Фреза для мотоблока: разновидности, применение и обслуживание

Фрезы для мотоблока: подбор, эксплуатация, самостоятельное изготовление

Фреза к мотоблоку – один из самых распространенных видов дополнительного оборудования для обработки почвы. Она являет собой набор специальных ножей, закрепленных на оси. С их помощью можно быстро и легко избавится от сорняков, произвести культивацию грунта на участке. Для того, чтоб подобрать оптимальный вид фрезы для своего мотоблока, следует немного классифицировать их.

Классификация фрез

По расположению фрезы бывают боковые и навесные. Боковые устанавливаются по обе стороны на мотоблок, работают от приводных валов колес. По сути, при подобном расположении эти фрезы заменяют колеса и приводят технику в движение.

Второй вид – фреза, работающая от вала отбора мощности, расположена сзади агрегата и не участвует в движении. Мотоблоки брендов Целина, Нева МБ-1 и МБ-2, МТЗ имеют именно такое устройство фрез.

По конструкции ножей выделяют два вида фрез – саблевидную (активную, стандартную) и так называемые гусиные лапки.

Активные фрезы

Активная фреза состоит из набора четырех мощных ножей, установленных под углом 90° относительно друг друга. Таких комплектов на одной оси может быть от двух и более. Количество дополнительных фрез, а также величина их ножей зависит напрямую от производительности мотоблока. Ножи у данной фрезы в виде изогнутых полос, загнутых поочередно в разные стороны. Их конструкция и прочность позволяют без опаски обрабатывать целину, а также участки, где попадаются камни и корни.

Гусиные лапки

Второй конструктивный тип фрез – гусиные лапки. Свое название изделие получило за необычную форму режущих элементов, напоминающих лапки гуся. Они имеют форму треугольника и расположены на краях стоек. Количество режущих элементов и размер данного модуля также зависит от мощности мотоблока. Чем больше стоек с ножами – тем качественнее обработка.

Данная фреза способна обрабатывать тяжелые целинные и глинистые грунты, но на участках с повышенной растительностью и корнями, скорее всего, изделие будет забиваться.

Как правильно собрать фрезы на мотоблок?

Сборка фрезы может вызвать некоторые трудности, особенно если заниматься этим первый раз и в одиночку.

Для начала следует ознакомиться со строением фрезы.

На чертеже ниже обозначены ее основные составляющие элементы:

  • роторная ось (бывает разной длины, может быть цельной и разъемной);
  • палец с фиксатором;
  • ножи (правый и левый);
  • элементы крепления конструкции (гайки, шайбы и болты).

Также не забудьте учесть тот факт, что движение ножей во время работы направлено против часовой стрелки. Будьте внимательны при сборке модуля – любое отклонение в конструкции приведет к тому, что балансировка оси будет нарушена, агрегат при работе будет заносить в сторону.

Предлагаем также ознакомиться с видео, на котором подробно рассказано о процессе сборки фрез к мотоблоку:

Установка фрез на мотоблок

Устанавливать фрезы на мотоблок лучше с напарником, чтобы избежать травм, падения или повреждения агрегата. Перед началом установки приподнимите мотоблок. Можно использовать подручные средства в качестве опоры. Если таких объектов рядом не имеется – сбейте две доски крест-накрест посередине. Полученной конструкцией подоприте руль. Убедитесь, что мотоблок стоит надежно. После этого можно снимать колеса и на их место устанавливать фрезы.

Самодельные фрезы для мотоблока

Для того, чтобы своими руками создать фрезу к мотоблоку, необходимо запастись такими инструментами и заготовками:

  • металлическая труба (диаметром не более 42 мм);
  • заготовки для режущих элементов фрезы (подойдут любые ненужные запчасти или куски металла. Например, можно использовать старые автомобильные рессоры);
  • сварка;
  • болгарка.

Режущие элементы подгоняются под необходимые размеры и при нужде затачиваются. Затем их нужно приварить к трубе в соответствующем порядке.

Специалисты рекомендуют не изготавливать фрезы диаметром более 50 см, поскольку так снизится риск ее поломки в процессе эксплуатации. Ниже приведен детальный чертеж для изготовления фрезы типа гусиные лапки:

При использовании фрез не забывайте также о технике безопасности и правилах эксплуатации изделия. Перед запуском фрезы должны находиться над поверхностью грунта, а их погружение в почву должно быть медленным и плавным.

Какие фрезы лучше для мотоблока?

Каждый вид фрез имеет свои недостатки и плюсы. При выборе фрез для мотоблока следует учитывать его мощность, а также условия эксплуатации.

Например, саблевидная почвофреза очень прочная благодаря своей конструкции и материалу, из которого она изготовлена. Этот вид фрез имеет целостные ножи, а изготовлены они из высокоуглеродистой закаленной стали. Она имеет универсальную функциональность, поскольку может работать в любых условиях и на разных грунтах. Также ножи данной фрезы легче ремонтировать – достаточно просто установить и закрепить новый режущий элемент.

Фреза типа гусиные лапки также подходит для обработки тяжелых грунтов и для культивации, но участки с дерном или кореньями будут для нее трудно преодолимыми. На них оборудование будет забиваться и плохо работать. Также, ввиду особенностей ее конструкции, она чаще подвержена поломкам, а ремонт обычно производится с помощью сварочных работ, что более долго и невыгодно.

Как видим, каждый из комплектов фрез не лишен достоинств. При выборе опирайтесь на технические характеристики вашего агрегата и на особенности предстоящих работ.

Нужно ли точить фрезы на мотоблок?

На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Все зависит от индивидуальных особенностей мотоблока, почвы и условий пользования. Например, для обработки тяжелых грунтов мощным мотоблоком с усиленными фрезами заточка необязательна. Ощутимого эффекта от данной процедуры Вы не увидите, лишь потратите силы и время.

Для обработки участка более легким мотоблоком с небольшими фрезами заточка является неплохим вариантом для улучшения качества труда. Но и здесь есть минусы. Во-первых, заточки хватает лишь на несколько часов, затем процедуру необходимо будет повторить, а это процесс длительный и трудоемкий. Во-вторых, заточенные ножи способствуют дроблению корней сорняков, а это в свое очередь может лишь ускорить их размножение.

Если Вы все же решитесь произвести заточку фрезы – снимите ее с мотоблока, очистите от земли. Предельно аккуратно наждачной бумагой подточите каждый режущий элемент, чтобы не повредить их.

Виды фрез для мотоблока и другого оборудования для обработки почвы

Фрезы для мотоблока — навесное оборудование, предназначенное для вспашки, рыхления грунта, перемешивания его с минеральными и органическими удобрениями, борьбы с сорняками и вредителями.

Благодаря высоким агротехническим характеристикам и большой степени крошения почвофрезы создают оптимальную плотность грунта, увеличивают его биологическую и биохимическую активность, при этом намного повышая урожайность. Обработка земли выполняется в весенний период перед посадкой сельскохозяйственных культур и после осенней уборки грубостебельных растений.

Устройства устанавливают на мотоблоки и культиваторы в качестве рабочего орудия. Они могут поставляться в базовом комплекте при покупке мототехники, продаваться по отдельности на отечественных рынках, а некоторые умельцы изготавливают их самостоятельно.

Разновидности фрез для мотоблока

Фрезы на мотоблок могут отличаться друг от друга по форме и конструкции, количеству ножей и их расположению. Они устанавливаются в задней части мототехники и зависят от вала отбора мощности. Лучший результат почворезы дают при увеличении скорости движения.

Общее устройство фрезы можно охарактеризовать как набор почвообрабатывающих пластинчатых ножей, размещенных под разными углами на лопастях, приваренных или закрепленных крепежными изделиями к вращающейся оси.

Лезвия плавно и поочередно входят в почву, что благоприятно отражается на трансмиссии мотоблока.

Выделяют 2 разновидности фрез:

  • активные, или саблевидные;
  • гусиные лапки.

Активные саблевидные

В стандартный комплект мототехники входят саблевидные фрезы. Они эффективны и популярны среди фермеров.

Почвофреза для мотоблока имеет разборную конструкцию, поэтому установка, обслуживание, ремонт и транспортировка максимально просты.

На вращающуюся ось вместо колес устанавливаются блоки, состоящие из 4 режущих механизмов под углом 90° друг к другу, скрепленных болтами, гайками и шайбами. Количество блоков с каждой стороны привода различно: 2, 3 и более единиц. На количество ножей и ширину модуля влияет масса техники и ее мощность.

Нож активной фрезы для мотоблока представляет собой изогнутую на концах полосу. Загибы направлены поочередно в разные стороны.

В заводских условиях лезвия производят из прочной легированной или высокоуглеродистой стали с обязательной термической закалкой и обработкой высокочастотными токами. При самостоятельном изготовлении насадки мастера рекомендуют использовать рессорную термообработанную и закаленную сталь 50ХГФА.

Гусиные лапки

Навесные механизмы под названием «гусиные лапки» используются сравнительно недавно. Высокая эффективность достигается за счет их специфической формы. Конструкция фрез — цельносварная и неразборная. Ножи выполнены в форме треугольника, расположенного на конце стойки.

Заводские стандартные фрезы имеют такие размеры:

  • ширина ножей — 41 см;
  • длина реза — 38 см;
  • высота орудия — 38 см;
  • вес — 16 кг;
  • номинальная рабочая скорость культиватора с фрезами — 2-5 км/ч.

Для изготовления почвенного орудия выбирают низкоуглеродистую сталь. Ножи самозатачивающиеся, при аккуратной эксплуатации их можно не точить.

Как собрать фрезы для мотоблока

Заводская фреза устанавливается, согласно инструкции по сборке. Для удобства работы пользуются специальными Х-образными козелками высотой 50 см, выполненными из дерева. Мотоблок устанавливают на сошник. Угол наклона должен составлять не менее 45°. Под рукоятку руля подставляют козелки и снимают колесо.

При сборке фрезы необходимо помнить, что оборудование состоит из правой и левой частей, которые скрепляются так, чтобы при движении техники вперед ножи своими режущими кромками входили в землю. Поэтому этот блок крепится по ходу движения.

Перед установкой фрезы на мотоблок своими руками необходимо проверить, чтобы пазы и отверстия на лопастях и лепестках навески соответствовали друг другу по диаметру. При неправильной схеме сборки мотокультиватор во время эксплуатации будет отклоняться от выбранного направления, процесс фрезерования обрабатываемой поверхности станет затруднительным.

Какие фрезы лучше

Насадки саблевидного типа подходят для любого грунта. Для участков с камнями и большими корнями рекомендуют использовать навесные механизмы с высокими эксплуатационными показателями. В активных фрезах ножи не ломаются из-за качественного материала изготовления. Режущие элементы характеризуются максимальной надежностью, прочностью и долговечностью. Установка фрез производится на культиваторы.

Гусиные лапки отличаются большой проходимостью фрезы по целине, нетронутой сельскохозяйственной техникой, в результате чего грунт легко и быстро обрабатывается, тщательно измельчается земляной ком, перемешивается на глубине 30-40 см. Они удобны для обработки земли каменистого и твердого типов, борьбы с сорняками и устанавливаются как на мотокультиваторы, так и мотоблоки.

Недостатком орудия является меньшая прочность. В процессе эксплуатации ножи необходимо постоянно осматривать на наличие повреждений и ремонтировать. Материал гусиных лапок имеет не такие высокие прочностные характеристики, как легированная или высокоуглеродистая сталь, тем не менее хорошо поддается сварочным процессам. При поломке или трещине режущих элементов изделие можно отремонтировать в домашних условиях с минимальными затратами. Это качество является главным преимуществом при выборе фрезы.

Читайте также:  Нужны ли права на мотоблок?

Фрезы на мотоблок

Такое оборудование, как фреза, является необходимым для любого мотоблока, так как с его помощью можно проводить большинство работ, связанных с обработкой почвы. В основном почвофреза идет в комплекте к агрегату, но в случаях, когда нужно поменять ширину и глубину обработки, следует приобретать оборудование отдельно.

Дополнительные фрезы позволяют увеличить функциональность мотоблока и упростить работу с ним. Специалисты рекомендуют иметь в своем арсенале несколько пар фрез.

Какие фрезы лучше для мотоблока?


Такие «ножи» для обработки почвы можно условно разделить на две большие группы. Каждая из них имеет свои особенности и подходит для определенного вида работ.

Саблевидная фреза к мотоблоку

Самые популярные и универсальные модели, которые эффективны при выполнении разных земляных работ. В этих моделях используется оптимальная форма ножей, для изготовления которых производители выбирают высококачественную прочную сталь.

Модели имеют разборную конструкцию, поэтому их установка и обслуживание максимально простое.

Гусиные лапки


Эти модели появились на рынке сравнительно недавно. С их помощью может быть обработана любая целина, также они эффективны при возделывании твердой и сложной почвы.

Особенности фрез данного типа:

  • сплошная конструкция, которая обеспечивает высокие показатели точности работы;
  • оборудование хорошо борется с сорняками;
  • удобство в эксплуатации, возможность замены запчастей в домашних условиях.

Такие модели, в отличие от саблевидных фрез, изготавливаются из углеродной стали, которая по прочности немного проигрывает.

Фрезы для мотоблока самодельные


Производители предлагают разные варианты почворезов для мотоблока. Можно использовать один комплект фрез или приобрести два разных вида устройств, меняя их в зависимости от условий обработки почвы.

Некоторые умельцы предпочитают использовать самодельные изделия, которые при правильной сборке будут не хуже заводских.

Основным преимуществом самостоятельного создания почфоврезы является то, что ее можно подстроить под специфические особенности участка.

Как собрать правильно фрезы на мотоблок?


Сборка фрезы своими руками должна проводиться максимально правильно. И здесь особо важно проследить за тем, чтобы активная часть врезалась в землю при работе. Для этого изначально рекомендуется изучить чертежи, а затем уже приступать к изготовлению оборудования.

Для создания фрез требуются следующие инструменты:

  • Ось ротора необходимой длины. Она может быть разделенной на две части, если нужно собрать фрезу из двух блоков.
  • Короткая ось.
  • Редуктор с фиксаторами.
  • Левые и правые ножи.
  • Болты, шайбы, гайки.

Сбор конструкции не занимает более часа, но здесь важно установить ножи таким образом, чтобы они не мешали вращениям.

  • Длинная роторная ось оборудуется ножами под углом 30 градусов.
  • Необходимо объединить по четыре ножа на одном блоке, закрепив их к редукторам.
  • Далее проверяется правильность конструкции и подтягиваются все крепежные элементы.


Данная конструкция является очень надежной и способна выдержать достаточно высокие нагрузки.

Установка фрез на мотоблок


Чтобы установить фрезы на мотоблок, следует использовать специальные деревянные козелки, высота которых должна быть около 50 см. Агрегат нужно опереть на сошник и наклонить на угол 45 градусов. Затем с него снимаются колеса и надеваются фрезы. На внешние концы с обеих сторон устанавливаются специальные тарелки, которые делают ход агрегата более плавным и устойчивым.

Нужно ли точить фрезы на мотоблок?


Любые почвенные фрезы являются самозатачивающимися инструментами. Заточка для них не нужна, так как она может лишь испортить конструкцию. Только в некоторых случаях, если вы используете фрезу очень давно и видите, что она стала плохо обрабатывать землю, можно подточить ножи.

Почвофреза – важный элемент каждого агрегата. Самодельные правильно собранные фрезы можно использовать на любых современных мотоблоках, в частности на Нева Мб 1 и Мб 2, МТЗ и других. Такие конструкции будут помогать в обработке земли и сделают выполнение сельскохозяйственных задач более простым.

Все о фрезах для культиватора

Фрезы являются ключевым компонентом мотокультиватора и позволяют существенно упростить работу огородника и ускорить рабочий процесс. В зависимости от разновидности они способны справляться с разными функциями. Однако назвать их универсальными нельзя, что зависит от сложности обрабатываемого грунта и вида того или иного приспособления. В статье вы прочтете о разновидностях ножей для культиватора и их особенностях, узнаете, нуждаются ли они в затачивании и какие из них лучше для разной почвы.

Назначение

Сегодня огородники научились с помощью фрез выполнять различные типы работ. Например, ножи используют для уничтожения густых зарослей сорной травы, культивирования почвы, перемешивания слоев земли с удобрениями. Кроме того, использование фрез для культиватора актуально, когда нужно выровнять поверхность почвы. При этом разновидности способны эффективно проявить себя при вспахивании целины на пастбищах и лугах.

Они влияют на качество вспашки, удобство управления культиватором в процессе возделывания земли, а также воздействуют на надежность трансмиссии устройства. Кроме того, они оказывают воздействие на функционирование рабочего блока мотокультиватора.

В зависимости от разновидности они позволяют уменьшить количество сорняков и насытить почву кислородом. При этом фрезы различаются количеством режущих кромок, их расположением и конструкцией.

Разновидности

На сегодняшний день известно два типа фрез: по расположению они бывают боковыми и навесными. Если классифицировать их по форме, можно выделить сабельные разновидности и вариант «гусиные лапки». Что касается изделия сабельного типа, то это наиболее распространенные насадки для культивации, которыми нередко комплектуют большинство мотокультиваторов. В зависимости от производителя изделия могут поставляться в разобранном либо собранном виде.

Данные варианты представляют собой ось, к которой приварены пластины с зафиксированными на них ножами в виде сабель. Секции идентичны и соединяются посредством болтов. Чем больше секция имеет навесное оборудование, тем больше ширина захвата почвы и, следовательно, ширина культивации. Эти фрезы хорошо справляются с участками земли, которые ранее подвергались обработке.

Что касается модификации «гусиные лапки», то эти фрезы, в отличие от предыдущего варианта, неразборные. А потому их не получится отремонтировать в случае поломки одного элемента. Здесь придется полностью менять навесное оборудование. Что касается количества секций, его выбирают индивидуально, подстраивая под собственные интересы. Именно такими насадками работают со сложной почвой.

Втулки у таких моделей круглые либо шестигранные. Эти модификации справляются с перебиванием растений в процессе культивирования почвы. Они характеризуются пониженной нагрузкой на редуктор.

Изделия этого типа предусматривают работу с мототехникой, в которой имеется система охлаждения воздуха. Кроме того, такие фрезы отличаются легким управлением в процессе работы.

Еще одной разновидностью ножей для мотокультиватора являются так называемые варианты «целина». Эти фрезы довольно мощные и надежные. Ими принято обрабатывать почву на большей глубине. Если рассматривать лучший вариант из трех типов ножей, стоит учитывать тип почвы.

Для легкого грунта достаточно заводского сабельного изделия. Чтобы снизить нагрузку на мотокультиватор, стоит приобрести «гусиные лапки». Если уж нужно обработать сложную почву, стоит присмотреться к варианту «целина».

Нужно ли точить?

Однозначного ответа на вопрос, нужно ли заточить нож, нет. У огородников свое мнение, но и оно противоречиво. Согласно их мнению необходимость заточки может зависеть от типа обрабатываемой почвы. К примеру, если грунт песчаный либо торфяной, можно не точить нож культиватора. Если же возделывают целину, не раз можно услышать о необходимости заточки лезвий. Что же касается мнения производителей, оно четко указывает, что заточка фрезам не нужна.

Зачастую огородники отмечают, что ножи в процессе эксплуатации не тупятся. Производители же указывают, что важнее убирать сорняки с лезвий, поскольку именно от этого ухудшается качество обработки почвы.

Специалисты отмечают, что заточка фрез сопровождается измельчением сорной травы. Это способствует их усиленному вегетативному размножению, а также нуждается в разборке ножей.

Конечно, два-три часа агрегат будет работать более эффективно, но затем лопасти вновь потребуется разобрать и заточить. А это потребует соблюдения правил сборки, ведь после заточки придется правильно собрать рабочий агрегат, а это может не каждый огородник. Что касается тяжелого мотокультиватора с довольно мощными фрезами, то здесь нет необходимости в затачивании. Кроме того, что на это уйдет немало сил и времени, эффект пользователь практически не почувствует.

Выбор для роторного мотокультиватора

При выборе фрезы для культиватора надлежит учитывать, как была произведена сборка ножей, закрепленных на вал. Например, модели могут быть изогнуты в одну, разные стороны. Варианты с направлением в одну сторону удобны тем, что таким способом удается предотвратить повреждение растений в процессе рыхления. Однако такие модификации имеют меньшую ширину захвата обрабатываемой почвы.

Для обработки залежных земель, покрытых густой растительностью, нужны надежные фрезы. Рабочими органами таких фрез являются пластинчатые ножи, закрепленные на вращающихся валах.

Здесь необходимо приобретать изделия, которые смогут эффективно крошить почву с небольшим углублением в землю.

Вертикальные фрезы с четырьмя роторами, а также боковым смещением и гидравлическим приводом хороши для возделывания приствольных полос в условиях с небольшой шириной междурядья. Помимо того, что они актуальны для удаления сорной травы с небольшой глубиной работы, они хороши для междурядной обработки без создания борозд при боковом смещении.

Чтобы выбрать верный вариант, нужно учитывать тип самого культиватора. Кроме того, нужно выбирать изделие с учетом предстоящих работ и технических характеристик. Однако в любом случае погружение в грунт устройства должно быть плавным. Также важно делать это медленно, поскольку спешка может привести к поломке ножей.

Установка

Если пользователь приобрел фрезы без сборки, надлежит их правильно собрать. Сегодня это несложно, поскольку в распоряжении покупателя имеется не только подробная инструкция производителя, но и широкий спектр видеоматериала, которым можно обзавестись в интернете. Собирая изделие, важно следить за тем, чтобы активная часть агрегата входила в почву во время работы. Боковые варианты устанавливают по обе стороны мотоблока, работают они от приводных валов и колес. При таком положении фрезы являются практической заменой колес мотокультиватора, именно они и приводят мототехнику в движение.

Фрезы, работа которых осуществляется за счет вала отбора мощности, располагаются позади культиватора. Они не принимают участия в движении устройства.

Чтобы установить любой вариант на культиватор, желательно воспользоваться помощью напарника. Это позволит избежать травмирования, падения, а также повреждения техники. В самом начале нужно поднять мотоблок.

Для установки фрез на культиватор необходимо пользоваться особенными деревянными козелками с высотой около 50 см. Также при этом технику нужно не только приподнять, но и опереть на сошник, а также наклонить под углом 45 градусов. Затем с мотокультиватора снимают колеса и на это место ставят фрезы. Далее на внешние концы с двух сторон надлежит установить специальные тарелки, за счет которых ход устройства будет плавным и устойчивым.

Читайте также:  Мотоблок с рулевым управлением: преимущества и особенности конструкции

Дополнительные секции устанавливают к основным за счет применения штифтов. Ограничительный металлический диск соединяют с каркасом посредством болтов. При этом количество лопастей надлежит подбирать для культиватора, опираясь на его мощность. Чтобы собрать режущие лопатки, позволительно применять одну либо несколько осей. Собирая фрезу с четырьмя лепестками, важно учитывать последовательность правого и левого лезвий, которые размещены на крепежной пластине.

Сравнение

Насадка «гусиные лапки» применима для плотного грунта. Ее можно использовать на разных модификациях мотокультиваторов благодаря вариативности втулки. Этими моделями проще управлять в процессе работы, но они боятся рывков и ударов в процессе обработки грунта. Активные аналоги или изделия заводского типа не всегда справляются с тяжелой почвой. Особенно это касается вариантов с китайскими ножами, где качество металла оставляет желать лучшего. Мало того, что пользователю будет сложно удержать технику в руках, так, кроме того, существенно увеличится нагрузка на редуктор.

Эти фрезы можно ремонтировать, снимая поврежденные элементы и заменяя их новыми. Кроме того, здесь есть фиксатор ширины захвата. По желанию оператора можно ставить в ряд дополнительные пары фрез.

Если заранее известно, что нужна обработка сложной почвы, здесь либо придется подбирать качественные фрезы производителей Украины и Польши, либо искать другие модификации.

Что касается спиралевидных фрез, именуемых «целиной», то данная конструкция цельносварная, что делается именно для увеличения ее прочностных характеристик при эксплуатации. Именно поэтому она выдерживает большие нагрузки. Единственное, что может не понравиться пользователю, – это медленность работы. Однако оно и понятно: разогнаться на целинной почве не получится, как ни хотелось бы.

Если хочется купить именно такой вариант фрез, важно учесть еще один его недостаток — во время культивирования земля будет выталкиваться от центра к краям. От этого будет образовываться неглубокая борозда, что может в дальнейшем потребовать выравнивания земельного участка. В остальном же спиралевидные фрезы считаются более надежными устройствами в сравнении с иными аналогами. Они прочны, надежны и долговечны. Если нужна качественная обработка почвы на сложном участке, они станут оптимальной подмогой огородника.

Сравнение фрез ждет вас в следующем видео.


Как правильно собрать фрезы на мотоблок?

Назначение мотоблока – это облегчение обработки почвы, поэтому надо знать как правильно собрать фрезы на него. Самые трудоемкие процессы при выращивании садовых и огородных культур связаны с необходимостью подготовить территорию для посадки растений. Необходимо разрыхлить грунт, чтобы в дальнейшем подготовить грядки для высадки рассады или посева семян. Из-за этого сборка фрезы мотоблока производится сразу после приобретения механического помощника для сада и огорода.

Для рыхления используют почвенные фрезы. Конструкции активного рабочего инструмента для измельчения грунта довольно разнообразны. Некоторые предусматривают не только дробление комков, они могут еще и выбирать корневища многолетних сорняков. Поэтому мастера-самодельщики изобретают и создают роторные рабочие органы для мотоблоков, способные бороться с сорной растительностью.

Глубокая обработка почвы

При освоении новых участков приходится осваивать целину. Обычно она обильно зарастает дерниной, многолетними травами и бурьяном. Справиться обычными инструментами с подобными территориями довольно сложно. Чаще прибегают к культивации с помощью глубокой обработки с оборотом пласта. При оборотной пахоте происходит подрезание части слоя, ее подъем и переворот вокруг собственной оси. В результате земля из нижнего слоя оказывается сверху. Сорные травы в течение определенного времени не могут расти. У культурных растений появляется фора для опережающего развития.

Подобную работу выполняют осенью. Корневища крапивы, пырея ползучего, одуванчика и иных сорняков подмерзают в ноябре-декабре, когда температура воздуха опускается ниже -15…-17 ⁰С (стабильного снежного покрова еще нет). В дальнейшем они теряют способность к росту.

В дальнейшем к подобному приему прибегают каждую осень. Через 2…4 года осенней зяблевой пахоты количество сорных трав на участке многократно сокращается.

Глубокая пахота позволяет:

  • обернуть пласт почвы и дать возможность растениям использовать для питания вещества, которые в течение сезона постепенно смещаются на нижние горизонты. Подобная операция позволяет снизить засоление грунта минеральными подкормками, а также сократить количество вносимых удобрений;
  • аэрация нижних слоев почвы способствует возникновению аэробных процессов перегнивания растительных остатков. Обычно в нижних слоях доступ кислорода воздуха ограничен. Поэтому создаются условия, когда перегнивание корней стержневого типа растягивается на несколько лет. Анаэробные процессы (без доступа воздуха) происходят с медленным накоплением гумуса;
  • при обороте пласта семена сорных трав оказываются в нижних слоях грунта, и прорастать они не могут. Оставшиеся на поверхности корни вымерзают. В результате резко понижается засоренность почв;
  • вымерзающие комки земли в зимний период легче крошатся весной. Образуется легкий рыхлый поверхностный слой, в котором культурные растения могут получать более обильное питание;
  • внесение органики перед пахотой позволяет организовать активное перегнивание навоза или сидератов, если их посеяли после уборки основных культивируемых культур.

Фрезерование грунта весной

Агротехника с использованием мотоблоков предусматривает рыхление на глубину всего почвенного горизонта с помощью активной фрезы. При этом добиваются следующих результатов:

  • почва разрушается до оптимального размера. Установлено, что комки размером 8…16 мм способствуют лучшему охвату корнями. Растения образуют мощную корневую систему, которая способствует эффективному использованию питательных веществ из почвы для роста стеблей и формирования урожая;
  • стержни инструмента выкорчевывают из слоя корни многолетних сорняков: вьюнка полевого (березки); пырея ползучего; крапивы; яснотки; куриного проса;
  • в почвенный слой при многократном проникновении режущих пластин проникает значительное количество воздуха. Активизируются процессы перегнивания органики внутри обработанного грунта.

Типы фрез

Активный инструмент может совершать вращательное движение в разных плоскостях:

  1. Перпендикулярно направлению движения мобильного агрегата, ось параллельна земле. При этом поступательное перемещение происходит за счет захвата нового участка грунта.
  2. Ось расположена по оси движения. Вращение роторов происходит по часовой или против часовой стрелки. Такие инструменты не получили распространения, так как при их работе формируются свальные или развальные борозды. Необходимо выполнять планировку после измельчения почвенного слоя.
  3. Ось располагается перпендикулярно к земле. Приходится преодолевать повышенное сопротивление почвы, поэтому подобная обработка применяется при локальных рыхлениях.

Типы фрез для обработки почвы: а – пружинный; б – плоский рыхлитель; в – крючок; г – прямая лапка; д – саблевидный; е – винтовая фреза-окучник

При разработке фрез конструкторы исходили из необходимости не только раздробить грунт, второй задачей ставили прочесывание слоя с целью отделения длинных подпочвенных корней, которые образуются у многолетних сорняков. Предлагаются разные схемы движения режущих и вычесывающих кромок внутри почвы.

Перед проектировщиками возникает вопрос о том, какие фрезы лучше.

До 1990 г. многие производители предлагали использовать пружинный инструмент. Он эффективен на окультуренных участках. Основная задача – это удаление корневищ. При всех плюсах подобных разработок производители не сумели обеспечить высокую производительность. Агрегат перемещался со скоростью менее 0,2…0,3 м/с, что не устраивало большинство пользователей.

Плоский рыхлитель показывает высокую скорость работы, но между пластинами остаются необработанные участки. Приходится проводить несколько повторных рыхлений, что снижает эффективность работы.

Пружинные крючки оказываются полезными при использовании пассивных инструментов. Ими оснащают бороны. Вычесывание возможно на глубине до 15…20 см.

Лапки прямого профиля оказались довольно эффективны, но саблевидный тип оказался технологичнее в изготовлении. Поэтому большинство изготовителей оборудования для мотоблоков ориентируется на выпуск именно этого типа инструмента.

Винтовые фрезы применяют не для глубокой обработки, а для активного окучивания гряд. Некоторые культуры нуждаются в присыпке прикорневой части, поэтому подобные устройства оказываются востребованными только для подобной операции.

Еще одна интересная конструкция – это барабанная фреза. Обычно их устанавливают сразу две. Основной плюс данной установки заключается в простоте устройства. Как отмечают пользователи, ставить подобные рабочие органы можно на мотоблоки «Ока», «Салют», «Патриот», МТЗ или «Хопер».

К сожалению, у подобной разработки имеются определенные недостатки:

  1. Жесткость образующих барабана невысокая. Необходимо устанавливать промежуточные опоры во внутреннем пространстве.
  2. Для нормальной работы необходимо догружать мотоблок дополнительным грузом, иначе удерживать его на определенной глубине довольно сложно.
  3. Увеличение веса затрудняет эксплуатацию агрегата. Оператору приходится затрачивать большие усилия на поворотах.

Саблевидные органы

Большинство производителей оснащают свои мотоблоки саблевидными фрезами. Их отличает большое количество сборочных элементов. При реализации в торговой сети или при заказе через интернет пользователь получает набор полуосей, а также крепежа и пластин, формирующих всю конструкцию.

Основные элементы рабочего саблевидного типа

При необходимости самостоятельного изготовления используют рабочие чертежи, а также последовательность изготовления деталей. На мотоблок «Нева» самодельные фрезы изготавливают согласно прилагаемой технологии.

Из листовой стали толщиной 6 мм необходимо вырезать пластины будущего ножа. Данный чертеж распечатывается на принтере. Наклеивается на лист металла. По контуру выполняется вырезание профиля. Сверлятся необходимые отверстия. Первое изделие служит в качестве шаблона для остальных ножей. По нему выполняют разметки остальных деталей. Все заготовки собирают в пакет, потом обтачивают совместно. Тогда все ножи будут иметь одинаковые параметры.
В дальнейшем потребуется изгибать плоскую деталь согласно представленному чертежу. Половина деталей затачивается с одной стороны, вторая половина должна затачиваться с другой. Так получаются правые и левые сабли.
Чтобы все гибы производились одинаково, используется вспомогательное приспособление. В нем имеются: труба Ø 170…175 мм, длиной 140 мм; параллельный упор из полосы толщиной 6 мм, шириной 140 мм; угловой упор из полосы 6 мм, шириной 140 мм.
Изготовление кондуктора. Приспособление сваривается в единую конструкцию. Дополнительно привариваются шпильки М12. Они нужны для фиксации заготовок. Прижимная пластинка будет фиксировать заготовку в нужном положении.
На валу привариваются фланцы. В результате получается правый и левый блок сабельных инструментов для обработки почвы. В работе они заглубляются до середины вала.
Фланцы располагают на расстоянии 100 мм. Каждый последующий фланец поворачивается на 45 ⁰ относительно предыдущего. Поэтому в процессе работы биения не наблюдается.
Остается собрать правые и левые ножи. Для сборки используют болты и гайки М8.
Читайте также:  Вспашка земли мотоблоком

На разных типах энергосиловых установок монтируют разное количество фрез.

  1. На мотоблок «Брайт» ставят 4 пары фрез. Ширина захвата достигает до 1300 мм.
  2. Фрезы «Целина» формируются из трех пар фрез.

У пользователей возникает вопрос, нужно ли точить ножи. Каждый год перед началом сезона проводят инспекцию режущих кромок. При затуплении приходится их затачивать. Используют лепестковые круги с зерном № 100.

Фрезы «Гусиные лапки»

Конструкция «Гусиные лапки» впервые была предложена в 1986 г. на Минском тракторном заводе (МТЗ). Конструкторы обосновали необходимость подобного ротора тем, что при обработке грунта на целине обычные фрезы ломаются.

Можно приобрести готовые инструменты подобного типа. Их также можно изготовить своими руками.

Фрезерный вал размещается за мотоблоком. Чтобы передать вращение от вала отбора мощности к приводному валу, необходимо произвести монтаж вспомогательной рамы. Крутящий момент передается от ВОМ дифференциалу, расположенному в заднем мосте от легкового автомобиля. От полуоси, выходящей из дифференциала, вращается звездочка. Далее вращение приходит на ведомую звездочку. Она вращает рабочий вал. На нем установлены штанги с гусиными лапками.
Рабочий вал будет размещен на расстоянии 450 мм от заднего моста. Для изготовления используется труба Ø 54 мм. Нужно подготовить опорную раму, а также весь приводной цепной приводной механизм. Вращение будет передаваться с обеих сторон от дифференциала.
Фланцы изготавливаются из пластин толщиной 5 мм. Они нарублены в квадраты со стороной 100 мм. Заготовки собраны в пакет. Так проще одновременно просверлить все фланцы одновременно. На токарном станке устанавливается четырехкулачковый патрон. Сзади расположен обычных трехкулачковый патрон.
Использование двух токарных патронов позволяет центрировать квадратную заготовку строго по центру. Каждый кулачок на четырех кулачковом патроне фиксируется отдельно.
После сверления выполняется расточка расточным резцом. Необходимо проточить до диаметра 54 мм. Такой размер имеет труба, используемая в качестве вала.
Пакет готовых фланцев разбирается. Они будут приварены к валу.
По аналогии с имеющимися звездочками нужно изготовить второй комплект ведомых звезд для цепи.
Из листа толщиной 6 мм изготавливаются новые звездочки. Выполняется разметка. Сверлятся отверстия, которые служат пазами для опоры роликов цепей. С помощью отрезного диска выпиливается внешний контур. В центре высверливается центральное отверстие, необходимое для ориентированной установки звездочки на вал.
Рама изготавливается из листа толщиной 6 мм. Место будущего изгиба пропиливается на половину толщины. Выполняется необходимый изгиб на заданный угол. Провариваются пропилы, в дальнейшем обратный изгиб невозможен. Форма изделий стабильная.
В щечках рамы высверливается отверстие. В него в дальнейшем будет установлен корпус подшипника. Отверстие дорабатывается лепестковым кругом УШМ.
Боковина рамы закрепляется к заднему мосту. Между звездочками располагают цепь.
Перед монтажом цепи уточняется количество звеньев. При необходимости устанавливаю дополнительные или удаляют лишние.
Вваривается стакан опоры подшипников, а затем устанавливается рабочий вал.
К звездочкам приваривают центрующие втулки. Они устанавливаются на ведущем валу (полуосях заднего моста).
На ведомый вал устанавливают звёздочки через опорные подшипники. Крутящий момент на вал будет передаваться через шпонки. На полуосях проточены пазы для шпонок.
После предварительной сборки получена рамная конструкция. Следующий этап – это приварка фланцев.
Вид сбоку показывает, что рабочий орган будет иметь большую ширину, чем имеет мотоблок. Поэтому захват при обработке будет превышать колесную базу силовой установки.
К фланцам прикручиваются пластины. При поломках их нетрудно заменить на новые. Остается только приварить их по месту на вал. К самим удлиняющим пластинам будут приварены лапки.
На валу фланцы располагают на расстоянии 100 мм друг от друга. При этом каждый последующий фланец повернут относительно предыдущего на 45 ⁰.
Собранная почвенная фреза окрашивается. Она готова к использованию.

Видео: фрезы на мотобок.

Пользуясь приведенной технологической последовательностью, мастер может самостоятельно изготовить дополнительные фрезы для своего агрегата.

Фрезы для мотоблока

Фрезы – это один из наиболее часто применяемых видов оборудования для мотоблоков. Переоценить роль фрез в ведении сельского хозяйства достаточно сложно, ведь эти приспособления позволяют качественно обработать почву и полностью подготовить ее к дальнейшей посадке при минимальных затратах времени с сил фермера.

Какие фрезы лучше для мотоблока – определяемся с выбором

Многим начинающим фермерам бывает довольно затруднительно определиться с подходящими для работы фрезами. На самом деле ничего сложно в этом нет – потребуется только изучить и сравнить качества и характеристики разных типов оборудования. Имеющиеся на рынке фрезы делятся на 2 вида:

  • саблевидные фрезы – приспособления этого типа пользуются самым высоким спросом, именно такие фрезы входят в комплект поставки множества мотоблоков. Среди основных причин популярности фрез этого типа следует выделить высочайшую эффективность, способность обрабатывать любую почву, в том числе, ранее не тронутую сельскохозяйственной техникой. Качественные модели саблевидных фрез изготавливаются в 2 этапа: сначала из углеродистой стали формируются изделия повышенной прочности. На следующем этапе производства ножи поддаются длительной термической обработке под воздействием высокочастотных токов. Основным признаком качественных саблевидных приспособлений является невозможность сварки режущих поверхностей;
  • фрезы «гусиные лапки» – оборудование этого типа появилось на рынке сравнительно недавно. На практике обработке такого рода приспособлениями поддается твердый грунт. на котором отсутствуют твердые сорняки. Высокая эффективность этих фрез достигается за счет их специфической формы. Последняя также позволяет не навредить корням посаженных растений в процессе культивирования огорода. Среди основных минусов такого рода приспособлений следует выделить их низкую прочность и массу неудобств при ремонте.

При покупке фрез любого из этих видов обязательно учитывайте тип грунта, который предстоит обрабатывать перед и после посадки.

Фрезы для мотоблока самодельные – порядок изготовления оборудования


Простая конструкция фрез для мотоблоков позволяет сделать такого рода приспособления своими руками. Ниже рассмотрим правильный порядок действий при изготовлении разных типов оборудования для вспашки почвы.

Как собрать правильно фрезы на мотоблок – изготовление саблевидного оборудования

Непосредственно перед изготовлением саблевидных роторных приспособлений советуем вам изучить чертежи, которые подскажут вам правильный порядок действий при сборке оборудования.

Любая саблевидная фреза к мотоблоку состоит из двух взаимосвязанных блоков, в каждом из которых находиться по 12 фрез. В конструкцию одного отдельного блока входит 3 узла, каждый из которых оборудован 4 режущими ножами. Последние, в свою очередь, расположены по отношению в 30 ° по отношению друг к другу.

Сборка саблевидных приспособлений выполняется следующим образом:

  1. Для начала сделайте стойку, используя для этого уголок 6,3×4 см;
  2. Один из концов стойки приварите к фланцу таким образом, чтобы потом вы смогли объединить между собой 4 режущих ножа;
  3. Все режущие элементы фрезы соедините между собой посредством фланцев и болтов с шайбами.


Изготовленная таким образом роторная фреза обладает высокой прочностью и устойчивостью, что позволит вам использовать ее для обработки грунтов любой плотности.

Изготовление фрез «гусиные лапки»


Непосредственно перед сборкой приспособлений этого типа потребуется тщательно подготовиться к работе. С инструментов и материалов вам понадобится:

  • стальная труба, диаметром 4,2 см;
  • стальные пластины для изготовления режущих ножей;
  • аппарат для сварки;
  • болгарка с набором дисков.

Активная фреза типа «гусиные лапки» собирается в следующем порядке:

  1. Для изготовления режущих элементов можно воспользоваться рессорами от автомобиля. Нарежьте их на одинаковые куски, после чего приварите к стальной трубе, играющей роль основания;
  2. Кромки режущих элементов тщательно наточите и приварите к используемому основанию;
  3. Собрав оборудование, запустите его и произведите необходимые настройки. При этом учитывайте, что после запуска мотоблока ножи оборудования должны висеть в воздухе, а не касаться земли.


Для того чтобы фреза «гусиные лапки» прослужила как можно дольше, ее нужно медленно опускать на землю. В противном случае оборудование может сломаться.

Самостоятельная установка фрез на мотоблок

Самостоятельная установка оборудования на мотоблок выполняется абсолютно одинаково, как для саблевидных фрез, так и для приспособлений типа «гусиные лапки».

В любом из случаев порядок действий выглядит следующим образом:

  1. Изготовленные фрезы установите на специальный деревянный «козел», высотой около 0,5 м;
  2. Аккуратно наклоните мотоблок под углом в 45 °, и уприте его на сошник;
  3. Подставьте «козелки» под рукоятку руля мотоблока;
  4. Демонтируйте штатные колеса сельскохозяйственной машины, и установите вместо них самодельные фрезы;
  5. На левом и правом наружном конце фрез надежно закрепите тарелки для фрез – они существенно улучшат ход мотоблока с фрезами и сделают его более плавным и устойчивым.


После выполнения всех перечисленных действий можете приступать к обработке грунта. Во время работы не забывайте следить за надежностью крепления тарелок, фиксирующих основные и дополнительные фрезы на мотоблоке.

Нужно ли точить фрезы на мотоблок – разбираемся вместе

Дать однозначный ответ на этот вопрос достаточно сложно в виду нескольких факторов. Во-первых, большое значение имеют рекомендации производителя фрез. Некоторые компании, занимающиеся выпуском высококачественного оборудования для вспашки почвы, не советуют выполнять заточку режущих элементов, так как это приведет к ухудшению эффективности фрез и потере гарантии на их обслуживание. Другие производители, наоборот, рекомендуют обязательно точить фрезы перед каждым сезоном эксплуатации мотоблока.

Второй важный фактор – это результат, который может принести заточка фрез. Единственный, но очень важный плюс, который дает данная процедура – это легкость в процессе культивации, ведь заостренным режущим ножам будет гораздо легче углубляться в грунт и эффективно вспахивать его. К минусам заточки относиться необходимость каждый раз выполнять демонтаж и установку оборудования на мотоблок. Еще один очень важный недостаток – это способность фрез измельчать глубоко спрятанные в земле корни сорняков, что приведет к их интенсивному вегетативному размножению по всей площади огорода.


Третий фактор – это тип обрабатываемой почвы. Если почвофреза на мотоблоке используется преимущественно в целях обработки твердых глинистых грунтов и целины, то заточка режущих ножей поможет быстрее и качественнее вспахать такую землю. Если же грунт на огороде мягкий, то точить используемый комплект фрез, как правило, не нужно.

Все перечисленные совету по изготовлению, установке и заточке приспособлений подходят для эксплуатации оборудования в паре с мотоблоками Нева МБ-1, МБ-2, а также сельскохозяйственными машинами марок МТЗ, Целина и агрегатов других импортных и отечественных производителей.

Ссылка на основную публикацию