными диодами, которые поголовно все безграмотные продаваны, начиная от продавцов китайского барахла и кончая местными рукожопыми кулибиными гордо именуют светильниками рабочего света? Бог им судья. Я лично уверен, что гореть им в аду не просто на кострище, а со втыкнутыми во все отверстия, включая глазные, 100-Вт светодиодными матрицами. 🙂 И что черти будут приговаривать: “ну что, твари, не слепит вам? :)”

зы. Ну и напоследок, для того чтобы статья могла считаться идеальной — моя любимая картинка самого правильного на свете рабочего света:

зы. данную статью в бж еппамобиля модеры заблокировали, я ее немного доработаю и она появится там снова через пару дней 🙂 со всеми каментами и т.д. 🙂 прошу прощения у тех кто ее репостил за напрасный ( надеюсь временно) труд :-):-)
постоянную ссылку на нее добавляю и сюда :):
www.drive2.ru/l/551756651246388428/

все. статья разблокирована, поэтому комментарии к этой статье я отключаю 🙂 если кому есть что сказать, то кликайте по ссылке которая чуть выше 🙂

#рабочий свет
#work light
#рабочий свет для внедорожников

Система освещения трактора, ассортимент фар на трактор, особенности светодиодных фар, технические параметры и особенности осветительного оборудования

Трактор, как и вся спецтехника, нуждается в качественной системе освещения, позволяющей работать в ночное время.

Фары на трактор являются источником направленного света, который освещает местность или дорогу. Современные элементы освещения имеют повышенную мощность и яркость. Популярностью пользуется оборудование с рефлекторами (отражателями).

Система освещения трактора

Спецтехника имеет различную комплектацию и конструкционные особенности.

Но большинство моделей оборудованы стандартной системой освещения, которая состоит из следующих деталей:

  • Передних фар с поворотником и габаритами;
  • Фар на креплении навесов;
  • Задних фар и габаритов;
  • Осветителей кабины и панели приборов.

Работают тракторные фары от аккумуляторной батареи и генератора.

Ассортимент фар на трактор

Фары на спецтехнику бывают самых различных модификаций.

Среди основных видов можно выделить:

  • Односекционные и двухсекционные;
  • Фары рабочего света;
  • Дополнительные рефлекторы;
  • Специальное оборудование.

Инновационные технологии позволили получить современные фары высокой мощности и яркости. При наличии рефлекторов значительно увеличивается эффективность системы освещения. Их вогнутая поверхность позволяет рационально формировать и распределять световые пучки.

Рефлекторы с современных тракторов имеют ступенчатую структуру. Каждый сегмент отвечает за освещение определённого участка. Фара с одним рабочим рефлекторам работает на ближнем и дальнем свете. При этом в лампах используются две нити. Именно такие модификации двухсекционных фар с дополнительными рефлекторами популярны среди владельцев спецтехники.

Среди актуальных и популярных приборов освещения спецтехники светодиодные Лед фары для трактора.

Особенности светодиодных фар

Светодиодные фары ближнего и дальнего света упрощают работу и передвижение техники ночью. Применяются как фары рабочего света, бокового освещения и дополнительного света.

Технические параметры и особенности осветительного оборудования:

  • Дальность освещения – от 60 метров фара мощностью 27W и от 100 метров фара мощностью 48W;
  • Температура света – 6000К. Яркий дневной свет создаёт хорошую видимость на любой поверхности;
  • Энергопотребление – от 0,5А. Это намного меньше обычных галогенных ламп. Таким образом снижается нагрузка на генератор и экономится топливо;
  • Защита от пыли и влаги по стандарту ІР67. Работа вне зависимости от погодных условий;
  • Устойчивость к вибрациям и механическим повреждениям. Фары для спецтехники не подвергаются химическому воздействию;
  • Прочный корпус из алюминия обеспечивает защиту от механических повреждений и надёжное охлаждение;
  • Установка производиться за счёт универсального поворотного крепления. Монтируются фары в штатные места или на раму, при этом регулируется угол наклона, поворота и направления. Оборудование быстро устанавливается и демонтируется для межсезонного хранения;
  • Диодные фары намного ярче и с повышенной мощностью светового потока;
  • Фары не нуждаются в замене ламп или обслуживании, что положительно сказывается на финансах;
  • Срок службы – 30 тыс. часов. Это 3,5 года непрерывной работы.

Вся спецтехника должна быть оборудована хорошей системой освещения, включая Versatile трактор. Кроме «родного» света на машины можно устанавливать дополнительные осветительные приборы. Но доверить это лучше специалистам, поскольку электроника нуждается в качественном подходе.

Ссылка на основную публикацию