Ходоуменьшитель для мотоблока: предназначение и способы изготовления

Все о ходоуменьшителях для мотоблока

Мототехника, в частности, мотоблоки, не первый год являются для хозяев сельскохозяйственных участков верными помощниками, которые способны осуществлять великий диапазон работ при наименьших затратах сил и времени. Однако иногда эксплуатационных параметров этих агрегатов уже не хватает для осуществления каких-то определённых задач, или же оборудование функционирует скверно. Управиться с отдельными проблемами в таком случае поможет такое устройство, как уменьшитель хода (понижающий редуктор) для мотоблока.

Предназначение понижающего редуктора

Ходоуменьшитель является обычным понижающим редуктором, который приумножает вращательный момент благодаря уменьшению оборотов мотора. Эксплуатация ходоуменьшителя рациональна: при возделывании плодородных либо невозделанных земель, большой глубине пахоты, транспортировки тяжёлых грузов, либо применении тяжёлого навесного оснащения. При повседневной работе в подобных условиях необходимо наиболее тщательно контролировать процедуру работы.

Правильным решением стало бы сбавить обороты мотора и трудиться с наименьшей скоростью. Однако в подобной ситуации утрачивается и мощность, что неприемлемо. Тут и приходят на выручку мотоблочные уменьшители хода редуктора. Они дают возможность, не убавляя оборотов мотора, а, следовательно, и не лишаясь мощности, получить оптимальный контроль над процедурой обработки, и даже увеличить мощность.

При наличии некоторого опыта и навыков можно собственными руками изготовить редуктор, применяя легкодоступные материалы и оснащение либо приобрести уже рабочее изделие, сортамент которых на рынке сельхозтехники большой и доступен для потребителей с различными возможностями.

Разновидности ходоуменьшителей для мототехники

Уменьшители хода для мототехники могут обладать различной структурой и принципом работы. Следовательно, любой из подобных механизмов имеет различные параметры, преимущества и несовершенства.

По таким показателям имеющиеся на рынке понижающие редукторы для мототехники подразделяются на несколько видов.

  • Шестерёнчатые понижающие редукторы – данное оборудование имеет особенно прочную конструкцию. Сталь, из которой производятся шестерни, покрывается специализированными защитными средствами, что значительно увеличивает устойчивость и удлиняет период использования редукторов. Из числа недостатков подобного типа устройств необходимо сделать акцент на высокой цене.

  • Червячные понижающие редукторы – подобными приспособлениями укомплектовывается мототехника с моторами, оснащёнными вертикальными валами. Червячный ходоуменьшитель для агрегата предназначается главным образом для перепахивания прежде возделываемого грунта. Использование червячного понижающего редуктора на невозделанных землях ведёт к его неизбежному выходу из строя.

  • Цепные ходоуменьшители – оборудование подобного вида располагает продолжительным рабочим ресурсом и доступной ценой. Оболочка приспособления может быть разборной и неразборной. Первый образец много практичнее, поскольку при выходе из строя агрегата с разборной оболочкой его можно в любом случае отремонтировать собственными силами.

  • Комбинированные (шестерёнчато-цепные) ходоуменьшители – приспособления подобного вида являются наиболее подходящим решением для оборудования тракторов. Они характеризуются низкой ценой, обладают продолжительным функциональным ресурсом и прекрасно выдерживают высокие нагрузки.

Любой понижающий редуктор по-своему ведёт себя в различных условиях использования. Об этом необходимо не забывать, подбирая определённое приспособление для мототехники.

Каким образом изготовить ходоуменьшитель для мотоблока своими руками?

Высокая цена отдельных приспособлений подвигает крестьян к созданию понижающих редукторов собственными силами. На первый взгляд, осуществить это будет довольно сложно. Тем не менее если приложить усилия, то можно создать высококачественное устройство, которое позволит понизить скорость мототехники.

Прежде чем приступить к изготовлению понижающего редуктора стоит сделать свой выбор: какой вид приспособления вы будете создавать. Кроме того, очень важно подобрать отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей — от этого будет зависеть вращательный момент и скорость выходного вала.

В дополнение ко всему необходимо определиться с весом и габаритами будущего понижающего редуктора. Непременно проштудируйте чертежи, которые нацелят вас на правильную последовательность действий в процессе сборки приспособления.

При самостоятельном изготовлении желательно остановить свой выбор на цепном ходоуменьшителе для мотоблока. Он характеризуется высокой долговечностью, а запчасти к нему можно отыскать почти повсеместно. Чтобы смонтировать понижающее устройство для мототехники, необходимо заблаговременно купить следующие запчасти:

  • валы – первичный и вторичный;
  • набор звёздочек, имеющих нужное для работы отношение количества оборотов вторичного вала к количеству оборотов первичного вала;
  • подшипники, типоразмер которых предназначен под диаметры осей и валов;
  • цепи, благодаря которым будет сообщаться вращательный момент;
  • угловой профиль – он требуется для создания каркаса и фиксации всего устройства;
  • корпус – можно приобрести уже готовый либо сделать своими силами;
  • листовое железо, толщиной 5 миллиметров.

Процедура сборки уменьшающего ход редуктора для мототехники происходит следующим образом.

  • Прежде всего поставьте ведущие звёздочки на первичный вал. При этом можно практиковать шпоночное либо фланцевое соединение. Если конструкция будет крупногабаритной, то элементы можно зафиксировать с помощью точечной сварки. В процессе монтирования наблюдайте, чтобы звёздочки не перегревались, поскольку это грозит им деформацией.
  • Дальше из 2 полуосей составьте первичный вал. Встречные фланцы поставьте на его торцах.
  • Промеж фланцев зафиксируйте ведомую звёздочку, затем посредством болтов свяжите полуоси и звёздочку. Если не желаете оснащать конструкцию болтовыми соединениями, то можно сделать целостный вал, на котором необходимо сделать шпоночный паз для установки шпонки. Несовершенство подобного соединения состоит в том, что под действием сил осей, звёздочка имеет возможность провернуться в любом из 2 направлений.

  • Корпус для уменьшителя хода можно изготовить собственноручно, а можно применить готовую фабричную конструкцию, в которой уже имеются посадочные места под сальниковую набивку и подшипники вала.
  • В полость корпуса инсталлируйте шариковые подшипники закрытого типа. В основном они обладают цилиндрической конфигурацией и устанавливаются «внатяжку».
  • Поставьте и зафиксируйте первичный вал промеж подшипниковых эксцентриковых подушек – это даст возможность настраивать вал в его гнёздах посадки. При этом корректировочная граница должна равняться 15 от нормально натянутой цепи устройства.
  • Под конец в понижающий редуктор поставьте специализированную прокладку.

Созданный подобным способом самодельный понижающий редуктор по качествам и производительности почти не уступает своим промышленным прототипам. Им можно оснащать мототехнику «Нева» и иные сельскохозяйственные машины российского и иностранного изготовления.

Изготовив ходоуменьшитель, его необходимо подвергнуть испытанию. Для этого его необходимо подсоединить к сцепке мотоблока, а также поставить колёса для агрегата. Если всё сделано согласно правилам, то колёса будут вращаться медленно; при этом сам агрегат должен прижиматься к поверхности земли.

Шестерёнчатый ходоуменьшитель собственными силами

Для конструктивной деятельности потребуются:

  • отвёртки различных размеров;
  • ножовка по железу;
  • плоскогубцы;
  • слесарные тисы;
  • аппарат для сварки;
  • молотки различного веса;
  • резина на прокладки;
  • электродрель и свёрла.

Подготовительные работы

Если инструмент и чертежи готовы, необходимо приготовить материал для сваривания корпуса либо брать готовый. Собрать можно из кусков нержавейки. В подготовленный корпус должны беспрепятственно входить подготовленные шестерни. Их можно взять со старой бензиновой пилы. Подойдёт марка «Дружба» либо любая иная. Пилу необходимо осторожно разобрать и достать неповреждённые шестерни вкупе с валами. Их чистят и отмывают, потом выбирают по габаритам согласно передаточному числу. При расчётах передаточного числа за основу необходимо брать число холостых оборотов коленвала мотора и добавить к ним 10%.

Сборочные работы

При сборке агрегата элементы осторожно устанавливаются на свои места в корпусе и прокручиваются. Корпус обязан закрываться непроницаемо — это защитит элементы от грязи и пыли. На валы монтируются уплотнения. В полость корпуса заливается смазочный материал. Подсоединяется самодельное изготовление так же, как и стандартный редуктор. Для его тестирования запускают мотор и прокатывают его по земле. Составные части должны малость притереться между собой.

Требования к собственной безопасности при эксплуатации понижающего редуктора.

  • Во время выполнения работы требуется обувать исключительно прочную специальную обувь.
  • Прежде чем приступить к использованию приспособления необходимо обязательно удостовериться в том, что абсолютно все крепёжные компоненты капитально соединены.
  • Промасливать все звёздочки и цепи солидолом необходимо исключительно до запуска либо после остановки мотора (рекомендуется выполнять подобную процедуру по меньшей мере один раз в год).
  • Данное приспособление относится к группе источников высокой опасности. К эксплуатации его запрещено допускать не достигших совершеннолетия.

Помимо того, при непродолжительном хранении механизма, его необходимо очистить от грязи и пыли, насухо протереть. Если же запланировано долгое хранение оборудования, тогда необходима не только чистка, но и нанесение на все поверхности и крепёжные соединения специального консервационного масла.

​​​​​​О ходоуменьшителях для мотоблока смотрите в следующем видео.


Ходоуменьшитель для мотоблока: виды, как сделать своими руками

Ходоуменьшитель – это неотъемлемый элемент современного мотоблока. Его функция заключается в изменении количества оборотов выходного вала, результатом чего становиться увеличение или уменьшение крутящего момента двигателя сельскохозяйственной машины.

Виды ходоуменьшителей на мотоблок

Ходоуменьшители для мотоблоков могут иметь разную конструкцию и принцип действия. Соответственно, каждый из таких устройств обладает различными характеристиками, преимуществами и недостатками.

По этим факторам встречающиеся на рынке уменьшители хода для мотоблоков делятся на несколько типов:

  • шестеренчатые ходоуменьшители – такие приборы обладают наиболее надежной конструкцией. Металл, из которого изготавливаются шестерни, обрабатывается специальными защитными веществами, что заметно повышает выносливость и продлевает сроки эксплуатации редукторов. Среди минусов такого рода механизмов следует выделить их высокую стоимость;
  • червячные ходоуменьшители – такими устройствами комплектуются мотоблоки с двигателями, оборудованными вертикальными валами. Червячный уменьшитель хода для мотоблока предназначен преимущественно для вспашки ранее обрабатываемой почвы. Применение червячного ходоуменьшителя на целине приводит к его неминуемой поломке;
  • цепные уменьшители хода – приборы этого типа обладают длительным рабочим ресурсом и невысокой стоимостью. Корпус устройства может быть разборным и неразборным. Первый вариант гораздо предпочтительней, так как при поломке узла с разборным корпусом его достаточно просто отремонтировать своими руками;
  • шестеренчато-цепные уменьшители хода – устройства такого типа считаются наиболее оптимальным вариантом для оснащения мотоблоков. Они отличаются невысокой стоимостью, имеют длительный рабочий ресурс и хорошо переносят повышенные нагрузки.

Каждый ходоуменьшитель на мотоблок по-разному показывает себя в тех, или иных условиях эксплуатации. Об этом следует помнить, выбирая тот или иной механизм для мотоблока.

Как сделать ходоуменьшитель для мотоблока своими руками?


Высокая стоимость некоторых устройств подталкивает фермеров к изготовлению ходоуменьшителей своими руками. Сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Однако если постараться, то можно изготовить качественный механизм, который поможет уменьшить скорость мотоблока.

Непосредственно перед изготовлением ходоуменьшителя необходимо определиться с тем, какой тип механизма вы будете делать. Также крайне важно выбрать передаточное число – оно будет определять крутящий момент и скорость выходного вала. Вдобавок ко всем нужно определиться с массой и размерами будущего ходоуменьшителя. Обязательно изучите чертежи, которые подскажут вам правильный порядок действия при сборке устройства.

При изготовлении своими руками лучше всего отдать предпочтение цепному уменьшителю хода мотоблока. Он отличается высокой надежностью, а детали к нему можно найти практически везде. Чтобы собрать уменьшитель хода для мотоблока, нужно заранее приобрести следующие элементы:

  • ведущий и ведомый вал;
  • комплект звездочек, обладающих нужным для работы передаточным числом;
  • подшипники, размер которых рассчитан под диаметр валов и осей;
  • цепи, посредством которых будет передаваться кутящий момент;
  • профиль углового типа – он нужен для изготовления рамы и крепления всего механизма;
  • корпус – можно купить в готовом виде или изготовить самостоятельно;
  • листовая сталь, толщиной 5 мм.
Читайте также:  Зажигание мотоблока Нева

Алгоритм сборки ходоуменьшителя на мотоблок выглядит следующим образом:

  1. Вначале установите ведущие звездочки на первичный вал. При этом можете использовать фланцевое или шпоночное крепление. Если механизм будет достаточно габаритным, то детали можно закрепить посредством точечной сварки. Во время монтажа следите, чтобы звездочки не перегрелись, так как это приведет к их деформации;
  2. Далее из двух полуосей соберите ведомый вал. Ответные фланцы установите на его торцевых частях;
  3. Между фланцами закрепите ведомую звездочку, после чего болтами соедините звездочку и полуоси. Если не хотите оборудовать механизм болтовыми соединениями, то можете сделать цельный вал, на котором должна быть проточка для монтажа шпонки. Недостаток такого соединения заключается в том, что под воздействием сил осей звездочка может сместиться в одном из двух направлений;
  4. Корпус для ходоуменьшителя можно сделать самому, а можно воспользоваться готовой заводской конструкцией. В последней уже предусмотрены посадочные места под сальниковые уплотнители и подшипники вала;
  5. Внутрь корпуса установите закрытые шарикоподшипники. Как правило, они имеют цилиндрическую форму и монтируются «в натяг»;
  6. Установите и закрепите ведущий вал между эксцентриковыми подшипниковыми опорами – это позволит регулировать вал в его посадочных местах. При этом регулировочный предел должен составлять 15 ° от нормально натяжения цепи механизма;
  7. В конце в ходоуменьшитель к мотоблоку установите специальную прокладку. Более подробно об изготовлении ходоуменьшителя для мотоблока расскажет видео.


Изготовленный таким образом самодельный ходоуменьшитель по качеству и эффективности практически не уступает своим рыночным аналогам. Им можно оборудовать мотоблоки Нева и другие сельскохозяйственные агрегаты отечественного и импортного производства.

Ходоуменьшитель для мотокультиватора — сделать своими руками

Появление мотокультиваторов существенно упростило жизнь каждому фермеру. С их помощью владельцы земельных участков получили возможность высаживать и собирать урожай, ухаживать за растениями и выполнять ряд других работ, экономя свое время и силы.

Что такое ходоуменьшитель и для чего он предназначен?

Огородную технику можно сделать еще более эффективной и функциональной, если использовать вместе с ней дополнительное оборудование. К таким приспособлениям относится ходоуменьшитель к мотокультиватору. Такого рода изделие достаточно просто изготовить самому, в результате чего вы получите эффективный инструмент, помогающий добиться понижения скорости передвижения культиватора.

Чаще всего ходоуменьшитель используется в паре с пневмоколесами. Немного реже оборудование применяется вместе с колесами, оборудованными грунтозацепами. Это помогает существенно улучшить сцепку культиватора с грунтом, что нередко требуется в условиях очень рыхлой и мягкой почвы.

Немного снизить скорость движения культиватора зачастую требуется в том случае, когда оператору необходимо направить мощность культиватора не на его скоростные показатели, а на увеличение крутящего момента или повышение тягового усилия.

Конструктивные особенности приспособления

По своей конструкции, ходоуменьшитель – это своего рода понижающий редуктор. Благодаря использованию цепи он превращает движущую силу культиватора в работу навесного оборудования. Это приспособление можно приобрести во многих магазинах сельхозтехники. Однако если ходоуменьшитель для мотокультиватора сделать самому, то вам удастся сэкономить неплохую сумму денег. Конструкция оборудования состоит из таких элементов:

  • Целого корпуса генератора;
  • Роторного вала;
  • Фланцевого подшипника;
  • Конической шестерни;
  • Стальных деталей;
  • Винтов;
  • Шкива.

Изготовить уменьшитель хода для мотокультиватора своими руками достаточно просто.

Чтобы не допустить типичных ошибок, обязательно сделайте чертежи, в которых потребуется указать размеры и материал деталей и последовательность их крепления.

Самостоятельная сборка уменьшителя хода

Имея все необходимые запчасти, можно приступать к сборке уменьшителя хода своими руками. Чтобы готовая конструкция хорошо справлялась со своими функциями, следует действовать четко по описанному ниже алгоритму:

  1. Сначала сделайте все нужные расчеты, чтобы итогом работы стала хорошо сбалансированная конструкция. В качестве генератора можно взять элемент от отечественного мотоцикла «Урал»;
  2. Главное, что требуется от устройства – высокая мощность и стабильный крутящий момент;
  3. Далее приступите к вырезанию оболочки двух подшипников, которые потребуются для приводного вала. Он будет запускать шестерню. При работе учтите диаметр редуктора;
  4. Затем нужно определиться с подшипниками. Фланец должен располагаться с противоположной стороны редуктора. Внутри него должна находиться металлическая шайба;
  5. Далее установите ведомый вал, на котором будет стоять шестерня. Изделие должно подключаться к валу роторного генератора и передаточному механизму;
  6. В конце потребуется закрепить шкив с ведомым валом при помощи пружинной гайки и шайбы.

Сделав ходоуменьшитель, его потребуется испытать. Чтобы проверить устройство, его следует подключить к сцепке агрегата, а также установить колеса для культиватора. Если вы все сделали правильно, то колеса станут крутиться медленно, при этом, сам культиватор будет прижиматься к земле.

Выбирая колеса для мотокультиватора, которые будут работать в паре с уменьшителем хода, нужно уделить большое внимание их диаметру. Не нужно выбирать слишком большие детали, чтобы не нагружать мотор агрегата. Оптимальными станут колеса, диаметром от 25 до 30 см.

Если самодельные устройства планируется использовать в паре с другим навесным оборудованием, к примеру, для плуга, то ходоуменьшители должны обладать достаточной мощностью, чтобы прижимать инвентарь к почве. Обязательно учтите это при подготовке запчастей для изготовления устройства.

Портал о ландшафтном дизайне

Ходоуменьшитель для мотоблока: предназначение и способы изготовления.

Появление мотокультиваторов существенно упростило жизнь каждому фермеру. С их помощью владельцы земельных участков получили возможность высаживать и собирать урожай, ухаживать за растениями и выполнять ряд других работ, экономя свое время и силы.

Огородную технику можно сделать еще более эффективной и функциональной, если использовать вместе с ней дополнительное оборудование. К таким приспособлениям относится ходоуменьшитель к мотокультиватору. Такого рода изделие достаточно просто изготовить самому, в результате чего вы получите эффективный инструмент, помогающий добиться понижения скорости передвижения культиватора.

Чаще всего ходоуменьшитель используется в паре с пневмоколесами. Немного реже оборудование применяется вместе с колесами, оборудованными грунтозацепами. Это помогает существенно улучшить сцепку культиватора с грунтом, что нередко требуется в условиях очень рыхлой и мягкой почвы.

Немного снизить скорость движения культиватора зачастую требуется в том случае, когда оператору необходимо направить мощность культиватора не на его скоростные показатели, а на увеличение крутящего момента или повышение тягового усилия.

Конструктивные особенности приспособления

По своей конструкции, ходоуменьшитель – это своего рода понижающий редуктор. Благодаря использованию цепи он превращает движущую силу культиватора в работу навесного оборудования. Это приспособление можно приобрести во многих магазинах сельхозтехники. Однако если ходоуменьшитель для мотокультиватора сделать самому, то вам удастся сэкономить неплохую сумму денег. Конструкция оборудования состоит из таких элементов:

  • Целого корпуса генератора;
  • Роторного вала;
  • Фланцевого подшипника;
  • Конической шестерни;
  • Стальных деталей;
  • Винтов;
  • Шкива.

Изготовить уменьшитель хода для мотокультиватора своими руками достаточно просто.
Чтобы не допустить типичных ошибок, обязательно сделайте чертежи, в которых потребуется указать размеры и материал деталей и последовательность их крепления.

Самостоятельная сборка уменьшителя хода

Имея все необходимые запчасти, можно приступать к сборке уменьшителя хода своими руками. Чтобы готовая конструкция хорошо справлялась со своими функциями, следует действовать четко по описанному ниже алгоритму:

  1. Сначала сделайте все нужные расчеты, чтобы итогом работы стала хорошо сбалансированная конструкция. В качестве генератора можно взять элемент от отечественного мотоцикла «Урал»;
  2. Главное, что требуется от устройства – высокая мощность и стабильный крутящий момент;
  3. Далее приступите к вырезанию оболочки двух подшипников, которые потребуются для приводного вала. Он будет запускать шестерню. При работе учтите диаметр редуктора;
  4. Затем нужно определиться с подшипниками. Фланец должен располагаться с противоположной стороны редуктора. Внутри него должна находиться металлическая шайба;
  5. Далее установите ведомый вал, на котором будет стоять шестерня. Изделие должно подключаться к валу роторного генератора и передаточному механизму;
  6. В конце потребуется закрепить шкив с ведомым валом при помощи пружинной гайки и шайбы.

Сделав ходоуменьшитель, его потребуется испытать. Чтобы проверить устройство, его следует подключить к сцепке агрегата, а также установить колеса для культиватора. Если вы все сделали правильно, то колеса станут крутиться медленно, при этом, сам культиватор будет прижиматься к земле.

Выбирая колеса для мотокультиватора, которые будут работать в паре с уменьшителем хода, нужно уделить большое внимание их диаметру. Не нужно выбирать слишком большие детали, чтобы не нагружать мотор агрегата. Оптимальными станут колеса, диаметром от 25 до 30 см.

Если самодельные устройства планируется использовать в паре с другим навесным оборудованием, к примеру, для плуга, то ходоуменьшители должны обладать достаточной мощностью, чтобы прижимать инвентарь к почве. Обязательно учтите это при подготовке запчастей для изготовления устройства.

Мотоблоки уже не первый год считаются высококлассными и надежными помощниками для фермера. Немалой функциональности добавляет и навесное оборудование, позволяющее превратить классический мотоблок в нечто более разностороннее и полезное.

В сегодняшней статье речь пойдет о весьма любопытном приспособлении ходоуменьшителе, который поспособствует снижению скорости хода. Подобная особенность будет актуальной, если рабочая скорость агрегата окажется несколько меньше показателя транспортной скорости.
Благодаря установке ходоуменьшителя на мотоблок можно ощутимо повысить крутящий момент и улучшить показатели тягового усилия.

Конечно же, гораздо проще приобрести готовый фабричный вариант, но зачем переплачивать, если сконструировать не менее практичную самоделку можно буквально за несколько часов. Если говорить откровенно, что указанный тип навесного оборудования уж больно напоминает редуктор понижающего типа, поэтому с его созданием проблем не должно возникнуть.

  • шкив;
  • винты;
  • рабочий корпус от генератора;
  • роторный вал;
  • шестерня конического типа;
  • подшипник фланцевого направления;
  • сталь.

Те люди, которые уже имеют опыт в конструировании вспомогательных приспособлений, для мотоблока смогут с легкостью создать нового помощника, тогда как новичкам в этой области следует запастись терпением и ни в коем случае не опускать руки.

Читайте также:  Мотоблоки Профи – обзор технических характеристик моделей

  • Для начала следует разобраться со всеми компонентами схематично, обозначить показатель крутящего момента, мощность и определиться с оборотами в минуту;
  • Затем нужно выбрать корпус для будущего инструмента. Нередко в этой роли используется элемент от мотоцикла;
  • Следующий шаг состоит из вырезания оболочки нескольких подшипников для приводного вала, приводящего шестерню в движение. Важно сразу же обратить внимание на диаметр редуктора;
  • Подбирая подшипники, важно расположить фланель с другой стороны редуктора;
  • Теперь нужно отыскать ведомый вал, выступающий в качестве основы для фиксации шестерни;
  • Самодельное творение должно быть подключено к механизму передачи и валу роторного генератора;
  • Последний штрих состоит в закреплении шкива к ведомому валу, используя пружинные шайбы и гайки.

После проведения всех указанных процедур можно смело эксплуатировать ходоуменьшитель и оценивать все его практические преимущества. Но нельзя забывать, что самодельные устройства особенно требовательны к уходу и диагностике, ведь при наплевательском отношении они быстро перестанут работать.

Требования к безопасности эксплуатации ходоуменьшителя:

  • Во время рабочего процесса необходимо обувать только крепкую рабочую обувь;
  • Перед началом использования следует в обязательном порядке убедиться в том, что все крепежные элементы надежно соединены;
  • Смазывать все звездочки и цепи солидолом нужно только до включения или после выключения двигателя (желательно проводить такую процедуру как минимум 1 раз в год).

Более того, следует понимать, что при краткосрочном хранении устройства ходоуменьшитель необходимо избавить от грязи и пыли, а также вытереть его насухо. Если же планируется, что оборудование будет находиться в хозяйственном помещении довольно продолжительное время, тогда необходимо не только очистить, но и покрыть все поверхности и крепежные соединения специальным консервационным маслом.

С целью облегчения сельскохозяйственного труда уже давным-давно используется мотоблок. Эта полезнейшая машина выполняет просто широчайший спектр заданий, и как мы уже не раз говорили, является незаменимой вещью при работе с землей, перевозке грузов, заготовке корма животным и дров, уборке снега и т.д. Из тех, кто воспользовался мотоблоком хотя бы один раз, желающих вернуться к плугу или лопате можно сосчитать на пальцах одной руки.

Для того, чтобы сделать мотоблок наиболее эффективным, используются различные аксессуары. Грунтозацепы, например, позволяют сделать более тщательным сцепление с почвой, что необходимо во время вспашки или сбора урожая картофеля. Это своеобразные металлические колеса с шипами, которые вовсе не сложно сделать самому. О том, как сделать Вы можете прочитать в предыдущей статье. Кроме грунтозацепов, стоит обратить внимание на адаптер, который представляет собой 2 колеса, дышло, рулевое управление и сиденье. Купив адаптер, Вы превратите свой мотоблок в невероятно удобное устройство, за которым не нужно ходить пешком.

Еще одним навесным инструментом для мотоблока выступает ходоуменьшитель. Бывают ситуации, при которых возникает необходимость уменьшения хода мотоблока. Это происходит, когда рабочая скорость машины ниже ее транспортной скорости. Увеличить крутящийся момент, а соответственно, повысить тяговое усилие позволяет ходоуменьшитель. По сути ходоуменьшитель – это тот же понижающий редуктор. С помощью необходимой цепи он позволяет трансформировать движущую силу агрегата в работу навесного оборудования. Вы можете , а можете изготовить его самостоятельно.

Для того, чтобы собрать ходоуменьшитель для мотоблока своими руками Вам понадобятся: корпус генератора, фланцевый подшипник, роторный вал, шайба и фланец из качественной стали, ведущая коническая шестерня, корпус редуктора, шпонка, два подшипника вала-шестерни, ведомый вал-шестерня, сталь для изготовления оболочки подшипников вала-шестерни, винты для крепления шкива и фланца, шкив клиноременной передачи.

В сборке ходоуменьшителя своими руками нет ничего сложного. Однако, если раньше Вы не изготавливали самостоятельно навесных инструментов для мотоблока, то, возможно, Вы испытаете некоторые трудности, от которых вовсе не стоит расстраиваться. У Вас обязательно получится собрать ходоуменьшитель своими руками. Просто запаситесь терпением.

Первоначально следует выполнить некоторые расчеты и определиться с корпусом самодельного ходоуменьшителя. Эту роль отлично выполнит заводская деталь, позаимствованная у широко известных мотоциклов типа ирбитского Урала или киевского Днепра. Касательно расчетов, необходимо вычислить номинальную мощность, крутящийся момент и количество оборотов, совершаемых в течение минуты.

Закончив с расчетами и определившись с выбором корпуса, приступайте к вырезанию оболочки подшипников вала-шестерни. Чтобы одолеть сталь, Вам пригодятся сверло соответствующего размера и штангенциркуль. Ориентируйтесь на диаметр редуктора. Сразу после вырезания определяемся с размерами подшипников вала-шестерни, выбираем соответствующие. Стальной фланец устанавливаем на противоположной стороне редуктора. Внутри него размещаем шайбу из стального сплава и фланцевый подшипник. С помощью винтов прикручиваем фланец к генераторному корпусу. Ищем максимально подходящий ведомый вал-шестерни, стальную шпонку и ведущую шестерню. Все без исключения узлы непременно соединяем с валом роторного генератора и механизмом передачи. С помощью гайки и пружинной шайбы фиксируем к ведомому валу шкив клиноременной передачи.

Вуаля! Самодельный ходоуменьшитель готов к установке на современные, работающие на бензине или дизеле , с использованием системы воздушного охлаждения. Как видите, ходоуменьшитель для мотоблока своими руками собрать довольно просто. Всего несколько часов, и Ваш мощнейший агрегат готов к работе в максимально жестких условиях; ему нипочем даже самый тяжелый грунт. Вся мощность мотоблока будет направлена в полезное русло. Не стоит забывать, что подобное изобретение нуждается в тщательном уходе, регулярной диагностике и смазке. Перебирайте время от времени свой авторский ходоуменьшитель, и заботьтесь о надлежащей смазке движущихся частей. При нормальной эксплуатации и должном внимании самодельный ходоуменьшитель прослужит Вам не один год, став достойной альтернативой продукции ведущих отечественных и зарубежных заводов-изготовителей.

Все мы знаем, что сельскохозяйственный труд очень сложен и отнимает массу сил, но использование мотоблока позволит существенно упростить работу. Посредством этой техники можно решать широкий спектр задач. Например, будет возможность выполнять различные земельные работы, транспортировать грузы, заниматься заготовкой кормов для животных и даже убирать снег. Многие люди, которые однажды работали с мотоблоком, никогда не захотят снова брать в руки лопату.

Предназначение ходоуменшителя

Мотоблок можно сделать более функциональным и эффективным в использовании, если применить дополнительные инструменты. Например, самодельный ходоуменьшитель для мотоблока можно изготовить всего за несколько часов, но пользы от этого устройства будет очень много. Немалой популярностью пользуются и грунтозацепы, что дает возможность в разы увеличить сцепление с почвой, а это очень удобно на этапе вспашки земли или сбора урожая.

Речь пойдет именно про ходоуменьшители, являющиеся навесным инструментом для любого мотоблока. На этапе использования мотоблока могут возникнуть ситуации, когда потребуется добиться снижения скорости хода. Это будет нужно, когда рабочая скорость мотоблока будет намного меньшей, чем показатель транспортной скорости. Использование ходоуменьшителя дает возможность повысить крутящий момент, а также тяговое усилие.

Суть констуркции и принцип изготовления

По своей сути этот инструмент представляет собой обычный аналог редуктора понижающего типа. Посредством цепи он дает возможность превратить движущую силу машины в работу дополнительного инструмента. Его можно купить в специализированных магазинах или же изготовить самостоятельно. Чтобы собрать ходоуменьшитель на мотоблок, нам потребуется:

  • целый корпус от генератора;
  • подшипник фланцевого типа;
  • роторный вал;
  • шестерня конического типа;
  • сталь;
  • винты;
  • шкив.

Самостоятельно сделать ходоуменьшитель к мотоблоку несложно, однако люди, которые ранее не сталкивались с подобной работой, могут испытать ряд сложностей. Нужно запастись терпением и проявить максимальную внимательность, чтобы добиться желаемого результата.

Приступаем к сборке

На начальном этапе производим расчеты, чтобы появилась возможность определиться с корпусом для этого инструмента. Можно использовать и заводскую деталь от отечественного тяжелого мотоцикла «Урал». В расчетах следует определить мощность, показатель крутящего момента, а также обороты в минуту.

Теперь начинаем вырезать оболочку двух подшипников для приводного вала, который будет приводить в движение шестерню. На данном этапе нужно брать во внимание диаметр редуктора.

Потом подбираем подходящие подшипники. Фланец нужно разместить с другой стороны нашего редуктора. Внутри должна присутствовать стальная шайба. Теперь подбираем ведомый вал, где будет фиксироваться шестерня. Наша самоделка должна быть подключена к валу роторного генератора, а также механизму передачи. Теперь останется только при помощи гайки и пружинной шайбы зафиксировать шкив к ведомому валу.

Итог: эффективная модернизация

На самом деле в создании этого дополнительного оборудования нет каких-либо сложностей, так как все детали можно взять от распространённой техники. В итоге ваш мотоблок будет подготовлен к работе в тяжелых условиях, а твердый грунт теперь ему вовсе не будет страшен. Появится возможность направить весь потенциал этой техники в нужное русло.

Такое устройство, собранное своими руками, будет постоянно требовать внимания к себе, что позволит избежать поломок. Для этого нужно своевременно проводить диагностику и смазывать все трущиеся детали.

Ходоуменьшитель для мотокультиватора применяется при высокой скорости работы мотокультиватора, когда необходимо понизить ее до скорости эффективной для обработки земли. Ходоуменьшители лучше всего применять при работе с дополнительным прицепным оборудованием, прицепом, окучивании земли и уборке снега.

Применение ходоуменьшителя заводской сборки

Для понижения скорости движения мотокультиватора применяется вал с понижающим редуктором, который через ременный привод понижает количество оборотов ведущих колес. Также, существуют ходоуменьшители, которые встраиваются в сам двигатель мотокультиватора и с помощью требуемого оборудования понижает обороты ДВС и в следствии уменьшается скорость прохождения земельного участка данным устройством. Принцип работы такого устройства довольно простой. На полуосях мотокультиватора устанавливаются небольшие звезды, а на ходоуменьшитель предусмотрены звездочки большего диаметра, таким образом, обороты с мотокультиватора передаются гораздо меньше, чем в начале.

Ходоуменьшители лучше всего применять на бензиновых и дизельных двигателях с воздушным охлаждением, так как тяговые свойства по отношению к двигателю довольно низкие. На тяжелом грунте лучше использовать дизельные мотокультиваторы, так как тяговые свойства у них гораздо выше, чем в бензиновых двигателях.

Ходоуменьшитель своими руками

Ходоуменьшитель для мотокультиватора своими руками сделать довольно просто . Для уменьшения количества оборотов колес можно использовать колеса большего диаметра, в зависимости от требуемой скорости. Всем нам известно, что вращение от вала двигателя передается на ведущие колеса и скорость вала не изменяется. При больших колесах можно достичь меньшее количество оборотов колес, так как вал вращался и будет вращаться с одинаковой скоростью, а колеса теперь с меньшей.

Также, существует и другой метод уменьшения скорости мотокультиватора с помощью ходоуменьшителя. Для этого можно взять несколько стальных листов и сделать коробку. В ней просверлить необходимые отверстия и закрепить как навесное оборудование под корпус мотокультиватора. Затем, внутри вварить металлическую трубку любого диаметра и насадить на нее шестерню большего размера, чем на приводном вале мотокультиватора. Провести цепь для передачи вращения ведущей и ведомой шестерни. Вот и готов наш ходоуменьшитель для мотокультиватора.

Читайте также:  Какой мотоблок лучше выбрать: дизельный или бензиновый?

Уменьшитель хода для мотоблока – предназначение механизма

Современный бытовой мотоблок – это многофункциональный агрегат, устройство которого состоит из всех необходимых для работы деталей и механизмов. При необходимости, конструкцию мотоблока можно укомплектовать дополнительными элементами, одним из которых является ходоуменьшитель на мотоблок. О функциях этого механизма, а также особенностях изготовлении его своими руками поговорим более детально.

Каждый, без исключения, мотоблок можно доработать при условии наличия желания и подходящего механизма. В число таких механизмов входит ходоуменьшитель. Этот элемент обладает очень простой конструкцией, однако он способен принести массу пользы для фермера.

По своей сути, уменьшитель хода для мотоблока – это специальный редуктор, функция которого заключается в снижении количества создаваемых двигателем оборотов с целью увеличения потенциальной тяги мотоблока и передачи вращательного момента на вал с фрезами и колеса агрегата. Благодаря этому мотоблок получает тягу, достаточную для эффективной вспашки целины, участков с тяжелыми глинистыми грунтами и высокими зарослями сорняков. Более того, при этом весь процесс обработки грунта осуществляется на низких оборотах мотора, что позволяет сэкономить горючее. Ходоуменьшитель крепится в специальном «гнезде», установленном на корпусе мотоблока. При монтаже к механизму подключаются валы колесных осей и КПП агрегата.

Большинство производителей мотоблоков советуют использовать ходоуменьшитель в случаях, когда сельскохозяйственный агрегат применяется вместе с картофелекопалкой, окучником, отвалом для уборки снега, прицепом, косилкой и адаптером.

Принцип изготовления ходоуменьшителя

Конструкция и принцип действия ходоуменьшителя для мотоблока очень сильно напоминает обыкновенный редуктор. Уменьшитель хода позволяет направить усилие силового агрегата мотоблока на повышение эффективности используемого навесного оборудования.

Сегодня каждый фермер может приобрести ходоуменьшитель для мотоблока, однако, в связи с высокой стоимостью некоторых моделей оборудования, многие энтузиасты предпочитают изготавливать механизмы своими руками.

Для работы по сборке узла потребуется подготовить:

  • неповрежденный генераторный корпус;
  • фланцевый подшипник;
  • вал роторного типа;
  • небольшая коническая шестерня;
  • стальной лист;
  • шкив и винты;
  • металлический трубы.

Изготовить самодельный уменьшитель хода не сложно. Тем не менее, не имеющие опыта в работе фермеры могут столкнуться с определенными сложностями. В таком случае следует проявить терпение, и строго соблюдать алгоритм сборки.

Как сделать ходоуменьшитель для мотоблока своими руками?

На сборке всего необходимого оборудования подготовительный этап не заканчивается. Чтобы работа прошла быстрее, и в процессе ее выполнения удалось избежать ошибок, потребуется изучить чертежи. В них обязательно должны быть указаны места монтажа отдельных деталей и способы их крепления в конструкции.

Дальнейшая последовательность сборки выглядит следующим образом:

  1. Основным элементом изготавливаемого уменьшителя хода является его корпус. Именно от его состояния зависит эффективность работы готового механизма, а также соотношение валов, осей и соосность подшипников. Лучше всего для изготовления корпуса использовать листовой металл. При этом одна из стенок самодельного корпуса обязательно должна быть съемной – это облегчит обслуживание механизма. Упростить изготовление этого элемента можно в том случае, если использовать для сборки ходоуменьшителя уже готовый корпус от генератора;
  2. Трубы при сборке используются вместо посадочных гнезд для подшипников. При этом диаметр внутренней полости используемых труб должен быть равен диаметру внешней полости подшипников. При сборке их следует установить в подходящее положение и закрепить посредством сварки;
  3. Валы можно сделать, применив для этого круглый прокат из закаленной стали. Используемый прокат потребуется проточить до подходящего диаметра, а также проделать канавки и бурты. После этого понадобится тщательно обработать пазы в шпонке при помощи фрезеровочного станка. При работе ходоуменьшителя на мотоблоке установленные валы будут вращаться в паре со звездочками, и передавать создаваемый мотором крутящий момент посредством цепи и шпонки;
  4. Подшипники в конструкции будут играть роль опор для используемых валов. На них будет воздействовать значительная нагрузка, поэтому от правильно подобранных подшипников зависит эффективность и долговечность ходоуменьшителя для мотоблока. Лучше всего применять для сборки радиальные подшипники – они не нуждаются в специальном обслуживании и частой замене;
  5. Цепь и звездочку потребуется приобрести отдельно, так как на самостоятельное изготовление этих деталей уйдет много времени и сил. В деталях об изготовления ходоуменьшителя расскажет видео.

Завершив изготовление самодельного ходоуменьшителя, его потребуется установить на раму мотоблока и провести испытания. Если при тестировании механизма из его посадочного места слышны скрипящие звуки, то нужно остановить работу и проверить качество его фиксации на раме. Зафиксировав болты, можно продолжить дальнейшую проверку ходоуменьшителя.

В процессе эксплуатации уменьшителя хода на мотоблоке следует помнить, что этот механизм – в первую очередь, редуктор, который позволяет уменьшить скорость мотоблока. Соответственно он нуждается в постоянной смазке. Для его исправной работы необходимо использовать обыкновенное трансмиссионное масло, менять которое нужно не реже 1 раза за 70–100 часов эксплуатации мотоблока.

Изготовленный, таким образом, ходоуменьшитель подойдет для монтажа на мотоблоки известной марки Нева. Благодаря простой конструкции агрегатов этого бренда каких-либо проблем с установкой уменьшителя хода возникнуть не должно.

Ходоуменьшитель для мотоблока своими руками

Автомеханик, специализируется на С/Х технике

Прошло то время, когда на обработку небольшого участка земли приходилось тратить чуть ли не весь день и работать на износ. Хорошо, у кого был мотоблок, – такому хозяину завидовали все в округе. Сейчас дело обстоит совсем иначе. Моторизованная сельскохозяйственная минитехника занимает лидирующие позиции по количеству продаж. Дополнительное оборудование, которое используется в мотоблоках, и мощность мини-трактора позволяют успешно обрабатывать большие площади приусадебных участков. При работах на тяжелых почвах необходима дополнительная сила. Для этого широко используется понижающий редуктор или так называемый ходоуменьшитель на мотоблок.

Устанавливаются они вместе с пневмоколесами и практически не используются на колесной паре с грунтозацепами. Уменьшение оборотов и скорости движения мотоблока позволяет увеличить тяговое усилие агрегата. Сделать его самому не составит большого труда.

Ходоуменьшитель позволит обработать любую почву вашему мотокультиватору

Устройство ходоуменьшителя

Конструкция механизма довольно проста с технической точки зрения и включает в себя:

  • корпус;
  • роторный вал;
  • подшипник фланцевый;
  • шестерня коническая;
  • шкив;
  • стальные детали и винты.

Подобрать ходоуменьшитель для мотоблока можно в любом специализированном пункте продажи сельхозтехники. В случае самостоятельного изготовления, можно сэкономить и оставить немалую сумму денег на что-либо другое, необходимое в огороде. Перед изготовлением конструкции лучше заготовить чертежи всех узлов с размерами.

В данном видео рассмотрим установку ходоуменьшителя:

Делаем своими руками

Как сделать ходоуменьшитель на мотоблок своими руками? Механизм по конструкции очень похож на редуктор. Включение его в работу мотоблока перераспределяет часть тягового усилия на дополнительное навесное оборудование. Работу по изготовлению устройства можно условно разделить на несколько этапов:

  1. Подготовительные мероприятия. На данном этапе подбирается корпус для будущего механизма, заготавливаются металлические трубы, подшипники, шестерни, стальной лист и винты.
  2. Изготавливают валы. Основным материалом выступает круглый прокат закаленной стали. С использованием станков заготовки протачивают, добиваясь точного размера, а также проделывают канавки. Валы передают крутящий момент, а радиальные подшипники удерживают их.
  3. Устанавливают цепи и звездочки. Этот материал лучше приобрести в магазине.
  4. После сборки корпуса ходоуменьшителя проводят его испытание. В случае возникновения каких-либо посторонних звуков и скрипов, работу приостанавливают и исправляют нарушения.

Совет. Браться за изготовление самодельных устройств следует только при наличии опыта и при сборке четко придерживаться алгоритма необходимых операций.

Необходимые материалы и инструменты

Для начала нужно точно определиться с техническими характеристиками конструкции: тип передачи, ее передаточное число, расстояние между валом и осью колесной пары. В работе понадобятся следующие инструменты:

  • сварочный аппарат;
  • электродрель;
  • набор напильников и надфилей;
  • средства измерения (штангенциркуль, линейка);
  • тиса;
  • молоток.

Инструмент должен быть визуально осмотрен и проверен.

Важно! Неисправным инструментом пользоваться категорически запрещается во избежание нанесения случайной травмы себе и окружающим.

Чертеж

Планируя выполнение работ, всегда следует помнить о важности составления схем и чертежей. Желательно, чтобы они были сделаны профессионально. В чертеже содержатся все данные для изготовления модели и ее эксплуатации: необходимый крутящий момент, количество оборотов вала. Он с точностью поясняет принцип взаимодействия деталей конструкции.

Технология сборки

После выполнения проектных работ и подготовке материала можно с уверенностью приступать к монтажу механизма уменьшения хода.

Работы по сборке сводятся к следующему:

  1. Выполняются все необходимые расчеты, чтобы достичь максимальной мощности и стабильного крутящего момента.
  2. Заготавливают два подшипника привода, который будет задавать движение шестерни.
  3. Фланцевые подшипники должны располагаться на противоположной стороне редуктора, внутри которого устанавливается шайба.
  4. Устанавливают приводной вал с закрепленной шестерней.
  5. Выполняют подключение вала с ротором генератора и закрепляют его с помощью пружинной гайки.

Собранная конструкция подлежит испытанию. Включая его в работу, при условии правильной сборки, колесная пара минитрактора должна крутиться не так быстро, а сама конструкция мотоблока будет прижиматься к земле.

Совет. Колеса слишком большого диаметра негативно будут сказываться на работе культиватора. Поэтому лучше остановиться на колесной паре с небольшим диаметром, примерно, 25-30 сантиметров.

Если планируется нагрузить мотоблок плугом для вспашки твердой почвы, то уменьшители хода нужно делать максимально мощными.

Основные правила, придерживаясь которых, обеспечивается надежная и долгая работа моторизованной установки:

  • после первого удачного опробования ходоуменьшителя необходимо 1 раз в 6 месяцев проводить технический осмотр механизма с обязательным включением, заменой машинного масла подшипников, смазки подвижных частей;
  • перед работой на приусадебном участке нужно проверять надежность крепления элементов и целостность корпуса механизма;
  • манипуляции по протирке и смазыванию уменьшителя хода выполняют на остывшем выключенном оборудовании;
  • дети и несовершеннолетние не допускаются к работающему устройству во избежание получения случайных травм.

В действительности, создание уменьшителя хода мотоблока собственными руками по готовым чертежам, не представляет особой сложности. Большинство деталей можно брать от других известных производителей сельскохозяйственной техники. Конечно, не имея должного опыта, до появления на свет желаемого механического узла, пройдет не один день. Необходимо набраться терпения и максимально сконцентрироваться, а результатом станет мощный минитрактор, который не остановится перед работой в тяжелом грунте и выполнит ее на высоком уровне и в короткие сроки.

Ссылка на основную публикацию