masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Вот интересная тема, которую вы наверняка знаете, а у меня в блоге ее еще не было. Хотя мы уже обсуждали электрические автомобили в СССР и даже Первый электромобиль в России, но это чудо инженерной мысли того времени я вижу в первый раз.
В конце 40-х в СССР разработали конструкцию тракторов на электрической тяге. Уникальный трактор был сконструирован во Всесоюзном институте электрификации сельского хозяйства доктором технических наук Листовым П. Н. и инженером Стеценко В. Г.
Фото 2.
Первый электротрактор был создан на базе гусеничного СХТЗ-НАТИ, старый двигатель внутреннего сгорания у которого заменили на электродвигатель мощностью 38 кВт, на напряжение 1000 Вольт трехфазного переменного тока. На раму трактора установили барабан с гибким кабелем. Электромотор и кабельный барабан были защищены обтекаемым капотом.
Фото 3.
Кабель подсоединялся к полевой электростанции или передвижной трансформаторной подстанции, подключенной к высоковольтной сети, и в процессе работы наматывался и разматывался специальным механизмом с направляющей стрелой. Подстанция подключалась напрямую к высоковольтным проводам посредством токосъёмной мачты. Длина кабеля вместе со стрелой – до 750 метров. Без перемещения подстанции трактор мог обрабатывать 15-60 гектар земли, а при использовании дополнительной кабельной тележки – свыше 200 га.Трактор обслуживался одним трактористом
Фото 4.
Из-за отсутствия дешевой нефти было принято решение ускоренными темпами электрифицировать колхозы. На поля подводился кабель, чтобы запитать новые трактора. На реках строились многочисленные ГЭС. Только в одной Рязани под этот масштабный проект в короткие сроки соорудили Кузьминскую ГЭС, Рассыпухинскую ГЭС, Данковскую ГЭС, Ново-Никольскую ГЭС…
Фото 5.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 9.
Основными недостатками электротрактора были высокая начальная цена и быстрый износ кабеля питания. Кроме того, трактор не мог передвигаться самостоятельно вне досягаемости сетей или перевозить за собой подстанцию вдоль линии электропередач – для этого требовалась совместная работа как минимум двух электротракторов или буксировка обычным трактором.
Однако с открытием крупных месторождений нефти в Казахстане все разработки новых электротракторов были свернуты.
Вот в комментариях подсказали видео:
Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!
Автономный или электрический трактор: сражение за будущее
Сельскохозяйственная отрасль находится в постоянном развитии. Каждый год для разных направлений АПК предлагаются инновационные решения, помогающие сделать ведение аграрного бизнеса более эффективным и менее затратным. Однако наибольшее внимание всех сельхозпроизводителей традиционно привлекают разработки в сфере сельхозмашиностроения.
Постоянные презентации в 2017 году на крупных международных выставках автономных и электрических тракторов, не требующих участия водителя в обработке полей, привлекли широкое внимание сельхозпроизводителей. Насколько же реалистично сегодня воплощение идей полноценной автономности и полной смены источника энергии для таких сложных и больших машин?
В двух режимах
Одной из представленных недавно подобных разработок стал концепт агрегата New Holland Drive. Внешне он не отличается от обычного трактора и может использоваться как в автономном режиме, так и в традиционном под управлением оператора. Данный факт позволяет задействовать технику в операциях, в которых полную автономность реализовать пока сложно, например, в работе с фронтальным погрузчиком или при транспортировке грузов на высокой скорости по дорогам общего пользования. При этом по территории самого хозяйства трактор способен передвигаться самостоятельно по обозначенным на карте дорогам. Для этого необходимо задать маршрут и поставить цель, а техника приступит к работе как отдельная единица или в составе нескольких машин.
При следовании по полю оптимизированными маршрутами, которые автоматически генерируются программой с учетом размера и формы земельного участка, агрегат может избегать любых существующих препятствий по ширине захвата используемого навесного или прицепного сельскохозяйственного оборудования. Данная способность реализуется при помощи инновационной комбинации из радара, лазерных дальномеров и специальных камер. В случае распознавания преграды трактор отправляет сообщение в интерактивный интерфейс, а человек, ответственный за сельскохозяйственные операции, принимает решение, надо ли машине объезжать препятствие, и в случае положительного ответа определяет, каким образом осуществить данную операцию. Разработанный трактор поддерживает все решения управления жизненным циклом, или PLM.
В будущем данный концепт сможет использовать ранее собранные данные по урожайности поля для переменного внесения семян и выполнения операций с максимальной точностью. В результате сельхозпроизводитель сможет увеличить эффективность применения машины и оптимально использовать короткие рабочие периоды.
Кабина не нужна
Совершенно иную разработку в прошлом году представила компания CNH Industrial – автономную модель трактора, способную функционировать без водителя. За основу концепта была взята флагманская машина Case IH, при этом ее внешний вид значительно изменился. Инновационный агрегат разработан с использованием полностью интерактивного интерфейса, что позволяет осуществлять дистанционное управление запрограммированных операций. Встроенная система автоматически определяет ширину захвата навесного оборудования и строит наиболее подходящие маршруты движения с учетом рельефа местности, препятствий, а также наличия на данном поле других машин. Оператор, находясь на удалении от трактора, может наблюдать за его работой и контролировать траекторию движения с помощью интерфейса компьютера или портативного планшета. Благодаря наличию радара, лидара, то есть активного дальномера оптического диапазона, и установленным на тракторе видеокамерам машина может обнаруживать неподвижные или движущиеся препятствия на своем пути и самостоятельно останавливаться при их обнаружении, дожидаясь, пока оператор, предупрежденный о преграде звуковым или визуальным сигналом, не выберет новый маршрут. При отсутствии сигнала GPS или данных о положении, а также при нажатии кнопки «остановка» техника немедленно прекращает движение. Операции, выполняемые машиной, также можно изменять в реальном времени через удаленный интерфейс или с помощью автоматических предупреждений о погоде. Несмотря на то, что данная модель автономного трактора выполнена без кабины, специалисты Case IH утверждают, что эту технологию можно эффективно внедрять на комбайнах или любом другом оборудовании.
Электрический конкурент
Чуть позднее компания John Deere начала представлять отдельные элементы своего нового и полностью электрического трактора SESAM. Главный дебют инновационной разработки состоялся на выставке SIMA, проходившей в городе Париже в конце февраля 2017 года. Название машины является аббревиатурой от Sustainable Energy Supply for Agricultural Machinery, что означает «сокращение энергетических затрат для сельскохозяйственной техники». По мнению самого производителя, созданный концепт – первый в отрасли полностью аккумуляторный трактор.
Новая модель техники использует только электротягу, поэтому под ее капотом вместо дизельного мотора установлены аккумуляторные блоки на 130 кВт·ч и два электродвигателя по 150 кВт. Для сравнения: самые мощные батареи, устанавливаемые на электрические автомобили марки Tesla, выдают только 100 кВт·ч. Мощность трактора SESAM равняется 402 л. с. В отличие от своих дизельных собратьев, данная машина практически не издает шума, а саму модель на электротяге проще ремонтировать, поскольку она состоит из меньшего количества деталей. Также сельхозпроизводители при использовании такого трактора могут существенно экономить на топливе. Полный заряд батареи машины обеспечивает работу на протяжении примерно четырех часов в нормальных условиях эксплуатации или запас хода около 55 км. Время полной зарядки аккумуляторов составляет приблизительно три часа, а их срок службы – в среднем 3100 циклов.
Остаться под надзором
Внедрение подобных технически совершенных сельскохозяйственных машин ставит главный вопрос: какой из этих тракторов в долгосрочном будущем наиболее перспективен для аграриев, дилеров и производителей? Пока специалистами не было предложено никаких оценок потенциального роста и доходов для электрических тракторов, однако по данным компании Tractica, специализирующейся на изучении рынка, ориентированного на взаимодействие человека с технологией, доход от автономных машин достигнет 30,7 млрд долларов к 2024 году.
Многие эксперты в вопросе будущего самодвижущейся техники приходят к выводу, что главный критерий – уровень действительно нужной сельхозпроизводителям автономности. Они считают, что «Tesla для тракторов» – лучший выбор для аграрной отрасли, и в будущем преимущество, скорее всего, получит полуавтономная электромашина. К примеру, Крейг Шульц, президент и CEO компании Autonomous Tractor Corp., в своем выступлении в начале 2017 года на саммите дилеров Precision Farming Dealer 2017 заявил, что автономия – это спектр. По его словам, рудиментарная автономия, которая должна наблюдаться или управляться кем-то в транспортном средстве, находится на одном конце, а более сложная и самодостаточная – на другом. Возможно, в будущем мы увидим тракторы, которые самостоятельно вышли, вспахали поле и вернулись, пока сельхозпроизводитель все еще пьет вторую кружку кофе. Однако пока автономия, которая наблюдается в сельском хозяйстве сейчас, по-прежнему требует определенного уровня надзора, хотя в прямом смысле автономия – то, что функционирует полностью само по себе. Однако мы вряд ли в скором времени увидим, что она широко применяется среди сельхозпроизводителей.
Снижение затрат
В период между 1975 и 2012 годами стоимость покупки техники и ее ремонта увеличились в США вдвое. Растущие затраты на оборудование, техническое обслуживание и ограниченное повышение эффективности использования топлива привели к почти непрерывному росту издержек производства для фермеров за последние 25 лет. Аналогичная ситуация наблюдается и в нашей стране. Возможным выходом из нее может стать электрификация. Тракторы на электрической тяге будут отличаться улучшенной топливной экономичностью, увеличенной долговечностью и меньшими затратами на ремонт. На практике эффективность использования подобных машин уже была доказана легковыми автомобилями Tesla. Они имеют лишь небольшое количество движущихся частей механического или гидравлического транспортного средства, а оцифровка всех систем техники позволяет значительно упростить их, устраняя сотни проводных соединений. Поэтому с помощью волоконно-оптических кабелей можно свести большинство проводов трактора только к одному.
Все эти преимущества могут воплотиться в реальные деньги для производителей. Автомобили Tesla сохраняют более 70 процентов своей стоимости после 50 тыс. миль, в то время как традиционные машины в аналогичной ситуации теряют этот же процент. Одна из причин данного различия заключается в том, что средняя ожидаемая продолжительность жизни электродвигателя составляет 29 лет. Эта цифра намного больше срока службы трактора, оснащенного традиционным мотором. Поэтому сельхозпроизводители смогли бы извлечь большую пользу из оборудования с более продолжительным сроком службы и менее частыми потребностями в ремонте. Специалисты указывают в качестве еще одного преимущества электромобиля повышение эффективности использования топлива. Бензиновый автомобиль тратит примерно 8–10 л горючего на 100 км. Гибридная бензиново-электрическая платформа повысила бы эффективность примерно на 30 процентов, а переход на полностью электрический двигатель увеличил бы ее значительно больше. Пока же технология электропривода принята только в локомотивной и горнодобывающей промышленности, однако, по мнению многих экспертов, АПК со временем также перейдет на подобное более экономичное решение.
Компромиссное решение
Самый существенный недостаток электроприводных платформ заключается в том, что подавляющее большинство электрических систем используют батареи. Они могут неплохо работать на обычных легковых машинах, когда водитель эксплуатирует их несколько часов в день и не в полную силу, либо на технике, работающей в помещении или на небольшой территории и имеющей постоянный доступ к подзарядке, например на телескопических погрузчиках. Однако для обеспечения работы электрического трактора мощностью 200 л. с. в течение всего дня в поле его необходимо оборудовать аккумуляторами, производящими около 1500 кВт·ч. Подобные батареи могут стоить около 350 тыс. долларов и весить больше, чем сама техника.
Возможным решением может стать создание полуавтономного оборудования по принципу работы уже существующих подобных тракторов. Такие машины смогут работать достаточно самостоятельно, чтобы позволить аграрию находиться на разумном расстоянии и вмешиваться в случае возникновения проблемы, а для их функционирования трактор вовсе будет не нужен. Многим специалистам идея интегрирования мощности и мобильности в само модульное устройство, которое можно переносить из одного проекта в другой, кажется достаточно реалистичной, а размещение данного концепта на электрической трансмиссии позволит обеспечить более эффективный контроль над орудием производства и еще больше снизить стоимость техники. Сельхозмашиностроение медленными, но уверенными шагами движется в эре электрических полуавтономных аграрных машин, которые будут постепенно проникать в сельское хозяйство и в будущем изменят его коренным образом.
Автор: Константин Зорин
Источник: «АгроБизнес»
Перевод сельскохозяйственной техники на электротягу — миф, выгода или дань трендам?
А не так и давно все говорили об экономичности и экологичности электромобилей, но электротяга уже дошла и до сельскохозяйственной техники. На выставке Agritechnica-2017 в Ганновере был представлен легкий трактор Fendt e100 Vario с электрическим двигателем мощностью 50 кВт. Он запитанный от литий-ионной батареи емкостью 100 кВт*ч с напряжением 650 В. Хватает на 5 часов работы в поле.
С 2018 года Fendt e100 Vario закупили и активно эксплуатируют коммунальные и сельскохозяйственные предприятия по всей Европе.
Что особо приятно, Украина тоже не отстает в этом направлении. Харьковский тракторный завод с 2015 года выпускает две модели легких электротракторов ХТЗ-2511 Electro и ХТЗ-3512 Edison. Техника данного класса применяется преимущественно в животноводческих и тепличных хозяйствах.
ХТЗ-2511 Electro оборудован электродвигателем мощностью 27 л.с. (20 кВт) и АКБ емкостью 30 кВт*ч. Этого хватает на 6 часов работы в поле. Транспортирует прицепы весом до двух тонн, при этом развивает скорость до 26 км/ч.
Более новая модель ХТЗ-3512 Edison скрывает под капотом электродвигатель на 35 л.с (25,7 кВт) с питанием от литий-ионной батареи емкостью 42 кВт*ч. Автономность силовой работы составляет 4 часа. Перевозит прицепной груз весом до двух тонн, развивая скорость до 40 км/ч.
Конструкционно, это старые и всем известные дизельные ХТЗ-2511 и ХТЗ-3512, поставленные на электротягу. Чтобы понять, насколько эффективна данная модификация, проанализируем технические характеристики дизельного трактора и его модифицированного аналога с электродвигателем, на примере «Эдисона».
ХТЗ-3512 и ХТЗ-3512 Edison — кто быстрее и мощнее
Для объективности сравнения возьмем две одноклассовые модели одного и того же производителя. Первый — легкий трактор с дизельным двигателем, а второй — то же шасси, но с электромотором. Выведем основные характеристики обеих моделей в таблицу.
Интересный факт: в 2015 году на выставке в Харькове провели соревнование по тракрестлингу (перетягиванию каната) между электротрактором и дизельным аналогом. Победил электрический двигатель.
Исходя из таблицы, тягловые и силовые характеристики равные у обеих моделей, за исключением того, что ХТЗ-3512 Edison быстрее за своего «дизельного брата». Но, автономность в силовых работах у него меньше почти в два раза. К тому же скорость полной зарядки аккумуляторов составляет от 2 до 4 часов. В то время, когда дизельный ХТЗ заправляется за 10-15 минут.
Учитывая этот фактор, для сравнения экономичности возьмем 4 часа силовой эксплуатации, когда двигатель работает под нагрузкой и расход топлива увеличен.
Какой двигатель экономичнее и насколько
И так, для начала выведем расход дизтоплива за 4 часа. Согласно инструкции, это 180 г/л.с. в час. Учитывая, что мощность трактора 35 л.с., за час расходуется:
35 л.с. × 180 г/л.с = 6 300 г.
1 литр ДТ весит 820 г, соответственно для часа силовой работы понадобится литров:
6 300 г / 820 г/л = 7,7 л.
За 4 часа расход топлива составит:
7,7 л/ч × 4 ч = 30,8 л.
На время написания статьи (август 2018 года) средняя стоимость дизельного топлива по Украине составляла 27,02 грн/л. Соответственно, стоимость 30,8 литров, необходимых для 4 часов силовой работы составит:
30,8 л × 27,02 грн/л = 832 грн.
Теперь, для сравнения экономичности проанализируем сколько электричества для такой работы необходимо «Эдисону». Возьмем те же максимальные 35 л.с нагрузки. При расходе 0,72 кВт*ч/л.с. в час, аккумулятор разрядится на:
35 л.с. × 0,72 кВт*ч/л.с = 25,2 кВт*ч.
Для 4-часов силовой эксплуатации в поле ему необходимо электричества:
25,2 кВт*ч × 4 ч. = 100,8 кВт*ч.
При стоимости электричества 1,68 грн/кВт*ч 4-часовая силовая работа трактора обойдется в:
100,8 кВт*ч × 1,68 грн/кВт*ч = 170 грн.
Превосходство в экономичности электродвигателя составляет:
832 грн / 170 грн = 4,9.
Получается, ХТЗ-3512 Edison почти в 5 раз экономичнее своего дизельного аналога. Но, это еще не все преимущества.
Еще один аргумент в пользу электродвигателя, это то, что он издает намного меньше шума и вибрации, соответственно водитель удобнее себя чувствует в кабине.
Да и обслуживать его гораздо проще и дешевле. Дело в том, что в электрическом двигателе нет свечей накала, масла, фильтров и других деталей, присущих «дизелю». Единственные «трущиеся» элементы — это два подшипника, требующих замены после 100 000 км пробега. Таким образом обслуживание электротрактора обходится почти в 10 раз дешевле.
Что нужно для обслуживания трактора с электродвигателем
Главное, что необходимо — это зарядная станция. Здесь необходима такая же, как и для электромобиля, с типом порта:
- Type 1 — для зарядки от одной фазы (230В);
- Type 2 — для трех фаз (400В).
Более подходящий вариант CCS Type 2 (Combined Charging System) c двойным разъемом для однофазной и трехфазной сети. С ним Вы сможете подзаряжаться от любой зарядной станции.
От трехфазной сети аккумулятор заряжается в разы быстрее. Но фазность — не единственный фактор, влияющий на скорость зарядки. Здесь важно также учитывать максимальный зарядный ток. Чем он выше, тем быстрее восстановится емкость батарей.
Для сравнения, в трехфазных зарядных станциях максимальный зарядный ток составляет 32А или 63А (экспресс-зарядка). Аккумулятор с емкостью 100 кВт*ч (аналогичный тому, что стоит у легкого трактора) от 32-амперной будет заряжаться 3 часа, а от 64-амперной всего лишь 1,5 ч.
Главный смысл более мощной зарядки заключается в том, чтобы быстрее зарядить технику. Например, возьмем тот же ХТЗ-3512 Edison с емкостью аккумулятора достаточной для 4 часов силовой работы
Обычно рабочая полевая смена длится около 8 часов. Так, через 4 часа трактор придется ставить на подзарядку и с экспресс-станцией он будет снова готов к работе через 1,5 часа. За это время тракторист сделает обеденный перерыв и продолжит обрабатывать поле. Если Вы поставите 32-амперную, время подзарядки составит 3 часа. Соответственно придется делать большой разрыв в смене или работать в короткие смены, что увеличит время обработки поля.
Второй случай, если у Вас большое полевое хозяйство, обслуживаемое несколькими машинами. Обычно в зарядной станции предусмотрен только один разъем, из-за чего придется заряжать их по очереди. Так, експресс-станция за 6 часов успеет обслужить 4 трактора, в то время как обычная только 2.
Однофазные аналоги обладают выходной мощностью от 3,7 кВт до 7,4 кВт с максимальным зарядным током 16А и 32А соответственно. Для заряжания ХТЗ-3512 Edison от минимального 16-амперного источника понадобится времени:
100 кВт*ч / 3,7 кВт = 27 ч.
Получается, для того, чтобы зарядить трактор на 4 часа силовой работы понадобится больше суток времени. Такой результат подойдет далеко не всем, особенно если в парке одна зарядная станция на несколько машин.
Поднять эффективность можно, если выбрать мощность 7,4 кВт. С ней время зарядки того же легкого трактора составит:
100 кВт*ч / 7,4 кВт = 13,5 ч.
Это подходящий вариант, если в парке один работающий посменно электрический трактор. Так, после 4-часовой рабочей смены в поле, остальное время суток он будет заряжаться. Если у Вас два электротрактора, то пока один работает, второй будет стоять на подзарядке.
Для сравнения, чтобы зарядить его от обычной 16-амперной зарядки понадобится приблизительно те же 27 часов. Возникает вопрос, какой смысл покупать однофазную станцию на 16А, если для зарядки аккумулятора достаточно переходного шнура? На самом деле, она более эффективна.
Почему лучше заряжать технику от станции, чем от розетки
От розетки любой аккумулятор будет заряжаться значительно дольше. Оговоренные 27 часов возможны только в случае, если она новая и выдает 3,7 кВт мощности (при целых 16А). Со временем в любой сети ослабевают контакты, изнашивается проводка. Обычно бытовая розетка выдает не больше 2,5-3 кВт, а реальная скорость зарядки того же «Эдисона» при этом составит от 34 до 40 часов.
Кроме того заряжать аккумулятор от станции более безопасно, чем от розетки. Дело в том, что литий-ионные батареи заряжаются неравномерно. Сначала быстро, а под конец — медленно.
Система контроля анализирует уровень емкости и под нее регулирует оптимальные характеристики зарядки. Это сохраняет базовую емкость и срок эксплуатации аккумулятора, а также увеличивает КПД.
Станция сохраняет не только аккумулятор, но и сеть. Она анализирует состояние проводки и выдает максимальные безопасные характеристики. К примеру, при зарядке от бытовой розетки по сети будет течь максимальный пропускаемый ток, от этого нагреется проводниковая жила, и в худшем случае оплавит изоляцию. Последствием такой аварии станет короткое замыкание.
Зарядная станция такой ситуации не допустит, и сохранит сеть от перегрузки, эксплуатируя ее в щадящем режиме.
На самом деле, шнуры-переходники для 230-вольтовой розетки были придуманы для «крайнего случая». Например, если аккумулятор сел в неподходящий момент, а поблизости нет пункта подзарядки. Заряжать постоянно напрямую от сети не рекомендуют даже производители.
Обратите внимание, чем больше мощность, тем быстрее заряжается АКБ. Чем больше киловатт, тем меньше времени необходимо для восстановления емкости.
Дело в том, что обычно тракторные бригады располагаются на окраине города или в сельской местности. Соответственно для них не проектировалась мощная силовая линия, так как часто за городом нет распределительных линий на такой объем электроснабжения. Да и в принципе, на обслуживание бригады не нужно много электричества, за исключением освещения и нескольких розеток для персонала. Вряд ли кто-либо раньше планировал, что здесь будет пункт подзарядки электротракторов.
Провести дополнительную силовую линию стоит огромных денег, да и не всегда реально, так как ближайшие распределительные энергоузлы могут быть перегружены. Тем не менее в такой ситуации недостаток легко превратить в преимущество.
Как за счет альтернативных источников энергии увеличить максимальную мощность сети
Обычно за городом дешевые земельные участки. Чем дальше они находятся от «цивилизации», тем дешевле будут стоить. Если выкупить небольшой участок и соорудить на нем солнечную электростанцию, Вы увеличите максимальную мощность сети и перестанете платить за электричество, так как будете пользоваться собственным.
Минимальная солнечная электростанция состоит из модульных панелей, инвертора, контроллера и АКБ, запасающих выработанную электроэнергию. Возникает вопрос, сколько нужно панелей, чтобы хватило для быстрой зарядки трактора.
Если брать сезонный период с марта по ноябрь, когда эксплуатируется сельхозтехника, то меньше всего производительность панелей в украинских широтах именно в ноябре. Например, в Киеве в этот месяц с 1 кВт мощности СЭС вырабатывается всего лишь 23 кВт*ч электричества. Это приблизительно 0,8 кВт*ч в сутки.
С ежедневной эксплуатацией трактора необходимо, чтобы солнечные батареи вырабатывали по 100 кВт*ч в день. Для этого Вам понадобится станция мощностью не менее:
100 кВт*ч / 0,8 кВт*ч/кВт = 125 кВт.
Учитывая, что в средняя мощность одной панели 275 Вт, для сооружения такой электростанции необходимо модулей:
125 кВт / 0,275 кВт = 455.
Площадь одной модульной панели — 1,63м 2 . Исходя из этого, для размещения всех панелей понадобится территория:
Всего лишь семь с половиной соток земли необходимо, чтобы разместить там СЭС снабжающую целую бригаду электротракторов.
В данном случае это максимальный проект, так как в летний период месячная производительность в 5-6 раз выше, чем в ноябре. К тому же, не выработанные киловатты для запитки зарядной станции, частично компенсируются из стандартной сети. В итоге, для ежедневной зарядки 1 легкого трактора достаточно будет СЭС на 50-70 кВт.
Почему СЭС в любом случае будет выгодной
Благодаря собственно выработанной электроэнергии, техника на электротяге не будет больше нуждаться в платной заправке. Вам не нужно будет хранить крупные запасы дизельного топлива и смазочных материалов на складе. Это сэкономит время и средства на обслуживание.
Кроме того, учитывая прогнозы о повышении цен на электричество почти на 20% в 2019 году и на столько же в 2020, со временем намного выгоднее будет пользоваться собственно выработанным электричеством, чем государственным. Но, это еще не все преимущества энергонезависимости.
Представьте, что посреди сезона Вам нужно зарядить трактор, а сеть обесточилась. На окраинах городов и в селах это случается достаточно часто. В итоге получится простой и отставание от графиков обработки поля. Солнечная электростанция компенсирует это электричество, и техника выйдет в поле своевременно.
Автономным электричеством Вы будете пользоваться только в сезон, когда техника будет в поле. Что же делать в зимний период?
Зарабатывать деньги по «зеленому тарифу». Чтобы солнечные панели не простаивали впустую, например, зимой или в промежутке полевых работ, продавайте произведенное электричество государству по завышенной стоимости. Тарифная ставка для предприятий: 0,15 €/кВт*ч для наземных и 16 €/кВт*ч для накрышных станций.
Порядок оформления «зеленого тарифа» отличается, исходя из мощности СЭС. Например, электростанция выше 30кВт считается промышленной и у нее более сложное юридическое оформление.
Таким образом, даже не в сезон Вы будете получать прибыль за каждый выработанный, но не потраченный киловатт и точно не останетесь в минусе. Обычно окупаемость таких СЭС составляет 5-6 лет, а срок эксплуатации больше 25 лет.
Чтобы солнечная электростанция работала долго и эффективно, покупайте оборудование у проверенных поставщиков.
Где лучше купить зарядную станцию и солнечные панели
Так как приобретенное Вами оборудование будет применяться в промышленных целях, оно должно отвечать высокому уровню надежности. Любой простой из-за поломок и ремонта выльется в убытки. Чтобы этого не допустить, не покупайте самое дешевое, что найдете. Высока вероятность, что его делают в Китае и качество оставляет желать лучшего.
Для покупки лучше обращайтесь к поставщикам с опытом работы с предприятиями. Обычно они уже знают в каком режиме будет эксплуатироваться та же зарядная станция или солнечный инвертор, и подберут подходящие модели.
Например, киевская компания «АксиомПлюс» уже 13 лет работает с предприятиями Украины. Они продают электрозаправочные станции, а также снабжают модульными панелями й инверторами промышленные и бытовые солнечные электростанции (СЭС).
Компания предлагает однофазные и трехфазные зарядные станции для электротранспорта от ABB (Швейцария) и Circontrol (Испания), обладающие высоким европейским качеством и надежность. Скоростные модели представлены португальским брендом Efacec. Благодаря повышению напряжения тока до 500В, выходная мощность на выходе составляет от 25 кВт до 50 кВт. С ней тот же ХТЗ-3512 Edison зарядится за час или полтора.
Если Вам понравился проект с солнечной электростанцией, компания предлагает:
- солнечные инверторы ведущих брендов Fronius, Huawei и LogicPower;
- модульные панели от всемирно известных производителей Amerisolar и Ja Solar;
- готовые решения СЭС.
Сотрудничать с одним поставщиком намного проще и выгоднее, так как при крупном заказе Вы получите скидку. Помимо реализации, компания еще занимается монтажом оборудования, так что Вам не нужно будет искать подрядчиков. Тем более никто не знает свой товар лучше, чем продавец, что гарантирует быструю и качественную установку.
Чтобы Ваша ферма действительно стала более экономичной и независимой, переходите на электротягу. Установив солнечные батареи, Вы будете пользоваться бесплатным и неиссякаемым электричеством, а продавая лишние киловатты государству, получите дополнительный источник прибыли.
Больше не придется тратить средства и время на обслуживание тракторов с дизельными двигателями, хранение крупных запасов топлива к ним и частым ремонтам из-за быстрой изнашиваемости деталей. Исходя из того, что все больше компаний заинтересованы в переводе сельхозтехники на электротягу, это только вопрос времени. Будущее сельхозтехники за электричеством, к нему осталось только сделать шаг.
Электротрактор «Беларус-3023»
В чем его преимущества перед своими «собратьями»?
На выставке «Агротехника-2009» в Ганновере ПО «Минский тракторный завод» был удостоен серебряной медали за разработку трактора «Беларус-3023» с бесступенчатой коробкой передач и электроприводом.
В настоящее время выпущено лишь несколько первых действующих прототипов трактора «Беларус 3023». В этой машине дизельный двигатель передает вращательное движение электрогенератору, работая в оптимальном по топливной эффективности режиме все время, а тяговый электродвигатель приводит в движение все четыре колеса. На тракторе использован стандартный задний мост, усилие на который передается тяговым двигателем. Между дизелем (6-цилиндровый двигатель по выбору от Detroit Diesel с 221 кВт/300 л.с. или от Deutz с 223 кВт/303 л.с.) и задним мостом, где у подобных машин расположены сцепление и коробка передач, у модели 3023 находится мотор-генератор и тяговый двигатель. Генератор вырабатывает электрический ток с напряжением 850 вольт, которое тяговым электродвигателем приводит в движение трактор со скоростью до 40 км/ч.
Электрическая трансмиссия создавалась совместно с российским электротехническим концерном ООО „Русэлпром-Электропривод». Специалисты признают, что она является будущим тракторостроения. В тракторе теперь на 40 шестерен, подшипников и 20 валов меньше. За счет этого, а также за счет оптимального управления дизелем, достигнуто уменьшение потребления топлива на 10—15 проц.
Коробка передач — бесступенчатая электромеханическая с электроприводом переменного тока 800 В. Два механических диапазона с фрикционными гидроуправляемыми муфтами обеспечивают диапазоны скорости движения до 20 и до 40 км/ч. К началу серийного производства этот редуктор планируется упростить до двух ступеней: одна — для полевых работ, вторая — для транспортных.
Длина трактора — 640 см, ширина — 263 см, высота — 325 см, база — 326 см. Порожний вес 12500 кг, максимально допустимая масса 18 т, полезная нагрузка 5 500 кг. Шины в основной комплектации: передние — 540/65 R 30, задние — 580/70 R 42.
Работать с бесступенчатой электромеханической коробкой передач просто. Направление движения выбирается рычагом с правой стороны приборной панели: это возможно даже во время движения. Диапазон движения переключается маленьким рычагом, расположенным справа на боковой панели управления: до 20 или до 40 км/ч. Остается нажать на педаль хода — двигатель увеличивает обороты, чтобы произвести необходимый для тягового электродвигателя ток и начинать работу. Например, с плугом, без привычного уменьшения частоты вращения вала двигателя. Держа ногу на педали, вы можете регулировать рабочую скорость движения. Нажатием кнопки на большом рычаге хода справа — выбирать режим движения, задающий желаемую максимальную скорость, которую трактор должен обеспечивать во время работы.
Маленький джойстик «реверса» справа от панели приборов служит для включения заднего хода, на заднем плане внизу — педаль акселератора. В кабине слева на мониторе показывается скорость движения (заданная и фактическая) и указано число оборотов двигателя. Внизу расположены индикаторы температуры охлаждающей жидкости и напряжения в блоке силовой электроники. Небольшая рукоятка справа переключает группы, через кнопки на рычаге включаются режимы («педаль» или «рычаг»), настраивается скорость движения и степень ускорения.
В качестве опции можно приобрести автономную станцию электроснабжения, которая приводится от трактора и поставляет 380 В. Предлагаются также переднее навесное устройство и электромеханический передний ВОМ с максимальной мощностью 60 кВт, который управляется независимо от частоты вращения вала двигателя. Вспомогательные механизмы его, такие как генератор, на сегодняшний день имеют традиционный привод, но к началу серийного выпуска должны будут тоже приводиться от мотор-генератора. При этом такие функции, как «активная стоянка» (не стояночный тормоз), т. е. удержание трактора на месте с возможностью управления в этом режиме оборотами двигателя от педали и система ведения на разворотной полосе (также для модели «Беларус-3022»), уже реализованы.
Несколько предсерийных моделей тракторов «Беларус-3023» с бесступенчатой электромеханической трансмиссией переданы сельхозпредприятиям Беларуси, за их эксплуатацией осуществляется контроль производителем. Стоимость нового трактора пока на 20 проц. выше, чем модели «Беларус-3022» с гидромеханической коробкой передач. В перспективе планируется создание моделей «электрических» тракторов мощностью до 110 кВт, а также — свыше 220 кВт.
Александр КЛОЧКОВ, заведующий кафедрой сельскохозяйственных машин УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», доктор технических наук, профессор
Электрический трактор
Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.
Всем доброго времени суток. Месяцев 6 назад наткнулся я на статью об электрическом тракторе который применялся в 60-х годах в СССР Есть у меня одна хорошая задумка но не хватает материала. Большая просьба всем кому что либо известно об таком Электрическом тракторе написать мне в личку или в теме. Интересует любая информация вплоть до покупки оставшехся частей этого трактора. Также буду благодарен о любой информации об этом чуде технике.
Спасибо всем кто откликнется
Одно только помню. Песня была – пел под гитару мой сослуживец и земляк Матвей Катыхин. Когда ехали солдатами на уборку хлебов в Казахстан.
“Нам электричество пахать и сеять будет. И нефть нам электричество из недр земли добудет”. Вспомнил друга, благодаря Вашей теме.
В свое время тоже хотел сделать чтото подобное , только я хотел усилить привод трактора с прицепом , установить на прицеп вместо оси задней ведущий задний мост с грузовика и подключить к нему электромотор а на сцепку трактора генератор и когда едиш гружоным по лесу по бездорожю уключаеш генератор и прицеп помогает .
вот видите какая полезная тема))))
то что я описывал выше работало по другому а ваш вариант не сильно рентабелен хотя как вспомогатель кратковременый вполне ничего
то что я описывал выше работало по другому а ваш вариант не сильно рентабелен хотя как вспомогатель кратковременый вполне ничего
Да напряжение 220 – 380 опасно для жизни . Трактор работает в сирости , грязь осень . С электричеством шутки плохи .
вот видите какая полезная тема))))
Для трактора с периодической эксплуатацией,затея не очень,а вот для автомобиля.
Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться.
-Марк Твен
Также буду благодарен о любой информации об этом чуде технике.
А почему бы не использовать принцип работы русского изобретателя Шкондина. В инете есть много роликов с его действующими образцами. На сколько я помню, то он говорил о электродвигателе с КПД 100%.
Тему считаю интересной и перспективной. Интересне опыт чехов, котрые сделали что то вроде мотоблока(электротачки).Но считаю более прспективным сейчас не трактор, а какой либо обслуживающий механизм, который работает периодически.
Просчитывал проект по применению электротележки для раздачи корма в коровнике. За счет сужения кормового стола вся схема окупается за 1,5 года
В идеале считаю перспективной разработку самоходного кормораздатчика на электротяге. Те же плюсы- работает не полный рабочий день, отработал 3 часа, зарядили. Можно делать небольшой и это будет оправданно. Вел переговоры с двумя компаниями по производству кормораздатчиков, но не заинтересовались.
И может быть интересным дельта скрепер не на тросе, а с встроенным аккумулятором. С удовольствием подключусь к тем, кто ее будет раскручивать
перов николай,исполнительный директор союза сыроваров России, технолог по работе с молочным и мясным скотом
смотрите видео https://www.youtube.com/channel/UCWGaM1WCW5t1oAdiSEjTb2Q
КПД тяговых электродвигателей ,достигает 95%,а 100% не может быть в любом случае.Даже воздух гонять ротором и то расход энергии будет. dread
Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться.
-Марк Твен
КПД тяговых электродвигателей ,достигает 95%,а 100% не может быть в любом случае.Даже воздух гонять ротором и то расход энергии будет.
Наверно не так я выразился. В одном из роликов он говорил, что у него есть разработка электродвигателя, который сам будет посредством генератора заряжать аккумулятор, тоесть зарядка от внешнего источника не нужна. К сожалению не смог сейчас тот ролик найти в инете. И тяга его колесо-мотора указывается очень большим значением (там есть видео как он инвалидным креслом тянет микроавтобус).
Наверно не так я выразился. В одном из роликов он говорил, что у него есть разработка электродвигателя, который сам будет посредством генератора заряжать аккумулятор, тоесть зарядка от внешнего источника не нужна. К сожалению не смог сейчас тот ролик найти в инете. И тяга его колесо-мотора указывается очень большим значением (там есть видео как он инвалидным креслом тянет микроавтобус).
Да лапши всякой в инете хватает.Ведь не секрет,что инвалидное кресло потянуть микроавтобус может только с горки,да о чём я, своими руками,я смогу толкать микроавтобус.Сам себя заряжает Это тоже,что сам себя жрать и выглядеть неплохо.
Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться.
-Марк Твен
двигателя с таким кпд не существует в природе)))))
на днях наткнулся в старом журнале ЮТ на схему кормораздатчика который придумали пионеры довольно неплохо придумано а с приминением новых технологий должно получиться неплохо попробую найти сылку на журнальный архив и скину вам ради интереса
Наверно не так я выразился. В одном из роликов он говорил, что у него есть разработка электродвигателя, который сам будет посредством генератора заряжать аккумулятор, тоесть зарядка от внешнего источника не нужна. К сожалению не смог сейчас тот ролик найти в инете. И тяга его колесо-мотора указывается очень большим значением (там есть видео как он инвалидным креслом тянет микроавтобус).
Что то уж очень смахивает на Вечный двигатель, а это подтверждается практикой, не очень правильное мнение Удачи
У нас в медодичке когдато проскакивал гибрид лтз и балканкары, работало сие чудо на територии хозяйстваи вполне успешно , даже граффики окупаемости и и соотношения затрат энергии в рублях
единственное такой трактор должен быть всё время загружен , дабы батареи просто так не стояли , иначе и из строя выйдут всё рано и не окупяться
Вот видео с YOTUBE американский трактор Allis-Chalmers G 1948-1955 годов выпуска переделаный на электротягу от акумуляторов.
Да лапши всякой в инете хватает.Ведь не секрет,что инвалидное кресло потянуть микроавтобус может только с горки,да о чём я, своими руками,я смогу толкать микроавтобус.Сам себя заряжает Это тоже,что сам себя жрать и выглядеть неплохо.
По этому поводу есть ролик пятичасовой вот там и есть кадры, как коляска трогается с места с автобусом на аркане.
В полеты на луну тоже не верили.
В полеты на луну тоже не верили.
И многие здравомыслящие люди,не верят по сей день.
Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться.
-Марк Твен
И многие здравомыслящие люди,не верят по сей день.
Удачи в поисках.
Спасибо, Тема про электротрактор,я не против,но что бы сам себя заряжал..извините,подобного бреда ,с вечным двигателем,в инете полно.
Ведь не секрет,если бы я изобрёл такой двигатель,то непременно ездил бы на нём и никакой чубайс мне не помешал бы.
Ну а про луну и прочие достижения,может вы также верите,что человек произошёл от обезьяны,ведь эта ТЕОРИЯ! будоражит умы многих учёных.
Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться.
-Марк Твен
Доброго дня! Есть тема-электровелосипеды. Один автор сделал мототачку из кротика. Я к чему. Если на тачку поставить скутерное моторколесо скажем в киловатт-будет по мойму интересно.
У чехов есть готовое решение, 450ватт, куча навесного оборудования, желающим вышлю ссылку на сайт. Прикольная штучка. Пытались завести их на Россию, через нас не получилось. Не знаю, есть они сейчас на выставке или нет. Цена в пределах 15 000 рублей.
перов николай,исполнительный директор союза сыроваров России, технолог по работе с молочным и мясным скотом
смотрите видео https://www.youtube.com/channel/UCWGaM1WCW5t1oAdiSEjTb2Q
Ведь не секрет,если бы я изобрёл такой двигатель,то непременно ездил бы на нём и никакой чубайс мне не помешал бы.
В се бы так, но чтобы идею воплотить в металле нужна определенная сумма денег (больших!!).
Я не видел ни одной записи в интернете, о том как ученые “думают” об сельском механизаторе.
В уважаемой мной Японии, создан мотоцикл по системе украинского конструктора, так он работает без всякого вида топлива. Стоимость этого мотоцикла на наши 60000 руб. А выпускать его не будут. Причину надеюсь объяснять не нужно. Цена мотоцикла с бензиновым ДВС несравнимо больше- раз в пять. Ссылки на ролики дать не могу, незнаю как. В компе я начинающий пользователь. Извините за уход от темы.
В се бы так, но чтобы идею воплотить в металле нужна определенная сумма денег (больших!!).
Я не видел ни одной записи в интернете, о том как ученые “думают” об сельском механизаторе.
В уважаемой мной Японии, создан мотоцикл по системе украинского конструктора, так он работает без всякого вида топлива. Стоимость этого мотоцикла на наши 60000 руб. А выпускать его не будут. Причину надеюсь объяснять не нужно. Цена мотоцикла с бензиновым ДВС несравнимо больше- раз в пять. Ссылки на ролики дать не могу, незнаю как. В компе я начинающий пользователь. Извините за уход от темы.
Так мне кажется,что если воплощать подобные идеи ,то реально не останется времени и сил на полезные воплощения.
Почему я так считаю? Потому,что без топлива невозможно передвигаться,неважно какого топлива,но оно нужно.В природе нет такого примера,где что-то вращается без энергии.
Ссылки на ролики дать не могу, незнаю как. В компе я начинающий пользователь
Ссылку разместить легко,нужно выделить в адресной строке браузера адрес,скопировать его и вставить здесь в текст.
Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться.
-Марк Твен
Сделано в СССР: как советские инженеры разработали электрические трактора
Советские электрические трактора: невероятные технологии советских инженеров.
Ленин, создав СССР и электрифицировав всю страну, конечно, не планировал буквально все подключить к сети. Но его ученики и последователи думали иначе. Изучая архивные документы, можно найти в нашей советской истории странную попытку электрифицировать поля в стране. Это история нашего инженера А.В. Пичака и советских электромоторов.
После окончания Второй мировой войны почти сразу в мире началась космическая гонка. Сэм и Джо (так венгерский математик Пол Эрдос назвал США после Рузвельта и Советский Союз – после Иосифа Сталина) хотели иметь машины и армию в космосе для доставки ядерных ракет на орбиту Земли. И долгое время наша страна в этой гонке была впереди. Мы запустили первый спутник, отправили первого человека на орбиту Земли. В итоге Запад начал бояться нашу страну. И все это благодаря нашим достижениям. Нас боялись за неожиданные прорывные технологии и за смелые идеи. Именно это и задумывалось нашими лидерами коммунистической партии.
В те годы Запад абсолютно не знал о недостатках советских инноваций и инжиниринга. Если бы знал, страх был бы меньше, так как, несмотря на наши смелые идеи, при реализации технологий у нас было много проблем. В первую очередь страдало качество. Тем не менее страна, где в магазинах висела одинаковая одежда, где в обувном магазине могла продаваться одна модель обуви, где люди покупали товары затем, чтобы их обменивать, где торговля из-под прилавка была второй экономикой СССР и где пустые полки в магазинах заполняли горчицей, создала огромное количество невероятной техники и спроектировала немыслимые вещи, которые находятся за гранью обычного понимания.
Запорожцы, Волги, УАЗы, КамАЗы, Жигули, ЗиЛы, самолеты, танки и т. д. – все, что вы знаете об отечественных автомобилях и тяжелой технике во времена СССР, будет восприниматься как рассказ перед сном, как только вы познакомитесь с изобретением инженера А.В. Пичака: электрическим трактором, который был разработан для использования в сельском хозяйстве нашей страны.
Заметьте, речь идет не об электрической газонокосилке для дачи, а о мощных тракторах для работы в полях. Но зачем нужно было тратить много денег и сил для того, чтобы создать электрический трактор, когда в полях без проблем выполняли свою задачу обычные трактора, работающие на двигателе внутреннего сгорания?
Дьявол, как обычно, кроется в деталях. Мы знаем, что у Ленина была идея максимально электрифицировать сельское хозяйство. Судя по всему, Сталин подхватил эту идею. Инженеры изобретали для сельского хозяйства различную технику и инструмент, работающий на электричестве.
И надо признать, у наших инженеров получалось создавать удивительные проекты, которые поражали весь мир. Правда, во многом эти успехи стали возможны благодаря… страху. У инженеров и конструкторов в те годы не было возможности сказать «нет» или «уйти» из проекта.
Рисунок 1: тележка транспорматор
Все рабочие места в стране контролировались государством, а секретные службы КГБ выявляли среди рабочего класса саботажников, из-за которых какой-то проект стал неудачным. Обычно в этом случае быстро находили ответственных за капиталистический саботаж. И в государственной измене могли обвинить любого, а потом отправить в Сибирь или приговорить к расстрелу. Естественно, в такой атмосфере боязни наша страна реально достигла невероятных достижений.
Именно поэтому инженеры не стали откладывать в долгий ящик заказ государства и в короткие сроки начали создавать электрические машины для колхозов и совхозов. Самая первая идея заключалась в том, чтобы поставить по двум сторонам поля столбы и натянуть между ними две лебедки, подавая на них электричество. Между столбами планировалось запустить плуг, который будет перемещаться взад и вперед, питаясь от электричества.
Вы не поверите, но даже были созданы прототипы такой техники. Но огромная неэффективность этого метода была очевидна даже без испытаний. В том числе это понимали и руководители. Поэтому было принято решение разработать электрический трактор.
Рисунок 2: прототип первого электротрактора
Вы, возможно, задаетесь вопросом, как можно привести в действие тяжелую машину с асинхронным тяговым двигателем мощностью 70 кВт, который предназначен для вспашки четырех гектаров поля в день без остановки с помощью аккумулятора? Расчеты показали, что электрическому трактору для выполнения повседневных задач потребовался бы огромный аккумулятор. Для того чтобы вспахать 4 гектара поля, нужен был аккумулятор невероятных размеров: 10 тонн серной кислоты и тяжелых металлов, что было в те годы невозможно, неразумно и очень дорого.
Поэтому было принято решение для питания электротрактора использовать энергию электросети – в буквальном смысле. Российские конструкторы и инженеры взяли кабель и подключили трактор к электрической сети. А если точнее, инженеры подключили кабель трактора к высоковольтной линии электропередачи 6 кВ.
Трактор оснащался огромным трансформатором, который вырабатывал напряжение, необходимое для питания электромотора. Это была невероятная технология для тех лет. Это было даже безумней, чем кажется. Инженеры Орловского машиностроительного завода изготовили около десяти первых испытательных электротракторов (на фото выше). После этого первые трактора вывели в поле для тестирования. Тесты оказались успешными. Конструкторы обнаружили, что электрический трактор имеет множество преимуществ:
Рисунок 3: Трактор VIME-4-500
- 1. Нет необходимости в использовании бензина.
- 2. Электродвигатель прост в установке, запуске и управлении.
- 3. Электродвигатель может быть нагружен в 2,5 раза больше, чем двигатель внутреннего сгорания.
- 4. Потребляемая мощность электромотора пропорциональна рабочей нагрузке, в то время как двигатель внутреннего сгорания потребляет вдвое больше топлива при перегрузке всего лишь в 1,25 раза.
- 5. Нет необходимости в заправке и в использовании воды для охлаждения двигателя.
- 6. Зимой электрический двигатель можно было легко снять и использовать для питания стационарных машин.
- 7. Использование электрического трактора способствует повышению эффективности работы электростанций.
- 8. Не нужно перевозить топливо в сельскую местность по железной дороге.
Была выявлена только одна важная проблема: огромный трос (кабель), который хранился на седлообразном ящике сзади трактора, тянулся за трактором, что могло повредить посевы. Да-да, применение кабеля реально повреждало посевы. Также этот кабель, скорее всего, влиял в худшую сторону на производительность. Ведь трос нужно было поправлять и перемещать.
Поэтому конструкторы решили снять с трактора трансформатор и подать на трактор низкое напряжение. Это позволило использовать более легкий кабель, а также спроектировать кабельный механизм для предотвращения перемещения и запутывания кабеля, который мог повредить посевы.
Низковольтное питание обеспечивалось путевым трансформатором «Рибалко» (фургон-тележка с штанговым токоприемником, в котором находился сам трансформаторный блок). Эту тележку с трансформатором устанавливали под линиями электропередачи (рис. 1).
По замыслу инженера А.В. Пичака, трактор имел большой барабан для кабеля (с отдельным мотором для намотки кабеля в случае необходимости) с длинным рычагом сверху, позволяющий легко укладывать кабель, предотвращая его падения на трактор и от запутывания на поле.
Рисунок 4: Трактор VIME-4-1000
Длина кабеля, встроенного в трактор, была около 760 метров. Поэтому неудивительно, что потери мощности на трансформаторе и в кабеле составляли около 30%. Но экономическая сторона эксплуатации никогда не была коньком нашей страны. Так что конструкция электротрактора прошла дальнейшие испытания. В итоге на свет появились серийные версии рабочих тракторов VIME-4-500 и VIME-4-1000 (рис. 3 и 4).
Согласно расчетам, советские инженеры намеревались экономить 30,6 тонны топлива при использовании 1,4 тонны меди ежегодно (для электропроводки).
Был, однако, один незначительный вопрос: логистика. Как вы можете себе представить, тракторы были ограничены рабочим радиусом 760 метров. То есть, подключив трактор к трансформаторной тележке, можно было обрабатывать поле только вокруг тележки на расстоянии не более 760 метров.
Но для нашей страны в те годы это не было препятствием. Для обработки большего участка к одному трансформатору подсоединяли два трактора.
Также была разработана специальная схема перемещения двух тракторов, которая обеспечивала безопасность и максимальный охват обработки земли.
Правда, как вы уже поняли, для обработки полей нужно было, чтобы через каждые 1500 метров шла линия электропередачи. Это, кстати, самая главная проблема, которая могла стать одной из ключевых для отказа от проекта производства электрических тракторов. Причем эту проблему не могли не видеть еще в самом начале, когда только начинали разрабатывать этот проект. Ведь в те годы линий электропередачи (да что там говорить, и сегодня встречаются огромные территории, где рядом нет электролиний).
Так зачем тогда в те годы тратились государственные деньги, когда, во-первых, подобные трактора были не совсем экономически выгодными, а во-вторых, их нельзя было массово использовать из-за отсутствия развернутой электросети?
И руководство проекта, и лидеры партии, по чьей инициативе появился на свет этот проект, все прекрасно понимали. Но тем не менее они дали добро на запуск этого проекта, потому что так в свое время хотел Ленин. В общем, как завещал всеми горячо в те годы любимый вождь.
Но в итоге наши власти отказались от проекта. Самое интересное, что нет никаких следов о нем, нет объяснения, что послужило истинной причиной отказа от идеи. Хотя в годы СССР это было распространенной практикой – отказываться от государственного проекта, как будто его никогда не было. Но это неудивительно. Как и сегодня, говорить о неудачах страны было не принято. Тем более что в ту эпоху можно было сообщать народу только положительную информацию. Такое было время, когда пропаганда и промывка мозгов были завязаны только на успех.
Тем не менее в некоторых библиотечных архивах сохранилась информация об этом удивительном проекте нашей страны – создание электрических тракторов. Мы не знаем, чем эта история закончилась. Жаль. Надеемся, что инженеры и ответственные за проект в итоге не оказались в застенках Лубянки и не закончили свою жизнь в лагерях Сибири.