Культовая модель трактора Т 130 – основные характеристики, преимущества и недостатки

Технические характеристики и особенности бульдозера Т-130

Челябинским тракторным заводом в 1969 году был начат выпуск хорошо известного бульдозера Т-130, который производился вплоть до 1988 года.

Его конструкционные возможности в течение всего этого времени не претерпели практически никаких изменений.

Единственная надстройка, появившаяся в 70-х годах, – это турбонаддув 4-тактного двигателя. В спецтехнике установлены 4 цилиндра Д 160 мощностью 160 л. с.

Так как бульдозер был создан на основе трактора Т-130, он может использоваться в качестве базы, на которую устанавливается навесное оборудование для вспахивания, транспортирования и т. д.

Он был оборудован гидравлической раздельной агрегатной системой с отдельно установленными передней и задней навеской. За счет такой конструкции удобно монтировать сваи, укладывать трубы и проводить буровые работы.

Спецтехника 10 класса весит 13 т без снаряжения. При нахождении в рабочем состоянии двигатель использует 0,24 кг на 1 кВт вырабатываемой мощности. Охладительная система агрегата имеет объем 60 л, а смазочная – 32 л.

А здесь можно узнать всю информацию о технических характеристиках КамАЗа-43118.

Габаритные размеры бульдозера 2,475х5,193х3,085 м, дорожный просвет имеет высоту 0,41 м, что дает возможность проезда по недоступной местности. Колея этой спецтехники задействует ширину 1,88 метра, а база – длину 2,88 метра.

Преимущества и недостатки бульдозера Т-130

Выпуск этой модификации тяжелого бульдозера проводился в течение 19 лет на ЧТЗ. Несмотря на то что такая техника надежна и мощна, она морально устарела в плане конструкции.

Раньше подобные машины использовались практически во всех областях промышленности, строительства, на их базе создавались различные сельскохозяйственные агрегаты.

Очень прочная конструкция бульдозера отличается простым обслуживанием, крайней неприхотливостью и хорошей ремонтопригодностью. Этот тяжелый агрегат мог быть использован для различных работ на стройке, в сельском хозяйстве, различных областях промышленности.

Считалось, что подобная техника не способна подвести даже в самых тяжелых условиях.

Эксплуатировалась модель бульдозера Т-130 в любом климате, она считалась незаменимой в сельском хозяйстве, строительстве, дорожных работах. Остекление вкруговую давало прекрасный обзор, сама кабина имела хорошую звукоизоляцию и утепление.

Несмотря на все плюсы, недостатков в этой тяжелой спецтехнике тоже хватало.

Заводился такой тяжелый бульдозер бензиновым двигателем с одним цилиндром, а не аккумулятором, что очень неудобно при зимней погоде.

Полужесткая подвеска спецтехники ограничивала тяговые возможности, механическая трансмиссия агрегата снижала управляемость, за счет чего КПД машины был очень низким.

Однако та польза, которую приносило и приносит это мощное оборудование, не идет ни в какое сравнение с мелкими недостатками.

Где и как применяется бульдозер Т-130

За основу тяжелой спецтехники была взята модель трактора Т-130. Так как этот бульдозер производит небольшое давление на поверхность, а проходимость у него просто феноменальная, то колесные аналоги не идут с ним ни в какое сравнение.

Эта тяжелая спецтехника считается промышленной общего назначения и предназначена для следующих целей:

  • проведение строительных и реконструкционных работ;
  • планирование стройплощадок;
  • поднятие насыпей высотой до 2-х метров;
  • засыпание грунтом котлованов и других землеройных сооружений;
  • разработка и перемещение грунта на 50-150 м;
  • срезка верхнего слоя грунта для устранения неровностей;
  • расчистка территории и т. д.

Ни одно, даже самое незначительное, строительство, не сможет обойтись без бульдозера. Он предназначен для того, чтобы разрабатывать стройплощадки и дорожные автомагистрали, рыть траншеи и котлованы, убирать мусор со строительной площадки.

Его берут за основу для переоборудования в трубоукладчик и т. д. Эта модель тяжелого бульдозера считается универсальной, поэтому ещё долго будет использоваться в различных областях промышленности, строительства и сельского хозяйства.

При проведении земляных работ с помощью этой тяжелой спецтехники их можно выполнять по трем основным принципам:

  • на грунтах 1-3 категории – срез идет одинаковой толщины;
  • на сухих, плотных – погружение отвала делается поперечно (гребенчатым способом);
  • на малом сопротивлении – от меньшего к большему (клиновым способом).

Разработка грунтовых выемок проводится с наибольшей производительностью, если угол положения наклона составляет 15 градусов. Если движение техники производится вверх, то уклон может иметь наибольший угол – 25, вниз – 35, поперечно – 30 градусов.

Траншейным способом производится перемещение из выемки земли на 50 метров, в этом случае использование промежуточных валов нецелесообразно.

Передвижение на 50-150 метров производится при накапливании почвы в валы. В некоторых случаях возможно изменение схемы работы.

В окончательном варианте земля выравнивается и производится обратный ход бульдозера. Перемещать почву на дальность свыше 150 метров считается нецелесообразным.

В сельском хозяйстве бульдозер Т-130 может проводить огромное количество различных работ: подготовка площадей под посев, обработка сельскохозяйственных культур, работы на складах, фермах и т. д., или использоваться как тяговая сила.

Так как у бульдозера гусеничный ход, он может пройти в таких местах, где колесному транспорту дорога закрыта, поэтому тяжелая спецтехника такого плана используется в сельском хозяйстве на довольно сложных работах.

Кроме этого, такой универсальный бульдозер специально комплектуют лебедкой и отвалом, чтобы он мог быть болотоходом. При глубоком вспахивании и культивации также задействуется эта спецтехника.

Специальная модификация была разработана для рисовых полей. Также это оборудование утрамбовывает силос в ямах. Зимой при помощи этой спецтехники можно очистить дороги и задержать снег на полях.

Они являются основой для большого количества специальных модификаций, без которых эффективная работа практически невозможна. Так как тяжелая спецтехника считается одной из самых мощных, то ее используют на любых работах.

Благодаря хорошим техническим характеристикам бульдозер используют не только для сельского хозяйства и строительства. С его помощью могут забиваться сваи, укладываться и закапываться трубы, он считается базовым в бурильных установках.

Эти тяжелые агрегаты нашли применение и в лесном хозяйстве. При помощи бульдозеров опахивают массивы, проводят профилактические работы по охране от пожаров, борются с майским хрущем.

И конечно, такие машины незаменимы в лесозаготовительных работах.

Почему так популярен Т-130

Несмотря на то что создали этот бульдозер в прошлом веке, его популярность не падает. Дело в том, что высокая проходимость и хорошие тяговые характеристики относятся к высшему классу.

Это незаменимая спецтехника при проведении больших объемов сельскохозяйственных работ. А большие мелиоративные площади вообще никак не смогут обойтись без применения такого бульдозера.

Все дело в том, что площадь опоры на грунт у этой модели очень широкая, за счет чего земля спрессовывается слабо.

В этой спецтехнике может быть установлено два вида трансмиссии:

  • механическая – достаточно проста и имеет небольшой вес, однако может обеспечить высокий КПД, надежную работу и простую эксплуатацию;
  • гидромеханическая – этот вариант можно автоматизировать, что значительно облегчит управление, сделает машину более надежной и долговечной.

Помимо модификации бульдозера, существует еще около 80 моделей и комплектаций трактора Т-130. Но так как все запчасти унифицированы, их можно использовать для любых трансформированных машин.

Кроме этого, базовая модель спроектирована так, что на конструкцию может быть установлено различное навесное оборудование: очиститель для снега, ковш экскаватора, лопата для переоборудования в бульдозер.

Помимо этого, оно может быть прицепным. При желании можно переоборудовать модель в грейдер.

Секрет мобильности спецтехники кроется в конструкции гусениц. Они имеют неразборные звенья, соединенные втулками и пальцами. Башмаки, которые подсоединены к звеньям, имеют специальный профиль.

Мы подготовили для вас статью, из которой можно узнать, как сделать электрическую виброплиту своими руками.

Опорные детали также играют важную роль (они всегда в запасе у механиков). Все части гусеничной ленты изготавливаются из высокомарганцовистой стали и проходят закалку.

Одно из главных преимуществ – наличие раздельно-агрегатной гидросистемы, за счет которой производительность бульдозеров Т-130 становится выше.

Эти мощные агрегаты оборудованы двухместной металлической закрытой кабиной с круговым остеклением, в которой есть вентиляция, отопление, тепловая и звуковая изоляция.

Сейчас стало возможным сделать небольшие дополнения для удобства: специальный подогрев воздуха, замена кабины на тент летом.

Чтобы без проблем ездить по обледенелой дороге, можно установить шпоры, а чтобы не портить асфальтовое покрытие – специальные асфальтоходные башмаки.

Все это оборудование, которым может быть дополнена и оснащена такая спецтехника, как бульдозер Т-130, сейчас возможно приобрести в местах продажи запчастей.

О том, как модель Т-130, оснащенная бульдозерным отвалом, справляется с расчисткой площади под строительство здания, можно узнать из видео:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Бульдозер Т 130

Бульдозер Т 130 представляет собой промышленную машину общего назначения, передвигающуюся на гусеничном ходу. Трактор обладает высоким уровнем мощности и относится к шестому тяговому классу. В качестве стандартного оборудования на агрегате установлен бульдозерный отвал.
Выпускаться бульдозер начал в 1969 году на тракторном заводе «ЧТЗ» в городе Челябинске. В течение 20 лет с конвейера предприятия сошло более 240 тысяч машин.В 1988 году производство машин данной линейки было полностью прекращено и им на замену вышли агрегаты «Т 170». Однако многие из этих тракторов продолжают успешно осуществлять свою деятельность и в настоящее время.Ознакомиться с их внешним видом можно на фото ЧТЗ 130:

Назначение

Трактор Т 130 имеет широкий профиль применения и может эффективно использоваться для производства следующих видов работ:

  • перемещения грунта в отвал;
  • засыпки траншей и котлованов;
  • сооружения насыпей;
  • планировки площадок;
  • рыхления и разравнивания грунта;
  • мелиорации;
  • пахоты почвы;
  • расчистки территорий от пней;
  • уборки строительного мусора.

Технические характеристики

Технические характеристики бульдозера Т 130 имеют следующие значения:

  • скорость передвижения — 12,0 км/ч;
  • дорожный просвет — 0,42 м;
  • размер колеи — 1,88 м;
  • стандартная ширина отвала — 3,2 м;
  • вес бульдозера Т 130 — 14,3 т;
  • давление на поверхность грунта — 0,05 м;
  • объём топливного бака — 290,0 л;
  • вместимость резервуара для гидравлической жидкости — 100 л;
  • габариты машины: длина — 5,19 м, ширина — 2,47 м, высота — 3,08 м.
Читайте также:  Тракторы Вольво (Volvo): описание и характеристики

Характеристики двигателя

На тракторе установлен четырёхцилиндровый дизельный мотор с жидкостным охлаждением и предпусковым обогревающим устройством. Двигатель Т 130 имеет две модификации: раннюю — «Д-160» и более позднюю — «Д-160.03». Они обладают следующими параметрами:

ПоказателиД-160Д-160.03
Мощность, кВт170,0180,0
Количество цилиндров, шт44
Рабочий объём, л13,5314,48
Диаметр цилиндра, мм145,0150,0
Ход поршня, мм205,0205,0
Частота вращения вала,об/мин10701250
Крутящий момент, Нм10981162
Масса, т1,952,12

Расход топлива бульдозера Т 130 составляет:

  • 236,3 г/кВт.ч — для «Д-160»;
  • 238,2г/кВт.ч — для «Д-160.03»;

Характеристики кабины

Кабина имеет усиленный каркас и панорамное остекление, обеспечивающие водителю безопасное пребывание внутри. Так же конструкторами завода «ЧТЗ» было грамотно разработано рабочее место машиниста, где чётко выверено местоположение рычагов управления и всех приборов, необходимых для выполнения производственной деятельности. Кресло оператора оснащено регуляторами высоты и угла наклона, которые обеспечивают работнику хорошее самочувствие и комфорт в работе. Хорошая изоляция от проникновения шума и пыли достигается за счёт использования резиновых уплотнителей. За подогрев воздуха в холодное время года отвечает отопительное устройство.
Фото кабины Т 130 представлены ниже:

Устройство

Бульдозер имеет полужёсткую подвеску с балансирующим механизмом. За перемещение машины отвечает гусеничная лента, которая состоит из стандартных траков, объединённых друг с другом при помощи стальных пальцев. Трансмиссия трактора комплектуется такими механизмами, как коробка передач, бортовые редукторы, сцепление и задний мост. Управление техникой реализовано при помощи ленточных фрикционов. У агрегата присутствует нулевая передача, позволяющая ему с лёгкостью разворачиваться на одном месте. Гидравлическая система с одинаковой эффективностью обеспечивает выполнение работ как с задним навесным комплексом, так и с передним.

Преимущества и недостатки

К сильным сторонам трактора «Т 130» можно причислить следующие моменты:

  • солидную производительность;
  • высокий уровень надёжности;
  • отменные показатели тягового усилия;
  • длительный эксплуатационный ресурс;
  • многофункциональность;
  • простоту конструкции;
  • лёгкость в ремонте и обслуживании;
  • приемлемую стоимость.

Есть у машины и недостатки. Агрегат имеет сложности при запуске в холодное время года. Силовое оборудование производит высокий уровень шумов и вибраций. У бульдозера часто выходят из строя бортовые фрикционы. К минусам также стоит отнести и большой вес трактора Т 130.

Отзывы

Многие пользователи трактора «Т 130» считают свои долгом оставить комментарии о качестве и особенностях этой машины. Вот некоторые отзывы:

  • Машина обладает хорошей ремонтопригодностью и доступностью запчастей. Агрегат неприхотлив к качеству российского топлива. Технические характеристики трактора Т 130 позволяют эффективно его использовать как в строительной сфере, так и в ресурсодобывающей отрасли.
  • У «Т 130» просторная кабина с хорошим обзором. На корпусе установлены передние и задние приборы освещения, обеспечивающие хорошую видимость в тёмный период суток и при плохой погоде. Из минусов — слабая механическая коробка передач, которая ухудшает управляемость и снижает общий КПД машины.
  • Масса у трактора бульдозера Т 130 довольно большая, то же относится и к его комплектующим. Поэтому без подъёмного оборудования достаточно проблематично менять элементы силового оборудования или ходовой системы.

Чем может комплектоваться

ЧТЗ Т 130 помимо бульдозерного отвала может комплектоваться следующими видами навесного оборудования:

  • трубоукладчиком;
  • сваебойной установкой;
  • рыхлителем;
  • корчевателем пней;
  • тяговой лебёдкой;
  • кабелеукладчиком;
  • сварочным аппаратом;
  • лесозаготовительным устройством.

Стоимость нового и б/у

Приобрести сегодня трактор «Т 130» без пробега не представляется возможным, так как выпуск машины прекращён в 1988 году. Однако выбрать данный бульдозер можно на вторичном рынке спецтехники. Подержанный агрегат обойдётся покупателю в сумму от 300 до 450 тысяч рублей. Его стоимость будет зависеть от года выпуска, эксплуатационного состояния и объёма наработки.

Аналоги

Если говорить об аналогах «Т 130», то их выбор на отечественном рынке довольно большой. Сюда можно отнести такие машины, как ТМ-10, Б10М, Caterpillar D6R. Они обладают следующими характеристиками:

МодельМасса, тМощность двигателя, л.сРасход топлива, г/кВт.чОбъём бака для горючего, л
ТМ-1018,5180213300
Б10М15,3190218320
Caterpillar D6R18,2175215420

Трактор ЧТЗ 130 является ярким представителем отечественного машиностроения, впитавшим в себя производственный потенциал советской промышленности и конструкторский гений инженеров 60-70 годов.

Бульдозер имеет отличные технические характеристики и продолжает до сих пор использоваться во многих строительных организациях и коммунальных хозяйствах страны.


Бульдозер Т-130: характеристики и достоинства

Трактор Т-130 с бульдозерным ковшом начали выпускать на ЧТЗ с 1969 года. Техника понравилась настолько, что ее производили до 1988 года. А работает она на стройплощадках, в сельском хозяйстве и других отраслях и доныне. Причем, не только на российских просторах, но также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Чтобы понять причину такой популярности, надо ознакомиться с техническими характеристиками трактора с навесным оборудованием, рассмотреть его достоинства, в первую очередь, большую выносливость конструкции и надежность ее работы. А заодно – и недостатки, без которых не бывает ничто, созданное человеком.

Т-130 представлял собой глубокую модернизацию Т-100 и предлагался в двух исполнениях: стандартный и болотоходный (Т-130Б). Последний отличался только широкими гусеницами. Навесное оборудование расширяло функциональный диапазон. Чаще всего, на трактор ставили бульдозерный нож. Нередко встречался агрегат еще и с рыхлителем. Машина работала с трубоукладчиком, сваебоем, бурильной установкой и т.д.

Гусеничный Т-130 относится к 6-му классу. Надежная работа в любом климате и высокая проходимость благоприятствовали тому, что он применялся во всех регионах страны. По популярности, соперничать с ним мог только Т-74, который был слабее (3-й класс). Его последователем стал более мощный Т-170, 10-го класса.

Достоинства и недостатки

Как было сказано выше, популярность, долговечность и широкая распространенность Т-130 объясняется многочисленными достоинствами:

  • Широкая функциональность, во многом – за счет навески и ВОМ.
  • Простое устройство и, как следствие этого, надежная работа.
  • Большая устойчивость на сложных участках.
  • Высокая производительность.
  • При значительной (по тем временам) мощности – относительно низкий расход топлива.
  • Простой в управлении и безопасный.
  • «Неприхотливый», может работать практически в любых условиях.
  • Высокая ремонтопригодность.

К сожалению, у Т-130 были и недостатки. Простая и надежная конструкция трактора – это не только плюс, но и минус, потому что проект разрабатывался в 30-е годы и к середине 70-х уже считался устаревшим. Механическая трансмиссия и полужесткая подвеска не давали возможности реализовать в полной мере потенциал двигателя и затрудняли управление. Трактористы старшего возраста хорошо помнят, как сильно на Т-130 вибрировали рычаги и педали из-за того, что были напрямую присоединены к трансмиссии. Фрикционы оказались недолговечными, на морозе машина заводилась не сразу.

Но достоинства, все-таки, перевешивали. Простая эксплуатация, высокая производительность, надежность, несложный ремонт – это серьезно. Т-130 с ковшом был в Союзе очень распространенным.

Технические характеристики

Трактор Т-130

  • Двигатель: Д-130 (с 1981 г. – Д-160).
  • Развиваемая мощность, л.с./кВт: 130 (с 1981 г. – 160/118)
  • Число об/мин: на коленвале – 1250, на ВОМ – 1000
  • Удельный расход ДТ, г/л.с. в час (г/кВт в час): 180 (244,3)
  • Конструкционная масса, тн.: 12,72
  • Давление на грунт, МПа: 0,05
  • База, м.: 2,478
  • Колея, м.: 1,88
  • Вместимость бака, л.: 290
  • Размеры (Д х Ш х В), м.: 5,193 х 2,475 х 3,085
  • Клиренс, м.: 0,415

Бульдозерный ковш

Параметры даны для двух типов лопаты: полусферического и прямого. Для последнего цифры указаны в скобках. При их отсутствии – значения одинаковые.

  • Призма волочения, куб. м.: 4,75 (4,28)
  • Изменение углов резания и перекоса: с помощью раскосов – винтового и гидравлического
  • Высота отвала (угол 55 град), м.: 1,31
  • Ширина — « —, м.: 3,31 (3,42)
  • Max заглубление, м.: 0,44
  • Max подъем, м.: 1,02
  • Max перекос, м.: 0,63
  • Угол резания (регулировка), град.: 10
  • Вес, тн.: 2,313 (2,24)

Рыхлитель

Аналогично ковшу, приведены цифры для рыхлителя многозубого и (в скобках) однозубого.

  • Max число зубьев, шт.: 3 (1)
  • Количество вертикальных регулировочных положений, шт.: 3
  • Max заглубление, м.: 0,65
  • Угол рыхления с коротким / длинным наконечником, град.: 45 / 30
  • Вес, тн.: 2,245 (1,555)

Конструктивные особенности

Мотор: четырехцилиндровый четырехтактный дизель с турбонаддувом. Кроме основного (ДТ), мог работать на других типах горючего материала (бензины, керосины и их смеси), соответствуя при этом требованиям ТУ. Для запуска применялся одноцилиндровый бензиновый двигатель ПМ-23, работающий на смеси А-72/А-76 и моторного масла в пропорции 20:1.

В более поздней версии с Д-160 использовался электростартер. Этот мотор отличается повышенной степенью нагнетания. Расход ДТ стал немного больше (180 г/л.с.в час). Есть механизм уравновешивания. Головки идут с втулками из бронзы. За счет этого, ставятся форсунки закрытые без штифтов. Цилиндр диаметром 145 мм, ход поршня – 205 мм. В поршневом днище выполнена нераздельная камера сгорания. Охлаждение жидкостное, с принудительной циркуляцией.

Трансмиссия многоступенчатая механическая. Четырехвальная КПП с 8-ю рабочими передачами, после модернизации, обеспечивала 8 передач вперед и 4 – назад. Из-за не очень удачного выбора передаточных чисел, при трогании с места или переключении на ходу нередко были рывки, поэтому фланец на валу привода КПП стал чаще выходить из строя. Сцепление замкнутое, в его конструкции два ведомых и два ведущих диска.

Тормозная система – плавающая, тормоза ленточные, с накладками. Бортовые фрикционы дополнительно управляются гидравлическими сервомеханизмами.

Рама из двух лонжеронов приварена к заднему мосту. Она очень надежная. Гусеницы оборачиваются на 5-ти катках, с двумя роликами. Механизм натяжного колеса гидравлический. Штампованные звенья гусениц соединены пальцами и втулками.

Читайте также:  Особенности тракторов серии Т-28 и возможности их модернизации

Гидросистема раздельно-агрегатная. Навесные механизмы имеются спереди и сзади (у с/х модификаций – только сзади). Прицеп крепится на жесткий либо маятниковый механизм. ВОМ – опционально.

Двухместная кабина имеет классическое заднее расположение. Она сделана из цельного листа металла. Звуко- и термоизоляция удовлетворительная. По заказу, вместо кабины можно было поставить тент. В более поздних модификациях сиденье регулировалось, работали системы охлаждения и вентиляции.

После модернизации, вес трактора увеличился до 14,32 тн. Кабина стала просторной, обзор улучшился.

Опционально ЧТЗ устанавливал системы предпускового подогрева воды, масла и воздуха. Предлагались разрывные муфты, гусеницы с «асфальтовыми» башмаками, шпоры против обледенения дороги.

Высокая ремонтопригодность объясняется тем, что запасные части на Т-130 идентичны деталям поздних марок Т-170, Т-10 и Т-11, поэтому они всегда есть в продаже.

Аналоги Т-130 – Caterpillar D6R (США), Shantui SD16 и Komatsu D65 (оба – Китай). Как утверждают разработчики, у них выше производительность. Зато и цена намного больше, так же, как и затраты на ремонт и обслуживание.

Заключение

Надежность, большой ресурс, простая эксплуатация и недорогие запчасти – это важные достоинства. Благодаря им Т-130 применяется до сих пор. Наличие навесок, работа в жару и в холод, а также универсальность (при установке ВОМ) способствуют распространению бульдозера во всех регионах страны.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Трактор Т-130. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации

Содержание

Разработка и выпуск

Трактор Т-130 — советская разработка, гусеничный трактор, выпускавшийся Челябинским тракторным заводом в период с 1969 по 1988 год. Является глубокой модификацией еще более известной модели Т-100, также известной под названием «сотка». Сфера применения Т-130 была очень широкой, устройство применялось как для сельхозработ, так и для работ промышленной спецификации.

Назначение Т-130

Трактор Т-130 мог выполнять такие операции:

  • укладка труб;
  • перевозка грузов;
  • пахота;
  • окучивание;
  • боронование;
  • функционирование в составе свайного копра;
  • рыхление почвы (бульдозерная функция);
  • работа ковшом погрузчика;
  • перетаскивание грузов (например, на лесозаготовительных площадках).

Машина использовалась как самостоятельный элемент и как составляющая бульдозерных агрегатов.

Отличительные особенности

  • простая конструкция;
  • умеренная стоимость в сравнении с моделями, выпускавшимися в то же время (или зарубежными аналогами, которые были в СССР в дефиците);
  • несложный режим управления;
  • большой вес, мощность, хорошая проходимость (в том числе наличие болотоходной модификации, актуальной для использования в тайге, тундровой местности, различных землях, впервые подвергавшихся освоению).

Модель Т-130 обладала и рядом недостатков, к сожалению, не устраняемых, например:

  • механическая трансмиссия;
  • полужесткая подвеска;
  • малый срок службы бортовых фрикционов;
  • запуск дизельного двигателя за счет пускового бензинового;
  • сильная вибрация, хорошо ощущавшаяся в кабине оператора.

Модельный ряд и модификации

В отличие от предшественника Т-100, трактор Т-130 выпускался всего в двух модификациях:

  • флагманская модель (непосредственно Т-130);
  • болотоходная модель Т-130Б (отличительные особенности — площадь гусениц была увеличена для того, чтобы техника не увязала в топях и зыбких поверхностях болотистой местности).

Технические характеристики

Модель трактора Т-130 применялась в сельском хозяйстве, строительстве, бытовых работах, а также в промышленной сфере для выполнения широкого спектра работ. Во время конвейерного выпуска Т-130 техника была популярна еще и потому, что из-за конструктивных особенностей легко подлежала починке, а запчасти к трактору можно было приобрести практически везде.

В настоящее время на некоторых стройплощадках можно встретить рабочие экземпляры трактора Т-130. Стоимость такой техники при покупке у частных владельцев составляет от 5 до 12 тысяч долларов (125-400 тысяч гривен, 150-300 тысяч рублей). Цена зависит от состояния, пробега и общей комплектации техники.

Вес и габариты Т130

  • Габаритные размеры трактора Т-130: 5193х2475х3085 мм.
  • Вес машины 14320 кг.
  • Ширина колеи — 1880 мм.
  • Клиренс 41,5 см.

Тип двигателя

Трактор Т-130 изначально был оборудован двигателем марки Д130. Его мощность достигает 140 л.с. С 1981 года в заводской сборке на тракторы устанавливался двигатель Д160 с такой функцией, как турбонаддув. Его мощность достигала 160 л.с. Как и предшествующая модель двигателя, 160-й запускался активацией бензинового пускового мотора.

Коробка передач

Коробка передач Т-130 — восьмиступенчатая, с подвижными шестернями. За счет такого устройства КПП переключение скоростей при движении трактора производилось довольно плавно. Конструкция КПП повышала продуктивность функционала трансмиссии.

Трансмиссия и ходовая часть

Трансмиссия на Т-130 многоступенчатая, механическая, содержащая поворотный механизм. Таким образом, гусеницы трактора могли двигаться с разными скоростями. Трактора более новых модельных линий не используют такой механизм движения, поскольку данная система не дает переменного поворотного радиуса. Сцепление на Т-130 четырехдисковое, сухое.

Кабина

Тип кабины — двухместная. Отличительная особенности кабины: устойчивость к механическим повреждениям. В процессе сборки кабины на производстве использовались уплотнители, что повысило ресурс теплосбережения кабины, а также увеличило степень звукоизоляции. Кабина

Т-130 отличается хорошим обзором, она оснащена вентиляционной и обогревательной системой. Кресло оператора регулируемое. В передней части кабины находится руль, приборная панель с датчиками топлива и другими показателями работы трактора.

Управление трактором

Управление Т-130 производится за счет руля и педалей управления. Поворотная муфта служит для изменения траектории движения. Чтобы войти в поворот, оператор применяет ленточный тормоз. Если усилить натяжение тормоза, одна гусеница перестанет вращаться и трактор можно будет развернуть на месте. Присутствует замковой механизм — он предотвращает отключение фрикционов.

Т-130 чистит снег на лесозаготовке

Навесное оборудование

Для соединения с трактором Т-130 рекомендуется использовать навесное оборудование производства Челябинского тракторного завода, а также любое оборудование, подходящее по типу крепления и соответствующее тяговому классу трактора.

Возможные варианты навесного оборудования для Т-130:

  • лебедка ЧТЗ ЛТ25;
  • отвал ОБ12Е (также можно устанавливать другие типы отвалов, кроме бульдозерного, например, сферический, полусферический, прямой, поворотный и т.д.);
  • рыхлитель ОР10НЗ;
  • погрузчик фронтального типа.

Из сельскохозяйственных навесок для данной модели подойдет:

  • борона;
  • фреза-культиватор (2,1 м);
  • плуг плантажного типа.

ЧТЗ также выпускает специализированное рыхлительное навесное оборудование (согласно классам тяжести техники) — комплектами или в единичном варианте, однозубое или трехзубое, в зависимости от типа грунтов. Дополнительно можно приобрести гусеницы типа ГЛТ-1ПСП с литым траком. Эта модель гусениц обладает пониженной металлоемкостью, следовательно, снижается нагрузка на машину и упрощается эксплуатация трактора.

Особенности эксплуатации и обслуживания

К основным особенностям эксплуатации Т-130 относится его большая опорная поверхность — она дает оператору возможность использовать машину как средство для уплотнения грунтов, для съема земельных пластов большой площади. Высокий уровень проходимости на любой почве, большое тяговое усилие — неоспоримые преимущества этого вида техники.

Для безопасной эксплуатации гусеничного трактора следуйте рекомендациям, приведенным ниже:

  • запрещается работать при: утечке топлива, жидкости из гидросистемы, повышенном давлении жидкости, с открытой дверцей кабины оператора;
  • при работающем двигателе недопустима починка ключевых узлов трактора или навесного оборудования;
  • при работе с техникой на наклонной поверхности на башмаки гусениц надеваются специальные шпоры во избежание соскальзывания трактора;
  • недопустим резкий поворот при заглубленных в землю навесных орудиях;
  • трактор с работающим двигателем нельзя оставлять без присмотра;
  • используйте звуковой сигнал для оповещения о том, что трактор начал движение, если на строительной площадке находятся люди или животные.

Сроки ТО трактора Т-130

Поскольку все работающие модели Т-130 в настоящее время являются устаревшими, техническое обслуживание выполняется как для давно работающей техники, то есть, не реже, чем каждые 50-100 моточасов.

Во время ТО рекомендуется:

  • производить слив отработанного топлива;
  • заправлять топливный бак свежим топливом;
  • контролировать уровень электролита;
  • слить отработку в отдельную емкость и сдать на утилизацию после ТО;
  • следить за исправностью всех узловых соединений, крепежей техники.

При консервации трактора на зимнее/сезонное хранение выполняют следующие действия:

  • слить охлаждающую жидкость;
  • слить отстой топлива;
  • все остальные жидкости (из резервуара стеклоочистителя, конденсат воздушного баллона);
  • рычаги управления переместите на нейтраль;
  • выключите батарею аккумулятора;
  • под трактор установите подкладки (лежни), чтобы гусеничная часть не соприкасалась с землей.

Основные неисправности и ремонт

Основные неисправности в работе гусеничного трактора Т-130 и способы их устранения

Неисправность (причина)Как устранить
1. Стук дизельного двигателя (неверно отрегулировал топливонасос, зазор между шейками коленвала больше нормы)Регулировка зазоров, проверка угла опережения подачи топлива
2. Перегрев двигателя (избыточная нагрузка, низкий уровень охлаждающей жидкости, обрыв вентиляторных ремней)Уменьшить нагрузку, проверить уровень жидкости охлаждения, состояние ремней вентилятора
3. Низкое давление масла (возможно, есть течь)Проверка исправности датчика, доливка масла, устранение причины течи масла
4. Большой расход масла (износ поршневых колец, других деталей ЦП-группы)Замена изношенных деталей, очистка поршневых колец

Отзывы владельцев

Илья, Саранск:

Мой отец работал машинистом бульдозера, на Т-130 больше 20 лет, говорит, что лучшей техники тяжело найти. Современные CAT-ы, например, работают быстро, но скорость не всегда есть признак качества. Опять же, для каждой задачи своя машина. Если только для обработки огорода, то нет смысла такой «тяжеловес» использовать, а для работы на предприятии бульдозер незаменим.

Бульдозер Т-130

Среди многих трактористов бульдозер Т-130 называется »соткой». На самом деле, рассматриваемая модель считается измененным вариантом трактора Т-100.

Бульдозер Т-130 является мощным промышленным транспортом, который оснащен гусеницами, а также трансмиссиями механического и гидромеханического типа. Довольно часто его используют как бульдозерно-рыхлительный агрегат, с помощью которого удается вспахивать необработанные земли и выполнять глубокую пахоту или боронование. Кроме того, Т-130 всегда относился к базовым машинам, предназначенным для свайных копров и трубоукладчиков.

Достоинства и недостатки бульдозера

Основные преимущества этой техники связаны с доступностью запасных деталей, невысокой стоимостью и простой конструкцией. Эти особенности дают возможность проводить ремонтные работы в кратчайшие сроки и без наличия специальных знаний. Отдельные части бульдозера могут изнашиваться и устаревать, но несмотря на это, технику относят к числу »рабочих лошадок». В настоящее время при строительстве зданий используют модели Т-130, выпущенные в 70-х годах.

Читайте также:  Универсальные тракторы ВТЗ – технические характеристики и сфера применения

Среди недостатков такого бульдозера выделяют не самые надежные фрикционы и несовершенную конструкцию. Если сравнивать эту модель с другой техникой, выпущенной в те времена на иностранных предприятиях, то Т-130 будет отставать во многих параметрах. В морозную погоду бульдозер очень тяжело завести. Но благодаря маленькой стоимости и простому обслуживанию, машина стала популярной не только на территории СССР, но еще и по всей России.

Т-130 производился на Челябинском тракторном заводе. Существование модели продолжалось около 20 лет, затем выпуск бульдозеров полностью прекратили. Данная техника выходила в классическом виде, а также с болотоходными модификациями, то есть Т-130Б. Ее отличие было связано с большой площадью гусениц, которые могли обеспечить отличный показатель проходимости и невысокого давления на поверхность грунта. Вместо Т-130 начали выпускать Т-170, который имеет существенные кузовные доработки и новый двигатель.

Устройство бульдозера

В Т-130 находится четырехтактный дизельный мотор с мощностью в 140 лошадиных сил. Начиная с 1981 года бульдозер был усовершенствован и в него добавили четырехцилиндровый агрегат. Запуск был осуществлен с помощью двигателя, работающего на бензине.

Также в модели есть 8-ступенчатая и механическая трансмиссия, состоящая из муфты сцепления и четырех дисков. Обычно для таких бульдозеров выбирают плавающие и ленточные тормозные системы.

На Челябинском заводе в Т-130 установили несколько дополнительных опций, с помощью которых можно нагревать масло, а также воздушные и водные массы. Помимо этого, бульдозер имел гусеницы, позволяющие перемещаться по асфальту.

В момент запуска массового производства конструкция Т-130 значительно устарела, поэтому двигатель не мог реализовывать свою мощность. Проблема становилась ощутимой при высоких нагрузках. Весь процесс по управлению нельзя было назвать самым легким. Еще одним не самым лучшим решением считаются полужесткие подвески, ограничивающие многие возможности бульдозера. Например, у Т-130 начинал »тормозить» тяговый потенциал.

За все время выпуска подобной техники, отмечается конструктивная преемственность моделей. Именно по этой причине, любую запасную часть можно найти и в современных магазинах. Владельцев модели Т-130 это, безусловно, радует, потому что сохраняется возможность проводить ремонт и продолжать использование техники, которая была снята с производства. Передовой узел обычно монтируют на модели старого образца, ведь это делает их комфортными и производительными. Некоторые модели характеризуются одинаковыми показателями массы и габаритов.

Цена техники

В настоящее время обновленную модель Т-130 невозможно приобрести. В таком случае лучше всего покупать технику, побывавшую в эксплуатации. Ее цена полностью зависит от общего состояния, года производства и количества ремонтных работ. Как правило, Т-130 оценивается от 300 до 500 тысяч рублей. Если же бульдозер имеет серьезные дефекты, то за него просят в пределах 60 тысяч.

Аналогичные модели

Сейчас известно большое количество аналогов для Т-130. Наиболее распространенная версия — это ТМ-10. Для машины характерна большая маневренность и производительность. Все те недостатки, которые были в предыдущих моделях, здесь полностью устранены.

Еще одной похожей техникой называют Б10М с ее различными модификационными вариантами. По некоторым характеристикам модель не сравнить с ТМ-10.

    Бульдозер ДЗ-171

Создание бульдозера ДЗ-171 основывается на гусеничном тракторе, имеющем промышленное назначение. С его помощью можно зарывать траншеи, которые были вырыты для фундамента или .
Бульдозер Caterpillar D9R

Бульдозер CaterpillarD9 считают тяжелым трактором с гусеничным ходом. Первый экземпляр модели был представлен производителем еще в 1954 году. Спустя некоторое время стали .
Бульдозер Четра Т-35

Бульдозер Четра Т – 35 производится отечественным предприятием «Промтрактор», производственные мощности которого базируются в городе Чебоксары. Рассматриваемый бульдозер может .
Бульдозер SHANTUI SD16 (Шантуй СД16)

Для проведения разных строительных и других подобных работ могут требоваться разные виды тяжелой техники, каждый вид которой имеет свою специализацию. Бульдозер SHANTUI SD16 .
Бульдозер Komatsu D375A (Комацу 375)

Компания-производитель тяжёлой сельскохозяйственной техники Komatsu реализовала масштабный проект по усовершенствованию бульдозеров. Результатом продвижения нововведений стала .

Бульдозер Т-130

Бульдозер Т-130 многие трактористы по традиции называют Т-100 или «соткой». В действительности модель представляла собой глубокую модернизацию трактора Т-100. Т-130 – мощный гусеничный промышленный бульдозер с механической или гидромеханической трансмиссией, относящийся к 6-му тяговому классу. Его применяли в составе бульдозерно-рыхлительного агрегата, использовали для первой вспашки необработанных земель, глубокой пахоты, боронования, транспортных работ. Т-130 был базовой машиной для свайного копра и трубоукладчика.

Основными преимуществами данной техники были доступность запасных частей, невысокая стоимость и простота конструкции, позволяющая осуществлять ремонт быстро и легко. Несмотря на устаревание и износ отдельных частей бульдозера, его смело можно отнести к «рабочим лошадкам». Даже сейчас на строительных площадках встречаются модели Т-130 70-х годов выпуска.

К недостаткам модели следует отнести ненадежность фрикционов и несовершенство конструкции. В сравнении с моделями, производимыми в тот же период иностранными предприятиями, Т-130 заметно уступал им по большинству параметров. При низких температурах завести бульдозер было довольно тяжело. Однако простое обслуживание и малая стоимость сделали свое дело – машина получила широкое распространение в СССР и в России.

Производством Т-130 занимался Челябинский тракторный завод. Модель просуществовала с 1969-го по 1988-ой года, после чего выпуск ее прекратился. Кроме классической версии бульдозер выходил в болотоходной модификации – Т-130Б. Она отличалась от традиционной большей площадью гусениц, обеспечивающих улучшенную проходимость и малое давление на грунт. На смену модели Т-130 пришла версия Т-170 с существенными доработками по кузову и новым двигателем.

Технические характеристики

  • Мощность двигателя бульдозера Т-130 117,7 кВт (140 «лошадей»).
  • Удельный расход топлива у данной модели составляет 244,3 г/кВт*ч (180 г/л. с.ч.). При этом топливный бак бульдозера вмещает до 290 литров топлива, машина потребляет исключительно дизель.
  • При конструкционной массе бульдозера 14,32 тонны показатель удельного давления на грунт составляет 0,5 кг/1 см2.
  • Габаритные размеры Т-130: 5193 на 2475 на 3085 миллиметра.
  • Дорожный просвет модели – 415 миллиметров,
  • ширина колеи – 1880 миллиметров.

Устройство

Бульдозер Т-130 оснащался четырехтактным дизельным мотором Д-130 (мощность 140 «лошадей»), который морально устарел уже в 70-х годах. С 1981-го года модель начали комплектовать усовершенствованным четырехцилиндровым агрегатом Д-160 с турбонаддувом (160 л.с.). Запуск его осуществлялся посредством бензинового двигателя. Данную установку получила существенно модернизированная версия Т-130 – бульдозер Т-170.

Модель получила 8-ступенчатую, механическую трансмиссию, включающую муфту сцепления (постоянно замкнутую), четыре диска (два – ведомые, два – ведущие) и четырехвальную коробку передач. В бульдозеры данного типа устанавливали плавающую, ленточную тормозную систему.

Возможность монтирования вала отбора мощности сделала Т-130 универсальным, позволив использовать с ним разнообразное оборудование для многих отраслей. Кабина в данной модели расположена сзади и рассчитана на двух человек. В ней имеется звуковая и термическая изоляция, позволяющая «сгладить» неприятные условия снаружи и сделать работу с техникой более комфортной. А вот управление бульдозером далеко от идеального. В процессе работы отчетливо ощущается сильная вибрация, исходящая от контролирующих рычагов. Виной всему их прямое соединение с трансмиссией.

Видео

Челябинский тракторный завод устанавливал дополнительные опции в Т-130. Они позволяли греть масло, воздух и воду перед запуском. Также устанавливались гусеницы для езды по асфальту, передовые полезные приспособления и специальное оборудование для движения по льду.

Отметим, что к моменту старта серийного производства Т-130 его конструкция, разрабатываемая еще в 30-х годах, сильно устарела. Мощность двигателя несовершенная механическая трансмиссия полностью реализовывать не позволяла. Проблемы ощущались при высокой нагрузке. Процесс управления бульдозером был не из легких. Не лучшим решением оказалась и полужесткая подвеска, существенно ограничивающая возможности техники. Она «тормозила» тяговый потенциал Т-130. Пугающе малым был срок работы бортовых фрикционов, изменение которых не происходило со времен модели С-80. Пуск общего двигателя осуществлялся посредством пускового бензинового мотора, который при низких температурах не запускался. Вибрация от педалей управления и рычагов ощущалась очень сильно.

Благодаря конструктивной преемственности моделей Т-130, Т-170, Т-10, Т-11 запасные части на более старую модель найти можно даже в наше время. Потребителей данный факт, несомненно, порадует, поскольку это позволит осуществлять ремонт и продолжать эксплуатацию модели Т-130, уже снятой с производства довольно давно. Более того, передовые узлы можно устанавливать на старую технику, делая ее более комфортной и производительной. Модели Т-130, Т-170, Т-10, Т-11 имеют практически одинаковые габариты и массу.

Стоимость бульдозера т-130

Новый бульдозер Т-130 купить в настоящее время, естественно не представляется возможным. Однако техники, бывшей в эксплуатации, довольно много в продаже. Стоимость ее разница в зависимости от технических доработок, года выпуска и состояния. Приобрести Т-130 можно по цене в 300000-500000 рублей за вариант на ходу, за предложение с серьезными дефектами попросят 30000-60000 рублей.

Аналоги

Аналогов бульдозера Т-130 немало. Прежде всего, это существенно усовершенствованная версия данной модели – бульдозер ТМ-10. Машина отличается большей маневренностью и производительностью, недостатки, присущие более старой модели, в ней отсутствуют.

Другим аналогом Т-130 является бульдозер Б10М и его различные модификации (Б10М 0111-1Е и другие). Данная модель несколько уступает ТМ-10.

Кроме того, имеются иностранные аналоги Т-130. Это модели Caterpillar D6R и китайские модели Shantui SD16 и Komatsu D65. Производительность последних, по заверению изготовителя, в два раза превосходит производительность Т-170. А Caterpillar D6R и вовсе заменяет три бульдозера Т-170. Правда, стоимость иностранных аналогов в 1,5-3 раза больше отечественных.

Ссылка на основную публикацию