Виды и устройство фрезы для мотоблока МТЗ

Фрезы, культиваторы и бороны для МТЗ. Модели от производителя. Самодельные устройства

Фрезы для МТЗ

Фрезы на мотоблоке МТЗ являются одними из самых эффективных устройств для вспашки почвы после зимы, прополки сорняков, взрыхления земли и перемешивания удобрения с грунтом. Особенность конструкции позволяет эффективно вспахивать влажную землю.

При обработке почвы фрезой, создается однородность почвы, а верхний плотный слой перемешивается с нижним, влажным. Основным назначение фрез является взрыхление, поэтому на уже обработанной почве результат будет малозаметен, а выполнение работ не эффективным.

Модели от производителя

Минский тракторный завод занимается выпуском не только техники, но и дополнительного оборудования для нее. Официально представленной почвофрезой для МТЗ 09Н является модель ФР-00.010. На фото видно, что выполнена она в классическом стиле с саблевидными ножами. Достоинством является то, что может вспахивать землю под уклоном до 10°. Ножи расположены в закрытом коробе, который предохраняет оператора от вылетающих комьев грязи.

Производство в филиале МТЗ, который расположен в г. Сморгони, поэтому устройства еще имеют название сморгонские. Универсальность конструкции, проверенной многолетним использованием потребителей, доказывает, что форма ножей является оптимальной для наиболее эффективного перемешивания верхних и нижних слоев почвы.

Фрезеровка почвы мотоблоком Беларус-09Н МТЗ фрезой ФР-00010

Достоинства фрезы ФР-00010

  • Универсальные ножи, длинной 12 см;
  • Крепкий корпус сморгонской почвофрезы предотвращает разлетание комьев земли;
  • Компактные размеры и вес 50 кг;
  • Скорость мотоблока с подобным навесным оборудованием составляет 2-3 км/ч.
  • Предусмотрена возможность регулирования ширины фрезы путем добавления или убирания составляющих конструкции.

Аналоги от сторонних производителей

На сельскохозяйственном рынке представлены альтернативы ФР-00010, однако при покупке, необходимо обратить внимание на возможность совмещения с мотоблоком МТЗ-09Н. Подобный вариант был разработан и успешно выпускается на Лидском механическом заводе в г. Лида. Соответственно название получил в народе – лидская фреза.

Все рабочие характеристики совпадают с фирменной фрезой ФР-00010, но длина ножей несколько меньше и составляет всего 8 см.

Самодельные устройства

При наличии необходимого инструмента и материалов изготовить почвенную фрезу самостоятельно достаточно просто. А главным ее достоинством является то, что затраты на нее гораздо меньше, чем на покупку новой. Причем качество сборки будет зависеть от усилий, приложенных мастером.

Конструкция почвенной фрезы простая, а ее сборка не представляет сложности. На фото схематически изображены все необходимые элементы.

Помимо фрезы с ножами сабельной формы, существует модификация, которая называется «гусиные лапки». Модель относительно новая, но также пользуется успехом. Отличием является внешний вид, где на концах ножей прикреплены небольшие пластины, внешне напоминающие лапки. Они-то и производят рыхление, зацепляя почву. На сельскохозяйственных форумах умельцы рассказывают, как и из чего можно собрать фрезы.

Ниже представлен видео обзор работы с самодельной почвофрезой

Видео обзор

Ниже представлены видео обзоры по сборке фрезы

Видео обзор, демонстрирующий вспахивание огорода с помощью фрезы

Отзывы владельцев

Ниже представлены отзывы владельцев о работе на мотоблоке с фирменными фрезами

Геннадий:

Почвофреза покупалась одновременно с мотоблоком для проведения вспашки на участке. Отличная конструкция, которая со временем не претерпевала значительных изменений. Ломаться тут нечему, поэтому работаю уже который год.

Михаил:

Для работ на целине почвофреза не подходит однозначно. Мотоблок прыгает и не желает врезаться в землю. Но для мягкой и влажной почвы это устройство является идеальным. Поэтому я сначала прохожусь по огороду плугом, а потом уже разравниваю фрезой.

Культиваторы и бороны для МТЗ

Использование культиваторов и борон целесообразно в том, случае, если вы хотите подготовить огород под посев сельскохозяйственных культур. С помощью культиватора для мотоблока МТЗ 09Н можно выполнять следующие работы:

  • Выкапывать сорняки;
  • Перемешивать слои почвы;
  • Взрыхлять и разравнивать слои почвы;
  • Подготавливать почву к посадке;
  • Смешивать почву с удобрениями;
  • Боронить участок;
  • Проводить обработку земли по окончанию сбора урожая.

От производителя

Отличным решением для проведения подготовительных работ на участке является приобретение навесного оборудования от Сморгонского завода, которое представляет собой культиватор и борону в одной модели. Официальное название КБ-00.000.

Среди особенностей универсального культивирующего устройства можно обозначить следующие:

  • Компактные размеры, составляющие д*ш*в 60*160*50 см.
  • Благодаря тому, что ширина захвата может варьироваться от 80 до 150 см, владелец может настраивать оборудование по необходимости. Переставлять ножи можно исходя от назначения работ.
  • Глубина погружения в землю также регулируется, а диапазон составляет от 3 до 10 см.
  • Благодаря наличию универсальной сцепки, навесное оборудование легко устанавливается на мотоблок.
  • Универсальная конструкция, которая эффективно справляется с поставленными задачами.

Аналоги от сторонних производителей

В качестве альтернативы фирменному культиватору можно приобрести устройство от другого производителя. Например, подходящей моделью может стать борона от Херсонской компании «Механический завод». Она подходит к мотоблоку МТЗ и называется БР1-2.

По внешнему виду борона БР напоминает КБ: 2 ряда острых зубьев. Однако глубина боронования будет небольшой всего 2 см, так как зубья не глубоко погружаются. Таким устройством хорошо волочить землю и ровнять поверхность. Вес конструкции небольшой и составляет всего 15 кг, благодаря использованию качественных, но легких материалов. Мотоблок с такой бороной может развивать скорость до 4 км/ч.

Самодельные устройства

Если обратить внимание на сельскохозяйственные форумы, то можно заметить, что владельцы мотоблоков не желают тратиться на приобретение культиваторов, а делают их своими руками. Конструкция бороны настолько проста, что ориентируясь только на представленные схемы и чертежи можно самостоятельно разобраться что к чему крепить.

Берется стальная трубка и из нее сваривается рама. При помощи крепежных элементов к раме крепятся штыри. Специалисты, которые опробовали в деле эту конструкцию, утверждают, что сваркой лучше не пользоваться, так как конструкция быстро развалиться. Использовать желательно именно болты.

При выборе металла надо учитывать, что он будет постоянно находиться во влажной среде, поэтому подвергнется коррозии. Следующим шагом будет подсоединение к раме трубы для сцепки. Ее можно приварить. Как видно, конструкция проста и не требует много усилий для создания. Поэтому сделать ее может каждый.

Видео обзор

Видео обзор фирменного культиватора КБ-00000 в сравнении с самодельным

Следующий видео обзор демонстрирует самодельный культиватор и работу с ним

Отзывы владельцев

Многочисленные владельцы в своих отзывах рассказывают о преимуществах использования культиватора-бороны для подготовки земли под посадку.

Вениамин:

Купил мотоблок с двумя сцепками, к которым подсоединяю борону и плуг. В этом случае значительно экономиться время, так как сначала плугом земля взрыхляется, а потом культиватор-борона разбивает гребни и ровняет поверхность. Я борону покупал, так как сам сделать не захотел, да и времени нет. Ничего плохого сказать не могу. Сварка держит, все крепления затянуты хорошо.

Иван:

Не могу отнести себя к слабакам, но управляться с 150 кг мотоблоком МТЗ тяжело. А когда цепляю навесное оборудование, то совсем сложно. Вспахивает хорошо, но если б можно было что-то изменить, то взял бы мотоблок полегче.

Обзор фрез, культиваторов, бороны для мотоблоков МТЗ

Фрезы

Фрезы используются в весенний период для вспашки, удаления с поверхности земли сорняков, разрыхления почвы и равномерного распределения удобрений.
Рекомендуется использовать на тех участках, где была образована корочка на поверхности после зимы, а внизу расположена земля повышенной влажности. Во время своей работы почвофреза ее перемешивает и создает однородность. В первую очередь она выполняет рыхление, поэтому не рекомендуется использовать фрезы на уже рыхлых почвах.

От производителя

На официальном сайте производителя МТЗ-09Н представлена одна почвофреза ФР-00.010

Это классическая саблевидная почвофреза, которая способна выполнять работы на любой местности с уклоном до 10°. Производится она МТЗ ЗАЗ в г. Сморгони. Поэтому в народе еще называется сморгонская.

Ее конструкция была проверена годами, и доказано, что такой вид ножей является самым надежным и эффективным для взрыхления почвы.

Особенности фрезы ФР-00.010

  • Длина ножей составляет 12 см, этого более чем достаточно для качественной обработки поверхности;
  • Благодаря защитному корпусу земля от сморгонской фрезы не разлетается в разные стороны, а остается на месте;
  • Вес ФР-00.010 составляет 50 кг;
  • При работе с тяжелыми почвами скорость мотоблока МТЗ-09Н с установленной почвофрезой составляет около 2 км/ч, при обработке легких участков увеличивается до 3 км/ч;
  • Ширину рабочей поверхности можно регулировать путем установки дополнительных ножей для сморгонской фрезы. В стандартном варианте их 4, но можно установить 6.

Аналоги

Если Вас не устраивают характеристики предыдущих почвофрез, то можно посмотреть на аналоги других производителей, и что они предлагают. Но стоит учитывать совместимость с мотоблоком МТЗ-09Н.

Одним из таких вариантов является лидская фреза ФНМ-1. Производится она на ОАО «Лидском литейно-механическом заводе».Этот завод славится своей надежной продукцией еще с советских времен. Ее технические характеристики идентичны с ФР-00.010. Но вот только меньшая глубина обработки. Она составляет всего 8 см.

Самодельный вариант

Для мотоблоков МТЗ-09Н можно изготовить почвофрезу самостоятельно. Для этого необходимо немного материалов и труда. Она обойдется намного дешевле, нежели покупать готовую. Но и надежность ее будет также ниже.

Кроме стандартной саблевидной фрезы, существуют еще «гусиные лапки». Это более новая модель, работающая при помощи стальных стержней, на конце которых установлены специальные пластины в виде лапок, которые подбирают и рыхлят почву.

Самодельные фрезы для мотоблока МТЗ

На форумах есть большое количество различных советов, как лучше собрать, какие материалы использовать, как соединять и т.д.

Видео обзоры

Работа мотоблока Беларус МТЗ-09Н фрезой ФР-00010

Работа мотоблока Беларус МТЗ-09Н лидской фрезой ФНМ-1

Отзывы

Вот несколько отзывов с этих форумов о работе мотоблока МТЗ-09Н с фрезами.

Георг:

«Несмотря на все минусы, сморгонская продукция имеет один огромный плюс – имя. Их оборудование способно работать в самых тяжелых условиях десятилетиями. От начала своего производства и до сегодняшнего дня никаких существенных изменений не произошло. В интернете есть большое количество объявлений о продаже запчастей и всевозможных руководств по ремонту и замене запчастей.»

Автолюбитель:

«У меня целина и фреза с ней справлялась с трудом. Проскакивает и все. Правда, у меня суглинок с известняком. И обрабатывать ее надо только плугом изначально, а потом фрезой. Ведь ямы под плодовые деревья я при помощи лома выкапываю»

Культиваторы и бороны

Культиватор-борона считается высокоэффективным оборудованием для мотоблока МТЗ-09Н. Она выполняет подготовительные работы при посадке сельскохозяйственных культур. В частности культиватор-борона для мотоблока МТЗ-09 позволяет: взрыхлять и выравнивать верхний слой почвы, выполнять подготовительные работы перед посадкой, убирать корень сорняков, удобрять почву, делать боронование, обрабатывать землю после сборки урожая.

От производителя

Сморгонский завод предлагает своим клиентам сразу два в одном: культиватор и борону. Это конструкция называет КБ-00.000.

Особенности культиватора-бороны КБ-00.000

  • Ее размеры составляют 60 см в длину, 160 см в ширину и 50 см в высоту;
  • Ширина захвата может варьироваться от 80 до 150 см. Благодаря этому можно настроить культиватор-борону для мотоблока МТЗ в необходимом диапазоне работы. Если нужно выполнять более точное боронование между деревьями или кустарниками, то ножи ставятся рядом, а если более объемные работы, то дальше;
  • Глубину проникновения культиватора можно регулировать в диапазоне от 3 до 10 см;
  • Очень высокая производительность, с его помощью можно обрабатывать порядка 6000 м 2 /ч;
  • Устанавливается культиватор на мотоблок МТЗ с помощью универсальной сцепки. Она позволяет надежно закрепить его на весь период эксплуатации;
  • Это простая конструкция, работа которой проверена временем. В нее нет ничего лишнего, но в то же время она прекрасно справляется с поставленной задачей на любых грунтах, будь то глинистые или твердые.
Читайте также:  Запасные части к тяжелым мотоблокам

Обзор культиватора-бороны КБ-00.000 для мотоблока МТЗ

Аналоги

Херсонская компания ОАО «Механический завод» предлагает свой вариант бороны для мотоблока МТЗ — БР1-2.

Особенности бороны БР-00.000

  • Это борона аналогично с КБ-00.000 имеет два ряда зубьев. Но глубина обработки у нее меньше, всего 2 см. Этого достаточно для работы со средними участками. При работе с большими площадями использовать ее не рекомендуется.
  • Это легкая конструкция, вес которой всего 20 кг. При изготовлении бороны БР 1-2 для мотоблока МТЗ использовались качественные материалы и комплектующие, что позволяет не допустить механические повреждения.
  • При агрегации бороны с мотоблоком МТЗ возможно проводить работы со скоростью до 4 км/ч.
  • Размеры этой бороны меньше, чем у КБ -00.000, и составляют 29 см в длину, 165 см в ширину и 40 см в высоту.

Самодельный вариант

Совсем не обязательно покупать культиватор с завода, можно изготовить его самостоятельно. Для этого необходимо немного материалов и труда. Ведь конструкция культиватора проста, и справиться с ее изготовлением сможет любой человек, кто хоть немного умеет обращаться с металлом.

Для изготовления культиватора достаточно взять стальную квадратную трубу. Соорудить из нее раму, а потом при помощи болтов подсоединить штыри, которые будут входить в землю. Рекомендуется использовать именно болтовое соединение, поскольку сварка не так практична, и в случае попадания каких-либо посторонних твердых предметов штырь может обломиться.

Важным элементом является то, чтобы металл был невосприимчив к коррозии. Потому что ему предстоит работать с повышенной влажностью.

Далее к раме приваривается труба для сцепки Г-образной формы и делаются соответствующие отверстия для сцепки. Это несложные шаги, которые позволят сделать культиватор своими руками

Видео обзоры

Обработка земли мотоблоком Беларус МТЗ-09Н с культиватором

Отзывы

Вот несколько отзывов с форумов касательно работы культиваторов с мотоблоком МТЗ.

Виктор:

«У меня мотоблок с двигателем Хонда. И важным нюансом является наличие 2 сцепок на мотоблоке. И можно настроить одну из них под борону, другую под плуг. На других мотоблоках представлена одна сцепка и при работе в поле для их замены нужно было большое количество сил и времени. А сейчас достаточно снять палец, вытащить плуг, установить борону, поставить палец на место. Все! Не нужно носить с собой целый набор ключей и отверток. Когда я приобретал мотоблок, то вместе с ним еще предлагали купить почвофрезу. Но тогда финансово не потянул, слишком дорого было. А сейчас понимаю, что она и не нужна. Прошелся раз — вспахал, второй раз — пробороновал, и результат такой же»

Роман:

«МТЗ конечно надежный мотоблок, но очень тяжелый. При проведении боронования необходимо приложить большое количество сил. Ведь весит МТЗ более 150 кг. Да и мощность у него большая. В данном случае в настолько сильном оборудовании нет необходимости. И в этот момент я завидую соседу с его Невой весом 85 кг. »

Лучшие серийные мотоблоки МТЗ и возможное навесное оборудование

Мотоблок МТЗ — это серия техники, которая выпускалась минским тракторным заводом для выполнения сельскохозяйственных, строительных и коммунальных работ.

Устройство и технические характеристики моделей мотоблоков МТЗ

Данное устройство работает при любых температурных и погодных условиях. Также его можно модернизировать своими руками.

Технические характеристики мотоблоков МТЗ не уступают аналогичным моделям иностранного производства.

МТЗ-05

Технические показатели мотоблока МТЗ-05:

Тяговый класс0,1
Габариты, м1,8*0,85*1,07
Дорожный просвет, м0,3
Максимальная скорость движения, км/ч10
ДвигательДизельного типа, 5 лошадиных сил
Модель мотораУД-15
Объем бака, л5
Средний расход топлива, л/ч0,35
Тип сцепленияМногодисковый
МуфтаФрикционная
УправлениеРучное
Количество передних передач4
Количество передач заднего хода2
Номинальная частота вращения маховика, об/мин1000
Межколесная блокировкаДа
Вес, кг135

Данная техника предназначена для следующих видов работ:

  • вспашка грунта небольшой плотности;
  • боронование;
  • культивация;
  • междурядная обработка различных овощных культур (благодаря конструкции, в которой отсутствует рама, во время обработки растения не повреждаются);
  • транспортировка грузов, вес которых не превышает 500 кг.

В комплектацию входит инструкция по эксплуатации, в которой подробно расписаны все возможности этого технического средства и меры безопасности, которые необходимо соблюдать во время выполнения работ.

МТЗ-06

Показатели техники МТЗ-06:

МоторКарбюраторного типа с системой воздушного охлаждения
Мощность5,5 лошадиных сил
Тип сцепленияФрикционный, многодисковый
Тип коробки передачМеханический
Количество скоростей4 передние передачи

2 задние передачи

Тип колесПневматический
Ширина колеи, мДо 0,7
Расстояние дорожного просвета, м0,7
Глубина обработки почвы, м0,3
Вал отбора мощностиДа
Номинальная частота вращения маховика, об/мин1000
Тип управленияРулевой
Радиус разворота, м1
Объем бака для горючего, л6
Максимальная рабочая скорость, км/ч15
Тип дифференциалаШестеренчатый
Гарантия1 год
Габариты техники, м1,8*0,86*1,07
Масса, кг135

Данная модель — это техника производства МТЗ с двигателем, работающим на дизельном топливе, и со встроенной системой охлаждения воздушного типа.

На мотоблок можно установить дополнительное оборудование, например грунтозацеп, окучники, фрезы и т.д. Дополнительное оборудование присоединяется при помощи троса сцепления.

МТЗ-08

Технические показатели модели 08:

ДвигательGX240K1S1 Honda
Расстояние дорожного просвета, м0,29
Радиус поворота, м1
Колея, мДо 0,7
Рабочая температура-20°…+30°С
Передачи переднего хода4
Передачи заднего хода2
Максимальная рабочая скорость движения, км/ч11,6
Номинальная частота вращения маховика, об/мин1200
Мощность двигателя9 лошадиных сил
Муфта сцепленияМногодисковая с ручным управлением, работающая на масле
Тип коробки передачМеханический
Расход топлива, г/квт. ч319
Максимальная масса перевозимого груза, кг650
Колесная формула2*2
Вал отбора мощностиДа
РеверсДа
Размеры, м1,78*0,85*1,07
Вес, кг176

Для присоединения дополнительного оборудования в конструкции предусмотрена специальная сцепка.

На верхней крышке корпуса находится штанга рулевого типа, на ней расположены органы управления мотоблоком. Силовая передача мотоблока состоит из муфты сцепления, коробки передач, главной передачи, дифференциала и конечных передач.

МТЗ-09

Данная модель мотоблока имеет следующие характеристики:

Габариты, см178*84,6*107
Расстояние дорожного просвета, см30
Минимальный радиус поворота, см10
Колея, смДо 70
Класс тяги0,1
Топливный бак, л6
Материал корпусаЧугун
Максимальная скорость движения, км/ч12
Максимальный вес прицепа, кг650
Расход горючего, г/кВт319
ДвигательHonda GX270
Количество цилиндров1
КолесаПневматические
Масса, кг176

Среди плюсов данной модели можно выделить:

  • Неприхотливость к топливу. Силовая установка работает на бензине АИ-92 и АИ-95.
  • Надежный корпус, выполненный из чугуна.
  • Предусмотрена возможность регулировки оборотов двигателя.
  • Нет тросов.
  • Низкий уровень шума во время выполнения работ.
  • Эргономичная рукоятка.
  • Широкий выбор дополнительного оборудования. Например, почвенная фреза, универсальный окучник, навесной отвал и т.д.
  • В цилиндре есть чугунная гильза, что дает возможность использовать агрегат в тяжелых условиях.

МТЗ-12

Технические показатели тяжелого мотоблока МТЗ-12:

Тип двигателяЧетырехтактный, карбюраторный
Система охлажденияВоздушная
Мощность мотора11 лошадиных сил
Количество передач вперед4
Количество передач назад2
Тип дифференциалаШестеренчатый, конический с 2 сателлитами с принудительной блокировкой
СцеплениеМногодисковое
УправлениеРучное
Максимальная скорость движения, км/ч9,6
Колея, смДо 70
Глубина обработки грунта, см30
Максимальный вес прицепа, кг650
Вал отбора мощностиДа
Скорость валового вращения, об/мин1000
Размер колес, см15*33
Габариты, м1,89*0,85*1,01
Масса, кг148

Мотоблок оснащен пневматическими колесами и рукояткой, которую можно отрегулировать по высоте и углу наклона. Здесь установлена механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен.

На МТЗ 12 можно установить множество дополнительного оборудования, вес которого не должен превышать 30 кг, например, это может быть, окучник, снегоочиститель, культиватор и т.д. Также предусмотрена возможность переделать технику в мини-трактор.

Ремонт и модернизация

Ремонт мотоблока МТЗ предусматривает: замену двигателя, регулировку сцепления, ремонт КПП, замену маслу, устранение утечек и т.д.

Все запчасти находятся в свободном доступе, что помогает сократить время, затраченное на ремонт техники.

Как сделать свет на мотоблоке МТЗ

Если у техники есть собственный генератор, то необходимо лишь установить фонарь. Для этого нужно подготовить:

  • электрическую дрель;
  • паяльник;
  • отвертку;
  • гаечный ключ;
  • кусачки;
  • термоусадочную трубку;
  • электрический кабель;
  • фару;
  • габаритные и поворотные фары.
  1. К корпусу прикрутить основание осветительных приборов.
  2. Фару вынести на отдельный кронштейн.
  3. На рулевую колонку установить кнопки включения фонаря, поворотных и габаритных огней. Зафиксировать их хомутами.
  4. Протянуть электрический кабель в гофрированную трубку, а саму трубку притянуть к рулевой колонке и раме так, чтобы не было провисаний.
  5. Присоединить провода к генератору и клеммам.
  6. Запустить двигатель и проверить работоспособность осветительной системы.
  7. Все скрутки и места соединения изолировать.

Для того чтобы освещение было постоянным даже при небольшой нагрузке, рекомендуется установить стабилизатор.

Какое масло заливать в двигатель мотоблока

Существует несколько вариантов масла, которое можно заливать в двигатель мотоблока:

  1. API CJ-4. Используется для агрегатов мощностью 10-12 лошадиных сил.
  2. API CH-4. Оно подходит для четырехтактных двигателей, работающих на дизеле.
  3. API CF-2. Данный вариант подходит для техники, которая эксплуатируется в тяжелых условиях. В составе есть присадки, которые защищают внутренние детали двигателя от быстрого износа.

Заливать масло в коробку нужно до обозначенной отметки, не проливая его.

Как утяжелить мотоблок

Чтобы самостоятельно утяжелить агрегат, необходимо подготовить:

  • 2 гири по 5 кг;
  • 2 блина по 10 кг;
  • 2 корзины сцепления, взятые от автомобиля или трактора;
  • кусок шестигранного полнотелого профиля;
  • 2 мотоблочные шплинты.
  1. От профиля отрезать 2 куска по 5 см каждый. Просверлить в них отверстия для шплинтов.
  2. Прикрепить отрезанный кусок к блинам от штанги.
  3. Вставить шестигранник в отверстие от грифа и приварить его.
  4. Прикрепить корзину сцепления к блину при помощи сварки.
  5. Присоединить к сцеплению гирю.
  6. Все покрасить и дать краске высохнуть.
  7. Проделать те же действия для второго колеса.

Такой метод позволяет сделать мотоблок тяжелее на 50 кг.

Можно добавить вес корпусу техники:

  1. Изготовить каркас или взять блин (25 кг) и приварить его к корпусу, а затем закрепить болтом.
  2. В каркасе нужно прорезать отверстие для слива масла.

Навесное оборудование

К мотоблокам можно присоединить широкий спектр навесного оборудования, например культиватор, тракторный адаптер, борон и т.д.

Адаптеры

Адаптер к мотоблоку МТЗ устанавливается для удобства водителя. Такое оборудование позволяет пользователю работать в положении сидя, а не стоя. Оно помогает увеличить скорость работы, например, если раньше скорость была 5 км/ч, то с адаптером она увеличится до 10 км/ч.

Прицепы

Данное дополнительное оборудование используется для транспортировки малогабаритных грузов.

Размеры прицепа для мотоблока должны быть следующими:

Такое оборудование способно перевозить грузы массой до 350 кг.

Фреза

Почвофреза — это оборудование, предназначенное для эффективного культивирования плотных и тяжелых грунтов, удаления сорняков путем наматывания.

  • шестизубчатая;
  • семизубчатая;
  • внутренняя;
  • наружная;
  • разборная.

Оборотный плуг необходим для вспахивания почвы. Он крепится к мотоблоку при помощи сцепки.

Регулировка плуга включает в себя:

  • регулировку заглубления;
  • регулировку угла наклона самого агрегата и полевой доски относительно носа лемеха.

Копалка

Применяется для легкой и быстрой уборки больших площадей посадок картофеля, моркови и других корнеплодов.

Схема картофелекопателя включает в себя такие детали, как:

  • сошка;
  • полевая планка;
  • наконечник-лапа культиватора;
  • зубья.

Чтобы сделать копалку самостоятельно, нужно:

  1. Вставить выходную ось копалки в левое боковое отверстие кожуха.
  2. Выполнить монтаж звездочки с подшипником, кольца для распорки и промежуточной распорной втулки.
  3. Вставить входную ось в отверстие кожуха справа.

Косилка

Роторная косилка необходима для скоса травы.

Плюсы данного дополнительного оборудования:

  • скошенная растительность укладывается в валки;
  • диски имеют простую конструкцию;
  • его легко ремонтировать.

Снегоуборщик

Используется для расчистки дорог и участков от снега в зимний период. Рекомендуемый режим работы — 4 км/ч.

Во время эксплуатации необходимо учитывать толщину снежного покрова.

В инструкции снегоуборщика прописано, на какую толщину заноса рассчитан ковш.

Что можно сделать своими руками

Самостоятельно можно сделать следующее дополнительное оборудование для мотоблока:

  1. Грабли для скоса травы. Широкую полосу листового железа нужно нарезать на отрезки по 10 см и приварить их к пластине в несколько рядов с интервалом 3-4 см. К этой же пластине приварить длинные тяги для крепления к раме мотоблока. Для плавности хода самодельные грабли можно дополнить роликами.
  2. Отвал для очистки территории от снега. Его делают из 2 сваренных вместе кусков швеллера. Снегоуборщик крепится к передней части корпуса при помощи болтов.
  3. Тележка и прицеп. Тележку можно сделать из уголка, швеллера и старых колес от автомобиля, а прицеп — из металлических профилей и досок.
  1. Его делают из металлического профиля, длиной от 160 до 180 см.
  2. Поперек профиля приваривают еще один профиль (50-60 см).
  3. К первому профилю приваривают раскосы (длина зависит от угла наклона относительно всей конструкции).
  4. К раме присоединяют рычаг управления при помощи сварочного аппарата.
  5. Сиденье прикрепляют на опору.

Отзывы владельцев и цены

Стоимость агрегатов МТЗ:

0506080912
От 25000 рублейОт 40000 рублейОт 55000 рублейОт 70000 рублейОт 75000 рублей

Владимир, 52 года, Екатеринбург: «Покупал мотокультиватор 09Н в 2015 году за 72000 рублей. Использую его для подготовки к пахоте и для уборки снега. Хороший агрегат, могу отметить ускоренные шестерни и мощный двигатель. Из минусов — утечка масла спустя 2 года эксплуатации».

Павел, 37 лет, Москва: «Приобретал тяжелый мотоблок 2 года назад. Есть проблемы с переключением передач и отключением блокировки дифференциала. С сельскохозяйственными работами на дачном участке агрегат справляется хорошо. Дополнительно покупал адаптер, проблем с установкой не возникло».

Алексей, 41 год, Саратов: «Модель 06 — это неплохой помощник для выполнения работ на дачном участке. Покупал в 2015 году. Через год начала барахлить коробка передач, пришлось ее заменить. Для зимы приобрел навесы для чистки снега. Отвал брать побоялся, взял ротор».

Виталий, 39 лет, Воронеж: «Покупал МТЗ 09Н для подготовки почвы к посадке. Агрегат хорошо справляется с рыхлением, боронованием, окучиванием грунта. Из минусов отмечу, что были проблемы с установкой фрез — туго входили в пазы. Плюс — экономный расход топлива».

Борис, 36 лет, Челябинск: «Использую мотоблок 08 уже 4 года. Для обкатки потребовалось 3 дня. Это хорошая техника, но есть несколько минусов, например нечеткое переключение передач и сложность установки адаптера».

Почвенные фрезы для тракторов и мотоблоков МТЗ: обзор 7 популярных моделей

Почвообрабатывающая фреза – сельскохозяйственный агрегат, предназначенный для рыхления и перемешивания почвы, выполняющий также:

  • уничтожение сорной растительности;
  • дробление комков земли;
  • измельчение и заделку пожнивных остатков и подрезанных сорных растений;
  • заделку в почву органических и минеральных удобрений;
  • выравнивание обрабатываемой поверхности;
  • формирование гряд для выращивания овощных культур.

Классификация и виды фрез

Применяемые в аграрном производстве фрезерные устройства по назначению разделяют на:

  • Фрезерные агрегаты для сплошной обработки почвы, к которым относятся полевые, садовые боковые, болотные фрезы, а также предназначенные для удаления пней деревьев и подготовки почвы для посадки лесных культур лесные фрезерные комплексы;
  • Устройства для обработки междурядных пространств посевов пропашных культур и питомников;
  • Специализированные фрезерные агрегаты для чистки и выкапывания траншей;
  • Комбинированные фрезерные устройства, к которым относятся фрезерно-посевные и фрезерно-пропашные комплексы.

В зависимости от направления вращения рабочих элементов почвообрабатывающие фрезерные агрегаты разделяют на устройства с горизонтально, вертикально и наклонно расположенной по отношению к направлению движения базового шасси осью вращения фрезерного барабана.

По типу используемого для приведения в движение привода почво-фрезерные агрегаты разделяют на оснащенные цепными, клиноременными, шестеренчатыми, червячными, гидравлическими и электрическими приводными устройствами.

В зависимости от варианта агрегирования с базовыми шасси фрезы для обработки почвы разделяют на самоходные, прицепные и получившие наибольшее распространение в аграрном производстве стран СНГ навесные.

Конструкция и принцип работы почвообрабатывающих фрезерных устройств

Конструкцию почвообрабатывающей фрезы составляют следующие основные элементы:

  • Рамный металлический каркас с расположенными на нем механизмами крепления на навеску базового шасси или сцепным устройством для соединения с тягачом;
  • Вал с укреплёнными на нем режущими элементами, различных видов – серповидные, в форме долота, роторные и другие;
  • Передающий вращение устройства отбора мощности базового шасси рабочим органам привод;
  • Защитное ограждение.

Закрепленные на приводимом в действие устройством отбора мощности базового шасси вращающемся валу рабочие элементы, погружаясь в почву, производят рыхление и перемешивание грунта, а также измельчение находящихся в земле пожнивных остатков и сорных растений.

Такой же принцип положен в основу работы используемых при строительстве дорог дорожных фрез.

В соответствии с содержащимися в стандарте 28516-90 требованиями к почвообрабатывающим фрезерным устройствам навесного и полунавесного типа фрезерные агрегаты должны иметь степень измельчения обрабатываемой почвы не менее 85% и производить дробление 95% находящихся в ней сорных растений.

Почвообрабатывающие фрезерные комплексы, агрегируемые с тракторами МТЗ

Многофункциональная тракторная техника производства МТЗ-Холдинг успешно применяется для фрезерной обработки полевых почв с использованием фрезерных почвообрабатывающих агрегатов различных типов, характеристики которых приведены ниже.

Полевой фрезерно-культиваторный комплекс КФГ-3,6

Агрегируемый с тракторными тягачами третьего уровня комплекс КФГ-3,6 предназначен для после пахотного измельчения почвы на участках с повышенным содержанием солей, а также для безотвального рыхления зяби.

Оснащенный состоящим из укрепленных на вращающемся валу дисков с Г-образными ножами рабочими фрезерным барабаном, приводимым в действие устройством отбора мощности базового шасси, агрегат весом 1,320 тонны и размерами 6,845х3,90х2,860 в час обрабатывает участок до 3,24 гектара, возделывая почву на глубину до 0,1 метра и двигаясь со скоростью до 7 км в час.

Эксплуатационно-технические характеристики КФГ-3,6
Размер фронта рабочей зоны (м)3,6
Диаметр барабана по концам ножей (м)1,690
Количество ножей фрезерного барабана (шт)108
Скорость вращения фрезерного барабана (об в минуту)10
Клиренс (м)0,28

Почвообрабатывающий фрезерный садовый агрегат ФПШ-200

Рассчитанное на работу с BELARUS 50/52/80/82 и их аналогами почвообрабатывающее фрезерное устройство ФПШ-200 применяется для обработки междурядных площадей ягодно-кустарниковых посадок и молодых садов, а также предпосевной обработки земель для высадки овощных культур.

Оснащенный восьмисекционным ротором диаметром 0,55 метра, механизмами изменения бокового выноса стрелы и лапами стреловидной формы агрегат обрабатывает за час работы до 12 гектар земельных угодий, производя рыхление почвы на глубину от 0,06 до 0,15 метра с одновременным уничтожением сорных трав и передвигаясь со скоростью от 3 до 6 км в час.

Обслуживаемое оператором трактора устройство весом 0,66 тонны и размерами 1,535х3,630х1,20 метра рассчитано на транспортировку со скоростью до 15 км в час.

Эксплуатационные характеристики ФПШ-200
Фронт рабочей зоны (м)1,45/1,75/1,85
Количество ножей в роторе (шт)8
Предельное отклонение от продольной оси базового шасси вправо/влево (м)1,570/1,350
Клиренс (м)0,4

Фрезерный тепличный комплекс ФТ-1,8

Агрегируемый с тракторными тягачами уровня 0,6-0,9 фрезерный комплекс ФТ-1,8 используется для подготовки почвы при посадке овощных культур с одновременной заделкой предварительно разбросанных по поверхности грунта удобрений.

Вращающиеся в одном направлении с колесами базового агрегата рабочие элементы, укрепленные на приводимом в действие ВОМ базового шасси трубчатом валу, позволяют агрегату за час работы производить обработку до 0,107 гектара сельскохозяйственных земель, возделывая почву на глубину до 0,15 метра со скоростью до 2,25 км в час.

Обслуживаемое во время работы оператором базового шасси устройство весом 0,350 тонны и размерами 1,10х2,10х0,95 метра легко переводится в транспортное положение и может транспортироваться со скоростью до 10 км в час.

Эксплуатационные параметры ФТ-1,8
Расход горючего базового агрегата при обработке 1 гектара земли (кг)11,68
% разрушаемых земляных комков размером до 10/более 50 мм75/5

Унифицированный лесной фрезерный агрегат ФЛ-08

Предназначенный для подготовки освобожденных от леса участков с количеством не более 600 пней на гектар под посадку молодого леса, а также организации противопожарных полос комплекс ФЛ-08 рассчитан на работу с тракторными тягачами третьего класса.

Оснащенный сформированным из семи укрепленных на вращающемся валу дисков с четырьмя парами двухсторонних ножей фрезерным барабаном диаметром 0,64 метра комплекс весом 0,75 тонны за час работы производит работы на площади от 2,5 до 3,5 гектара, обрабатывая грунт на глубину до 0,16 метра со скоростью от 3,6 до 4,5 км в час.

Эксплуатационные характеристики ФЛ-08
Фронт рабочей зоны (м)0,8
Скорость вращения фрезерного барабана (об в минуту)240
Регулируемый диапазон глубины обработки (м)0,12-0,16

Фрезерные устройства, агрегируемые с мини-тракторами производства МТЗ-Холдинг

Составляющие основу актуального модельного ряда машин компакт класса производства МТЗ-Холдинг трактора BELARUS 132Н и 152 используются для работы с большим числом почвообрабатывающих фрезерных устройств различных производителей, среди которых как фрезерные агрегаты производства входящих в объединение предприятий, так и импортные модели.

Почвообрабатывающее фрезерное устройство ФР-00700-Б

Агрегируемое с BELARUS 132Н и тягачами его тягового уровня фрезерное устройство предназначено для измельчения почв с одновременным уничтожением сорных трав на участках с уклоном до 10 градусов и неровностью ± 0,1 метра.

Навесная фреза с изменяемым в диапазоне от 0,44 до 0,95 метра фронтом рабочей зоны производит обработку почвы на глубину до 0,1 метра со скоростью от 2 до 3 км в час.

Эксплуатационные характеристики ФР-00700-Б
Вес устройства (тонн)0,075
Размеры подготовленного к транспортировке агрегата (м)0,91х1,0х0,585

Фрезерное почвообрабатывающее оборудование для мини-тракторов 1GQN-140

Основным направлением применения почвообрабатывающего устройства китайского производства 1GQN-140 является интенсивное измельчение почвы с одновременным уничтожением сорняков, а также заделка предварительно разбросанных на поверхности грунта удобрений.

Агрегируемое с тракторными машинами с силовыми агрегатами мощностью от 24 до 30 л.с навесное устройство весом 0,22 тонны с фронтом рабочей зоны 1,4 метра оснащено 30 рабочими ножами, производящими обработку почвы на глубину от 0,12 до 0,18 метра при скорости движения базового шасси от 1,4 до 2,31 км в час.

Приводимые в действие устройством отбора мощности тягача со скоростью вращения 540 об в минуту фрезерные элементы агрегата за час работы производят комплексную обработку от 0,2 до 0,4 гектара земельных угодий.

Фрезерное оборудование для мотоблоков МТЗ

Используемые для обработки почв на участках с небольшой площадью, где применение мощной техники невозможно или экономически не оправдано, многофункциональные одноосные тракторные блоки производства МТЗ успешно применяются для работ с применением фрезерных устройств различных типов.

Фрезерное оборудование для мотоблоков ФР-00010

Предназначенный для обработки участков с различным составом почвы с уклоном до 10 градусов фрезерный агрегат ФР-00010 за час работы производит обработку от 0,088 до 0,183 гектара земельных угодий со скоростью до 3 км в час.

Агрегируемое с мотоблоком МТЗ-09Н устройство весом 47 килограмм с размерами 0,655х0,68х0,475 метра с изменяемым от 0,44 до 0,61 метра фронтом рабочей зоны предназначено для подготовки почв для посадки овощных культур и послеуборочного ухода за земельными угодьями.

Фрезы для мотоблока: подбор, эксплуатация, самостоятельное изготовление

Фреза к мотоблоку – один из самых распространенных видов дополнительного оборудования для обработки почвы. Она являет собой набор специальных ножей, закрепленных на оси. С их помощью можно быстро и легко избавится от сорняков, произвести культивацию грунта на участке. Для того, чтоб подобрать оптимальный вид фрезы для своего мотоблока, следует немного классифицировать их.

Классификация фрез

По расположению фрезы бывают боковые и навесные. Боковые устанавливаются по обе стороны на мотоблок, работают от приводных валов колес. По сути, при подобном расположении эти фрезы заменяют колеса и приводят технику в движение.

Второй вид – фреза, работающая от вала отбора мощности, расположена сзади агрегата и не участвует в движении. Мотоблоки брендов Целина, Нева МБ-1 и МБ-2, МТЗ имеют именно такое устройство фрез.

По конструкции ножей выделяют два вида фрез – саблевидную (активную, стандартную) и так называемые гусиные лапки.

Активные фрезы

Активная фреза состоит из набора четырех мощных ножей, установленных под углом 90° относительно друг друга. Таких комплектов на одной оси может быть от двух и более. Количество дополнительных фрез, а также величина их ножей зависит напрямую от производительности мотоблока. Ножи у данной фрезы в виде изогнутых полос, загнутых поочередно в разные стороны. Их конструкция и прочность позволяют без опаски обрабатывать целину, а также участки, где попадаются камни и корни.

Гусиные лапки

Второй конструктивный тип фрез – гусиные лапки. Свое название изделие получило за необычную форму режущих элементов, напоминающих лапки гуся. Они имеют форму треугольника и расположены на краях стоек. Количество режущих элементов и размер данного модуля также зависит от мощности мотоблока. Чем больше стоек с ножами – тем качественнее обработка.

Данная фреза способна обрабатывать тяжелые целинные и глинистые грунты, но на участках с повышенной растительностью и корнями, скорее всего, изделие будет забиваться.

Как правильно собрать фрезы на мотоблок?

Сборка фрезы может вызвать некоторые трудности, особенно если заниматься этим первый раз и в одиночку.

Для начала следует ознакомиться со строением фрезы.

На чертеже ниже обозначены ее основные составляющие элементы:

  • роторная ось (бывает разной длины, может быть цельной и разъемной);
  • палец с фиксатором;
  • ножи (правый и левый);
  • элементы крепления конструкции (гайки, шайбы и болты).

Также не забудьте учесть тот факт, что движение ножей во время работы направлено против часовой стрелки. Будьте внимательны при сборке модуля – любое отклонение в конструкции приведет к тому, что балансировка оси будет нарушена, агрегат при работе будет заносить в сторону.

Предлагаем также ознакомиться с видео, на котором подробно рассказано о процессе сборки фрез к мотоблоку:

Установка фрез на мотоблок

Устанавливать фрезы на мотоблок лучше с напарником, чтобы избежать травм, падения или повреждения агрегата. Перед началом установки приподнимите мотоблок. Можно использовать подручные средства в качестве опоры. Если таких объектов рядом не имеется – сбейте две доски крест-накрест посередине. Полученной конструкцией подоприте руль. Убедитесь, что мотоблок стоит надежно. После этого можно снимать колеса и на их место устанавливать фрезы.

Самодельные фрезы для мотоблока

Для того, чтобы своими руками создать фрезу к мотоблоку, необходимо запастись такими инструментами и заготовками:

  • металлическая труба (диаметром не более 42 мм);
  • заготовки для режущих элементов фрезы (подойдут любые ненужные запчасти или куски металла. Например, можно использовать старые автомобильные рессоры);
  • сварка;
  • болгарка.

Режущие элементы подгоняются под необходимые размеры и при нужде затачиваются. Затем их нужно приварить к трубе в соответствующем порядке.

Специалисты рекомендуют не изготавливать фрезы диаметром более 50 см, поскольку так снизится риск ее поломки в процессе эксплуатации. Ниже приведен детальный чертеж для изготовления фрезы типа гусиные лапки:

При использовании фрез не забывайте также о технике безопасности и правилах эксплуатации изделия. Перед запуском фрезы должны находиться над поверхностью грунта, а их погружение в почву должно быть медленным и плавным.

Какие фрезы лучше для мотоблока?

Каждый вид фрез имеет свои недостатки и плюсы. При выборе фрез для мотоблока следует учитывать его мощность, а также условия эксплуатации.

Например, саблевидная почвофреза очень прочная благодаря своей конструкции и материалу, из которого она изготовлена. Этот вид фрез имеет целостные ножи, а изготовлены они из высокоуглеродистой закаленной стали. Она имеет универсальную функциональность, поскольку может работать в любых условиях и на разных грунтах. Также ножи данной фрезы легче ремонтировать – достаточно просто установить и закрепить новый режущий элемент.

Фреза типа гусиные лапки также подходит для обработки тяжелых грунтов и для культивации, но участки с дерном или кореньями будут для нее трудно преодолимыми. На них оборудование будет забиваться и плохо работать. Также, ввиду особенностей ее конструкции, она чаще подвержена поломкам, а ремонт обычно производится с помощью сварочных работ, что более долго и невыгодно.

Как видим, каждый из комплектов фрез не лишен достоинств. При выборе опирайтесь на технические характеристики вашего агрегата и на особенности предстоящих работ.

Нужно ли точить фрезы на мотоблок?

На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Все зависит от индивидуальных особенностей мотоблока, почвы и условий пользования. Например, для обработки тяжелых грунтов мощным мотоблоком с усиленными фрезами заточка необязательна. Ощутимого эффекта от данной процедуры Вы не увидите, лишь потратите силы и время.

Для обработки участка более легким мотоблоком с небольшими фрезами заточка является неплохим вариантом для улучшения качества труда. Но и здесь есть минусы. Во-первых, заточки хватает лишь на несколько часов, затем процедуру необходимо будет повторить, а это процесс длительный и трудоемкий. Во-вторых, заточенные ножи способствуют дроблению корней сорняков, а это в свое очередь может лишь ускорить их размножение.

Если Вы все же решитесь произвести заточку фрезы – снимите ее с мотоблока, очистите от земли. Предельно аккуратно наждачной бумагой подточите каждый режущий элемент, чтобы не повредить их.

Фрезы на мотоблок

Такое оборудование, как фреза, является необходимым для любого мотоблока, так как с его помощью можно проводить большинство работ, связанных с обработкой почвы. В основном почвофреза идет в комплекте к агрегату, но в случаях, когда нужно поменять ширину и глубину обработки, следует приобретать оборудование отдельно.

Дополнительные фрезы позволяют увеличить функциональность мотоблока и упростить работу с ним. Специалисты рекомендуют иметь в своем арсенале несколько пар фрез.

Какие фрезы лучше для мотоблока?


Такие «ножи» для обработки почвы можно условно разделить на две большие группы. Каждая из них имеет свои особенности и подходит для определенного вида работ.

Саблевидная фреза к мотоблоку

Самые популярные и универсальные модели, которые эффективны при выполнении разных земляных работ. В этих моделях используется оптимальная форма ножей, для изготовления которых производители выбирают высококачественную прочную сталь.

Модели имеют разборную конструкцию, поэтому их установка и обслуживание максимально простое.

Гусиные лапки


Эти модели появились на рынке сравнительно недавно. С их помощью может быть обработана любая целина, также они эффективны при возделывании твердой и сложной почвы.

Особенности фрез данного типа:

  • сплошная конструкция, которая обеспечивает высокие показатели точности работы;
  • оборудование хорошо борется с сорняками;
  • удобство в эксплуатации, возможность замены запчастей в домашних условиях.

Такие модели, в отличие от саблевидных фрез, изготавливаются из углеродной стали, которая по прочности немного проигрывает.

Фрезы для мотоблока самодельные


Производители предлагают разные варианты почворезов для мотоблока. Можно использовать один комплект фрез или приобрести два разных вида устройств, меняя их в зависимости от условий обработки почвы.

Некоторые умельцы предпочитают использовать самодельные изделия, которые при правильной сборке будут не хуже заводских.

Основным преимуществом самостоятельного создания почфоврезы является то, что ее можно подстроить под специфические особенности участка.

Как собрать правильно фрезы на мотоблок?


Сборка фрезы своими руками должна проводиться максимально правильно. И здесь особо важно проследить за тем, чтобы активная часть врезалась в землю при работе. Для этого изначально рекомендуется изучить чертежи, а затем уже приступать к изготовлению оборудования.

Для создания фрез требуются следующие инструменты:

  • Ось ротора необходимой длины. Она может быть разделенной на две части, если нужно собрать фрезу из двух блоков.
  • Короткая ось.
  • Редуктор с фиксаторами.
  • Левые и правые ножи.
  • Болты, шайбы, гайки.

Сбор конструкции не занимает более часа, но здесь важно установить ножи таким образом, чтобы они не мешали вращениям.

  • Длинная роторная ось оборудуется ножами под углом 30 градусов.
  • Необходимо объединить по четыре ножа на одном блоке, закрепив их к редукторам.
  • Далее проверяется правильность конструкции и подтягиваются все крепежные элементы.


Данная конструкция является очень надежной и способна выдержать достаточно высокие нагрузки.

Установка фрез на мотоблок


Чтобы установить фрезы на мотоблок, следует использовать специальные деревянные козелки, высота которых должна быть около 50 см. Агрегат нужно опереть на сошник и наклонить на угол 45 градусов. Затем с него снимаются колеса и надеваются фрезы. На внешние концы с обеих сторон устанавливаются специальные тарелки, которые делают ход агрегата более плавным и устойчивым.

Нужно ли точить фрезы на мотоблок?


Любые почвенные фрезы являются самозатачивающимися инструментами. Заточка для них не нужна, так как она может лишь испортить конструкцию. Только в некоторых случаях, если вы используете фрезу очень давно и видите, что она стала плохо обрабатывать землю, можно подточить ножи.

Почвофреза – важный элемент каждого агрегата. Самодельные правильно собранные фрезы можно использовать на любых современных мотоблоках, в частности на Нева Мб 1 и Мб 2, МТЗ и других. Такие конструкции будут помогать в обработке земли и сделают выполнение сельскохозяйственных задач более простым.

Ссылка на основную публикацию